Обезглавленный памятник открывает в Ижевске эпоху стихийного сюрреализмаС первого взгляда возникает ощущение, будто чей-то памятник приговорили к казни через повешение. Однако при ближайшем рассмотрении замечаешь, что подобная процедура данному явлению монументального искусства уже не грозит. Угадываемые под грубой материей контуры тела скульптуры свидетельствуют, что она лишена головы. Памятник красному комдиву Владимиру Азину на привокзальной площади установили в далеком 1967 году. Тогда страна праздновала 50-летний юбилей большевистской революции, и советско-партийному руководству показалось логичным, что скульптура героя Гражданской войны займет место рядом с железнодорожной линией, вдоль которой в 1918 году возглавляемая Азиным 2-я сводная дивизия красных вела наступление на Ижевск. Железнодорожники не возражали, и фигура латыша-большевика на несколько десятилетий украсила собой привокзальный сквер.
Азин как памятник и человек Однако памятник Азину так и не стал для жителей привокзального района культовой фигурой. Например, скульптуре лося, установленной при въезде в Ижевск по Якшур-Бодьинском тракту, которая тоже не отличается особыми художественными достоинствами, как известно, в данном отношении повезло несравненно больше. Из собственных детских воспоминаний, связанных с памятником Азину, могу отметить лишь ежегодные сборы вокруг него школьников перед отправкой в пионерлагерь 'Юный железнодорожник'. Само имя Азина для большинства ижевчан вызывает скорее ассоциации с главной улицей Татар-базара, чем с событиями легендарной Гражданской. Между тем даже самое поверхностное знакомство с биографией Владимира Азина заставляет подозревать в нем личность неординарную. Уже в 22 года этот сын сельского портного возглавил Арскую группу войск Красной Армии, которая мощным ударом выбила белых из Арска. В битве за Казань Азин на вороном коне, в кожаной тужурке с широким красным шарфом через плечо, размахивая сверкающей в руке шашкой, лично возглавлял решающую атаку бойцов батальона имени III Интернационала и кавалеристов своей дивизии. Позднее, во главе 28-й Железной дивизии, сражавшейся на Дону с белоказаками, Владимир Азин во время рекогносцировки местности попал в засаду и был взят в плен. В плену якобы белые склоняли комдива перейти на их сторону, обещая даже чин генерала и пост заместителя командующего армией, но тщетно. 18 февраля 1920 года по приговору военно-полевого суда Азина повесили на площади станции Тихорецкой.
Таинственный распад А спустя более чем 80 лет на другой станции - Ижевск - 'железного комдива' Азина, как видим, постигла еще одна неприятность. 19 апреля 2003 года работники Ижевского отделения Горьковской железной дороги, выйдя на традиционный субботник, с удивлением обнаружили, что памятник Азину лишился головы. Впрочем, оная, как и папаха героя, вскоре обнаружились валяющимися у подножия скульптуры. Встал вопрос: что это - злой умысел или результат естественного процесса? Следует отметить, что железнодорожники, на балансе которых находится скульптура красного командира, сегодня отнюдь не прочь избавиться от нее. Новый (назначенный в августе прошлого года) начальник вокзала Андрей Спиридонов считает, что нахождение памятника Азину в привокзальном сквере малопонятно и исторически необоснованно, скульптура расположена неудачно ('лицом к вокзалу, спиной к городу') и, кроме того, препятствует реконструкции привокзальной площади. Реконструкция же предполагает более удобный, прямой (а не обходной, как сейчас) доступ людей от улицы Гагарина к вокзалу непосредственно через сквер (ограда сквера уже убрана), в центре которого логично будет разместить торговые павильоны. В связи с этим железнодорожниками было внесено предложение городским властям рассмотреть возможность переноса памятника. Однако подозревать в свете данных намерений железную дорогу в тайной организации акта вандализма с целью ускорить процесс переноса вряд ли стоит. Во-первых, это несвойственно менталитету железнодорожников. Во-вторых, городские власти с пониманием отнеслись к предложениям железной дороги. В-третьих, милицейское расследование, предпринятое местным участковым, пришло к выводу, что насильственного обезглавливания памятника не было. Памятник выполнен из мягкого материала (видимо, бетона), никогда, насколько известно, капитально не реставрировался, и поэтому голова его скатилась, скорее всего, сама собой. Как сообщили нам в Ленинском РОВД, уголовное дело по акту вандализма заведено не будет. Правда, теоретически с таким решением еще может не согласиться прокуратора, но это уже маловероятно.
Быть или не быть? Сегодня, тем не менее, весьма актуален вопрос, что делать с Владимиром Мартыновичем Азиным дальше? Его голова сейчас хранится у железнодорожников, но просто приделать ее обратно вряд ли удастся. В очень плохом состоянии находятся также руки и одна из ног комдива. Следовательно, если будет решение о восстановлении памятника, то его придется фактически ваять заново. Снимать с прежней скульптуры отливку и воссоздавать ее в новом, более прочном материале - например, в камне. Впрочем, сколько-нибудь значимой художественной ценности этот памятник, мало чем отличаясь от стандартной парковой скульптуры, не имеет, поэтому вопрос о восстановлении памятника большевистскому герою лежит исключительно в плоскости морально-этической и политической. Проблема, так сказать, исторической памяти - отказываемся мы от коммунистического прошлого или берем с собой и эту часть нашей истории? Так примерно рассуждает вице-мэр Сергей Протозанов, под руководством которого городская комиссия содействия охране памятников истории и культуры должна будет принять судьбоносное решение. 'Некрасиво, что маленький памятник стоит на большей площади, - сказал вице-мэр, отвечая на наш вопрос о его личной позиции в данной ситуации. - Но Азин - часть нашей истории, которую переделывать нельзя. Это же не то, что изобилие скульптурных изображений Ленина. Поэтому, я считаю, памятник надо восстановить и перенести'. Интересное предложение высказала в ходе нашей с ней беседы главный художник города Елена Чугуевская. Она считает, что достаточно будет установить где-нибудь на улице Азина соответствующий памятный знак, который напоминал бы людям о событиях, связавших когда-то судьбы комдива и Ижевска.
Сыгравший в ящик (кировским путем) Кстати, Елена Станиславовна приоткрыла в разговоре завесу другой долгое время мучившей меня тайны: куда исчез памятник Кирову, стоявший перед гастрономом, расположенным напротив кинотеатра 'Дружба'? Оказалось, что, как и герой нашего расследования, памятник Кирову просто развалился от старости. Сегодня части его большого бетонного тела отданы на консервацию - хранятся в ящике в муниципальном предприятии 'Ритуал'.
Памятник российскому сапогу Какое бы ни было принято городскими властями решение, очевидно, что сюрреалистическое зрелище, какое сегодня являет собой обезглавленный памятник Азину, ижевчане и приезжие будут наблюдать еще долго. До сих пор в мэрию, по словам Сергея Протозанова, не поступило письмо от руководства Ижевского отделения железной дороги с предложениями в связи с изменившейся ситуацией. А пока нет бумаги, дело, конечно, не сдвинется с мертвой точки. Но и потом, если будет решение о восстановлении памятника, встанет вопрос о финансировании - у железной дороги, озабоченной сегодня реконструкцией старого здания вокзала, вряд ли есть лишние деньги на реализацию художественных проектов. А может, имеет смысл оставить все, как есть? Пусть стоит себе и дальше этот постепенно сам собою распадающийся памятник. Очень было бы концептуально. Когда-нибудь там останутся только сапоги.
Из досье 'Д'
Азин Владимир МартыновичАзин Владимир Мартынович

Родился в семье портного-латыша в белорусской деревне Марьяново Полоцкого уезда Витебской губернии... Окончил церковно-приходскую школу, Полоцкое городское училище. В 1915 г. призван в армию и служил в инженерно-строительном батальоне... Октябрьский переворот встретил восторженно, добровольно вступил в ряды Красной гвардии. В начале 1918 года командовал Латышским коммунистическим отрядом, затем в Вятке занимался формированием из местных боевых дружин и отрядов красногвардейцев отдельного стрелкового батальона РККА... Во главе 2-й сводной дивизии красных брал города Сарапул, Воткинск, Агрыз, Ижевск... В 80-е годы ХХ века среди общественности Ижевска ходил слух, что Азин был наркоманом - то ли нюхал кокаин, то ли кололся морфием.