ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИЖЕВСКА, декабрь 2002Комплексные показатели нынешних января и февраля настраивали на написание очередного 'Фальстарта'. Однако в марте произошло чудо. Удмуртия не просто подпрыгнула, а выпрыгнула из ямы: индекс развития, рассчитываемый к прошлому году, в I-м квартале 2003-го перешагнул 'нулевой' уровень сразу на 14 пунктов. Мартовский ИЭР к уровню февраля увеличился более чем в полтора раза - 157 и 101 пункт соответственно. В прошлом году рост от месяца к месяцу тоже имел место, достигая иногда и 40, и 50 процентов, но сколько-нибудь значимого системного улучшения в экономике не наблюдалось - прошлогодний уровень развития всякий раз оказывался непреодоленным. И вот планка взята, причем со значительным 'запасом'. Экономическая ситуация в целом разительно отличается от той, что складывалась в начале 2002 года. Есть ли это симптом выздоровления? Посмотрим, какие факторы лежат в основе совершенного рывка и, главное, насколько они серьезны, чтобы обеспечить устойчивый подъем экономики Удмуртии.
Анатомия успеха При анализе структуры мартовского индекса развития картина успеха проясняется. Впервые за последние полтора года ИЭР потянул вверх такой показатель, как 'сальдированная прибыль' (прибыль минус убыток). В феврале крупные и средние предприятия республики получили ее в объеме 735 млн рублей, что в 1,5 раза больше среднемесячного значения текущего года. Вместе с тем эта цифра значительно меньше месячной 'нормы' для выполнения плана по прибыли, установленного программой социально-экономического развития на 2003 год в размере 13 млрд рублей, или в среднем по одному миллиарду в месяц. Суммарный объем чистой прибыли по Удмуртии в январе и феврале составил 9 процентов от годового плана правительства. В прошлом году он достигал 10 процентов от скорректированного плана по прибыли (в течение 2002-го из-за угрозы срыва он уменьшился с первоначальных 18,9 до 12-12,5 млрд рублей) и 13 процентов - от реальной цифры на конец года в 9,3 млрд рублей. Как видно, взятый в начале 2003-го темп сбора прибыли указывает на то, что 13 млрд - цифра несколько завышенная. Примерно на 3 миллиарда. Все, конечно, может измениться, но пока ситуация с прибылью только продолжает ухудшаться: ее объем, полученный крупными и средними предприятиями Удмуртии в январе-феврале 2003 года, - 1,2 млрд рублей - составил лишь 82 процента к уровню 2002 года. В общем объеме прибыли растет доля топливной промышленности: по итогам первого квартала 2002 года предприятия этой отрасли заработали 48 процентов всей прибыли, сегодня - уже 62. На фоне общего снижения прибыли данный факт свидетельствует о том, что возможности 'нефтянки' по обеспечению экономического роста республики год от года сужаются. В то же время в этом году резко повысилась 'прибылеобразующая' роль электроэнергетики - с 8 процентов в общереспубликанском объеме прибыли в январе-марте 2002-го до 21 процента в этом году. Таким образом, в первом квартале экономика Удмуртии в части прибыли в значительной степени поддерживалась высокими мировыми ценами на нефть и тарифами на электроэнергию. Первый из этих факторов подавляет инвестиционный процесс во всех других, менее рентабельных, сферах экономики, второй - повышает удельный вес затрат в структуре себестоимости продукции. Недаром снижение прибыльности экономики происходит одновременно с уменьшением в ней доли обрабатывающих отраслей (так, доля тяжелой промышленности снизилась с 24 до 4 процентов), в которых занята основная масса населения Удмуртии.
В полный рост Судя по зарегистрированному Госкомстатом росту производства в промышленности, полоса упадка, имевшая место в начале 2001-го и 2002-го годов из-за тотальной нехватки заказов, в нынешнем году в Удмуртии не повторится. Выпуск промышленной продукции на предприятиях республики в физическом исчислении, то есть без учета годового роста отпускных цен, достиг в январе-марте внушительной цифры в 113 процентов. Важно, что в стороне от процесса не остались базовые отрасли республики. В машиностроении и металлообработке производство выросло по итогам первого квартала 2003-го на 21 процент, тогда как год назад в этой сфере промышленности регистрировался почти такого же размера спад. Выпуск автомобилей увеличился на 31 процент. О постепенном наращивании нефтедобычи свидетельствует индекс физического объема производства в топливной промышленности. В прошлом январе-марте он составлял 101,6 процента, в нынешнем - 106. За три месяца добыто около 2,1 млн тонн нефти. При сохранении достигнутых темпов годовой план по нефтедобыче в 8 млн тонн будет перевыполнен. Вместе с тем среднее арифметическое объема производства традиционно обеспечили такие 'малоформатные', но динамично растущие отрасли республиканской промышленности, как мукомольно-крупяная, полиграфическая и медицинская, - рост в первом квартале от 10 до 50 процентов. Без этих гигантских цифр подъем выглядел бы скромнее. Кроме того, рост производства по-прежнему не влияет на рост прибыли, которая в большинстве отраслей почти полностью 'съедается' затратами на производство. Прибыльность в промышленности Удмуртии, как отношение полученной прибыли к объему выпущенной продукции, в целом даже уменьшилась - с 14 процентов в январе-феврале 2002-го до 9 процентов в этом году. Высокие отпускные цены заводов-изготовителей (рост с начала года 11 процентов) становятся причиной потери конкурентоспособности удмуртских товаров. В первом квартале объем отгрузки сократился с обычных 90 процентов от всей произведенной до 82-х. По состоянию на 1 апреля, заводские склады пополнились нереализованной продукцией на сумму 1 млрд рублей. В результате суммарный объем замороженных оборотных активов предприятий промышленности достиг в марте 8,7 млрд рублей, что превышает общую сумму их ежемесячного объема производства. При таком раскладе достигнутый рост производства просто теряет смысл.
Промежуточные выводы
В сущности, объем промышленного производства в марте - в денежном, а не в процентном выражении - не представляет собой ничего революционного. Он всего лишь чуть-чуть превысил среднемесячный показатель выпуска продукции в 2002 году, равный 7 264 млн рублей. То есть прошлогодний 'потолок' в производстве не преодолен. Прорыв пока получается лишь в сравнении с депрессивным первым полугодием 2002-го, но с наступлением лета и, особенно, осени ориентированное на количественные показатели развитие может приобрести отрицательную динамику. Мартовский объем инвестиций в основные фонды составил по итогам первого квартала 89 процентов от среднего уровня прошлого года. Прирост этого показателя в текущем году пока значительно опережает реальную отдачу экономики, выраженную в объемах прибыли. Это может говорить о позитивных ожиданиях инвесторов, которыми являются в основном сами предприятия. Хотя с другой стороны, по данным Госкомстата, индекс предпринимательской уверенности крупных промышленных предприятий Удмуртии составил в апреле лишь 9,5 процента, снизившись по сравнению с мартом на 2,4 процентных пункта.
Индекс экономического развития: март к январю-февралю - 157 январь-март к 2002 году - 114
Индекс экономического развития (ИЭР) рассчитан 'Д' на основе данных Госкомстата УР. Экспертам (в их число вошли руководители предприятий различных отраслей, а также крупные чиновники правительства и Госсовета) предлагалось проранжировать четыре показателя с учетом степени важности каждого из них при диагностике экономического состояния. Общая сумма баллов была принята за единицу, и от нее рассчитан удельный вес (или коэффициент) каждого из показателей. В глазах экспертов показатели оказались неравнозначны: сальдированная прибыль - 0,32, объем производства - 0,28, инвестиции в основной капитал - 0,25, превышение 'кредиторки' над 'дебиторкой' - 0,15. Госкомстатовские проценты роста/снижения по данным показателям корректируются с помощью найденных коэффициентов, затем полученные значения суммируются. Если по всем четырем показателям не произошло ни роста, ни снижения к сопоставляемому периоду, то ИЭР равен 100. В ежемесячных обзорах 'Д' ИЭР рассчитывается к прошедшему периоду текущего года, а также к аналогичному периоду прошлого года.

Основные экономические показатели в первом квартале 2003 года