Даже возникло ощущение, что показанный нам 'эфир' был таким же 'прямым', как последние выборы - демократическими. 'Какой там прямой эфир! - обратил мое внимание на качество заданных вопросов по поступившим звонкам знакомый телевизионщик. - Ты посмотри, какие 'уроды' звонят в ... (он назвал достаточно популярную местную телепрограмму с прямыми звонками от зрителей)!' Действительно, вроде бы население у нас то же самое, однако ни один 'урод' до президента не дозвонился.
Но оставим в стороне все эти подозрительно 'отшлифованные' звонки с отличной связью и своевременными вопросами, как и абсолютную невозможность дозвониться в ходе передачи до студии. Не будем акцентировать внимание и на том, что два из пропущенных в эфир вопросов были заданы президенту одним и тем же голосом. Первый раз он представился 'инженером с автозавода' и задал мудреный даже для инженера вопрос: 'Какие меры по решению задач дальнейшего повышения эффективности промышленной политики предпринимает правительство'? Второй раз тот же голос интересовался бесплатными секциями для подростков.
Так в чем же была главная цель данного мероприятия? Попробуем выяснить.
Все, кто смотрел эту программу с пристрастием, могли заметить, что президент Удмуртии успел затронуть за выделенный на общение с народом час практически все темы, на раскрутке которых в последнее время формируется его политический имидж: кредиты молодым семьям, указ об отчислениях предприятиями средств на строительство жилья, строительство в Воткинске объекта по уничтожению ракет, заказы для МПС, республиканский комбинат детского питания, хоккейные коробки и т.д. Даже был высказан упрек в адрес мэрии Ижевска - многодетная семья Романовых, отснятая в подаренной президентом квартире, жалуется в видеосюжете, что в мэрии их встретили словами: 'Если не нравится жить в общежитии, не рожайте'. В результате такого контраста человечность президента получилась еще более убедительной.
Формально цель мероприятия была заявлена так: диалог с президентом предварялся комментарием о том, что с помощью телемоста президент Удмуртии хочет узнать, 'как конкретно отражаются принятые решения на жизни народа'. Вообще-то, из передачи возникло впечатление, что никак. Народ как жил плохо, так и продолжает жить точно так же. Например, одна женщины спросила президента, не успеет ли она состариться до того, как получит жилье по программе помощи молодым семьям. Волков ответил ей следующее: 'Пока ваша очередь не подойдет, вы не выйдете из разряда молодых семей, я гарантирую'. Ответ явно неудовлетворительный - женщина находится в шестой сотне претендентов, и при ежегодном выделении 30 млн рублей на покупку жилья молодым семьям ее очередь подойдет лет этак через десять. Президент, конечно, поможет. Но он не может помочь всем. Поэтому когда глава республики кого-то осчастливливает таким образом, это делается, как правило, публично и называется 'пиаром'.
Президента можно понять. Невозможного нельзя требовать даже от него. Ведь если 19 процентов поступивших в администрацию Волкова обращений классифицируются как 'жилищные', это означает одно - население хочет, чтобы государство дало ему квартиры, либо предоставляло кредиты под символический процент. Все вопросы из области ЖКХ - их 15 процентов - по сути сводятся к одному: государство должно снизить тарифы. А 12 процентов обратившихся по вопросам здравоохранения скорее всего хотят от государства льгот на лекарства в полном объеме. Обычная картина - низы хотят жить хорошо, у верхов нет денег на всех. А отвечать что-то надо - все же диалог с народом. Пусть даже условный - без телефонных агрессоров, 'уродов' и прочих накладок. В общем, звонки телезрителей не помешали Александру Александровичу сказать все, что он хотел. Но мы это уже слышали, и по большей части это - не про нас.
Вы смотрели 'прямую линию' с президентом Удмуртии?
Ваше мнение об увиденном?
Две пенсионерки на Пушкинской:
'Просто-напросто мы включаем другую программу и поэтому даже ее не видели. Мы слышали, что эта передача будет, но у нас же склероз уже. Мы честно говорим, что не обратили на это внимание. Как-то так... Вопросов к президенту у нас не было. Да потому что это бесполезно все'.
Сергей Иванович, 46 лет:
'Да, смотрел. Дак ну чё там, какое мнение... Слишком мало вопросов. Мало ответов, вернее. Я и не пытался дозвониться. У нас одна проблема - квартплата. Слишком высокая. Что задавать-то? Все это бесполезно. Не в наших, как говорится, силах'.
Малаховская Таисия Гавриловна, 58 лет:
'Я знала, что будет эта 'прямая линия', и смотрела по телевизору, но не всю программу. Просто я опоздала. Знаете, вопросов интересных много было, но меня как пенсионера касаются только денежные, материальные вопросы и все. Сама не звонила - считаю, что это бесполезно. Нет смысла. Все это, знаете, неопределенно, все время откладывается вся эта помощь. Что пенсионеру будет, какая помощь? Жди копейки'.
Галина Дмитриевна, инвалид II-й группы:
'Я смотрела, но немножечко - конец уже. Я не знала, что 'прямая линия'. Включила случайно телевизор и... С интересом, конечно, посмотрела. Я считаю, нужно проводить такие передачи почаще. Может, ничего и не сделают, но все-таки надежда появляется, что внимание какое-то есть к людям. Я хотела бы задать такой вопрос президенту: когда на нас, инвалидов, по-настоящему обратят внимание насчет лекарств? Я имею в виду льготные лекарства'.
Мужчина лет 50-ти:
'Нет, ничего даже не слышал. А вообще, нет, слышал. Но не смотрел. Просто некогда было, занят я был. Вопрос президенту? Некогда мне сейчас, в больницу спешу'.
Мужчина (не представился):
'Не смотрел. На огороде я работал, некогда было. Я бы спросил о пенсионном обеспечении - я сам пенсионер. Плохо потому что живется. Ну, не знай, что конкретно-то... Подумать надо, просто так не скажешь'.
Дмитрий, 29 лет, столяр-мебельщик:
'Так, мельком смотрел. Обещают много, а на деле-то ничего не делается. Я раза три, наверное, позвонил, но все занято было. Я хотел ему задать вопрос: сейчас же убрали бесплатный проезд для почетных доноров, а я являюсь почетным донором. Почему это делается так? Всё ссылаются, что с федерального бюджета не поступают средства и что местные органы власти не могут финансировать это. Еще по коммунальному вопросу: почему так резко подняли цены? Ответ на него я не услышал'.
Ольга, 21 год:
'Да, я слышала, но не смотрела - не интересуюсь политикой. Вы знаете, много что говорят, но мало что выполняют. Поэтому слушать об этом я считаю бесполезной тратой времени. Лично к президенту у меня вопросов нет, но хотелось бы поднять вопрос о повышении стипендий студентам. Я студентка, и меня это не устраивает. Больше злободневных вопросов у меня нет'.
Вадим, 35 лет:
'А? Не-а, не слышал. Какой вопрос бы задал? Я хотел бы, чтоб в нашем городе было метро'.
Яна, 20 лет, студентка:
'Я сама не слушала. Знала, но просто у меня времени нет - работаю, учусь. Я бы задала вопрос, когда у нас с транспортом уже не будет проблем. Чтобы было нормально ездить. Бывает, что троллейбусы и трамваи не ходят, автобусы идут переполненные, и студентам просто невозможно доехать'.
Газета №17 (0613) / 24 апреля 2003 г.
ТЫ ПОЗВОНИЛ ПРЕЗИДЕНТУ?
'Прямая линия' с президентом Удмуртии, показанная в прошлый четверг по каналу 'Моя Удмуртия', напомнила выборы в Госсовет.