Юрий Гагарин в камне.Разгадка тайны? В 1968 году работу по поиску очевидцев катастрофы учебно-тренировочного МиГ-15 возглавлял опытный летчик полковник А.А. Моисеенко. На четвертый день работы комиссии были записаны показания женщины, которая 27 марта в 10.30 утра видела падавший с неба самолет. Самым удивительным в ее словах было то, что она не слышала звука работающего двигателя гагаринской 'спарки'. А вот еще одно - более авторитетное свидетельство: несколько лет назад доцент МВТУ имени Баумана А.В. Козырев разбирал архив своего отца, известного ученого-двигателиста В.Т. Козырева. В отцовских бумагах сын обнаружил интереснейшую запись о разговоре с членом ранее упоминавшейся правительственной комиссии подполковником И.И. Шулинским. Последний в обмен на 'клятву офицера не разглашать никому услышанное' признался: в момент падения МиГ-15 на землю его реактивная труба была абсолютно холодной, поскольку стрелка термометра, фиксирующего температуру выходящих из сопла газов, находилась вблизи нуля. Для специалистов-авиатехников это может означать только одно - за время падения с многокилометровой высоты двигатель истребителя полностью охладился набегающим воздушным потоком. Следовательно, он должен был заглохнуть еще в полете.
Повторение пройденного Многие читатели наверняка помнят об иркутской катастрофе декабря 1997 года. Там во время взлета с полосы местного авиазавода огромный военно-транспортный АН-124 'Руслан' рухнул на один из городских домов, убив десятки ни в чем не повинных людей. По заключению специалистов, причиной этой драмы стали внезапно заглохшие двигатели самолета из-за того, что в их воздухозаборники попало облако так называемой шуги - смеси снега и мельчайших кристалликов льда. Между тем на разбившемся АН-124 стояли силовые агрегаты того же запорожского КБ 'Прогресс', в котором был создан двигатель МиГ-15, который пилотировал Гагарин. По мнению Владимира Сергеева ('Литературная газета' от 17 августа 1999 года), в этих катастрофах с интервалом почти в 30 лет произошло роковое стечение одинаковых обстоятельств, которые обнаружили одну и ту же слабость двух родственных авиационных двигателей. Согласно его версии, самолет Гагарина и Серегина попал в аэрозольную среду, состоящую из переохлажденного водяного пара, ледяных кристалликов и снега. В результате резко понизилась температура газов в камере сгорания, что существенно уменьшило реактивную тягу. На языке авиаторов, самолет начал 'парашютировать', то есть проваливаться, и тогда Гагарин прибавил 'газу', переведя двигатель во взлетный режим. Вот тут-то в переобогащенной топливно-воздушной смеси, насыщенной кристаллами льда, возникла пульсация, которая сорвала пламя с горелок и заглушила двигатель. Тот факт, что в момент столкновения с землей приборы МиГа зафиксировали скорость вращения турбины порядка 10 тысяч оборотов в минуту, еще не говорит о том, что двигатель в это время работал, так как турбина могла вращаться в режиме авторотации (т.е. приводиться в движение воздушным потоком). Расчеты сторонников данной версии показывают, что все попытки летчиков вновь запустить мотор были обречены на неудачу, поскольку в воздухе это можно сделать лишь в строго определенных интервалах трех параметров: скорости полета, оборотов вращения турбины и высоты (от нее зависит плотность окружающего воздуха). К сожалению, и эта очень стройная и логичная версия легко ставится под сомнение всего лишь одним встречным вопросом: а что, если злополучный термометр вышел из строя еще до возникновения чрезвычайной ситуации на борту 'спарки'? Насколько нам известно, никаких иных свидетельств остановки двигателя в воздухе не существует (если не считать таковыми показания женщины, которая едва ли знает, какой именно шум должен производить при падении такой самолет с исправным двигателем).
Основной инстинкт Итак, настало время подвести итоги нашего 'расследования'. Абсолютно все перечисленные версии случившегося являются одинаково убедительными, и, в то же время, каждая из них свидетельствует о том, что кто-то из участников данной драмы допустил грубейшее нарушение действующих инструкций. И тем не менее НИ ОДНА из высказанных версий не объясняет наиболее загадочного обстоятельства катастрофы, которое установили медики, исследовавшие останки Гагарина и Серегина. Согласно их заключению в тканях обоих летчиков совершенно отсутствует адреналин - вещество, которое в моменты опасности мгновенно и непроизвольно выбрасывается в кровь каждого человека. Наверное, мы уже никогда не узнаем, почему эти люди не воспользовались катапультами и даже не попытались покинуть падающий самолет. Не смогли? Не успели? Или не захотели этого сделать? Но даже эти вопросы не столь важны по сравнению с более существенным - почему в этот момент они не испытали чувства опасности? Ведь их мозг был обязан подать этот сигнал, чтобы помочь сознанию найти выход из создавшейся ситуации. Так что же все-таки это было: крайняя степень уверенности в своих силах? Полная потеря сознания? Или наоборот, осознанное стремление к самоубийству? Иначе как могло случиться, что Юрий Алексеевич Гагарин и Владимир Сергеевич Серегин не поддались самому основному из всех человеческих инстинктов, который называется стремлением к самосохранению. А может быть, все намного проще и чувство страха перед надвигающейся смертью просто незнакомо тем людям, которые еще при жизни обессмертили свои имена?..
'НОРД' И 'ОСТ' ЮРИЯ ГАГАРИНА
Юрий Гагарин погиб совсем молодым. В марте 1968-го, когда урна с прахом первого космонавта появилась в Кремлевской стене, ему было всего лишь тридцать четыре. Точно в таком же возрасте ушли из жизни Емельян Пугачев и Василий Чапаев, а еще - всемирно известные летчики Валерий Чкалов и Григорий Бахчиванджи. И если с первыми двумя людьми судьба связала Юрия Алексеевича лишь рекой Урал (она протекает через город, в котором Гагарин получил офицерские погоны), то с двумя последними он соединен узами совершенно мистическими.

Судите сами: Оренбург - место, где будущий космонавт номер 1 становился летчиком-истребителем, в то время назывался Чкалов. Ну а с испытателем первого советского реактивного самолета - Григорием Бахчиванджи герой нашего сегодняшнего рассказа разделил и профессию, и возраст, и даже дату смерти: 27 марта (1943). Любимой книгой многих мальчишек 40-х и 50-х годов был роман Вениамина Каверина 'Два капитана' (по нему, как вы знаете, поставлен знаменитый мюзикл 'Норд-Ост'). Как и главный герой этого произведения, Гагарин попал служить в авиацию Северного флота. Те, кто бывал в тех краях, могут представить себе, что означают полеты в условиях полярной ночи, бесконечных снежных 'зарядов' и совершенно жутких ветров, которые обдувают аэродромы Заполярья. Летать Юрий Алексеевич очень любил, и кто знает, как сложилась бы его судьба, не будь тогда объявлен набор молодых летчиков для овладения 'новой техникой' (именно за такой вполне невинной формулировкой долгое время в СССР скрывалась подготовка к запуску человека в космос). Их было двадцать - молодых и здоровых парней, одинаково хорошо подготовленных для того, чтобы совершить пилотируемый полет на орбиту Земли. Почему из этого числа выбрали именно Юрия Алексеевича? Никакого рационального ответа на этот вопрос нет и быть не может. Первого космонавта - олицетворение достижений самого передового в мире государства - и выбирали тоже по лицу, точнее по открытой и доброй улыбке, которая потом покорила миллионы землян. 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по московскому времени Ю.А. Гагарин на космическом корабле 'Восток' первым из людей преодолел земное притяжение. Это событие буквально всколыхнуло плавное течение жизни всего человечества. Но и в судьбе молодого майора советских ВВС тоже наступил крутой перелом. Всего за год после полета в космос ему присвоили звания Героев четырех государств, вручили высшие награды двух десятков стран мира, сделали лауреатом огромного числа престижных премий, назвали почетным гражданином семи городов СССР, а также девяти городов зарубежья и т.д. и т.п. Но за всем этим почетом и уважением стояла огромная трагедия человека, рожденного летать, но при этом стремительно теряющего свои профессиональные навыки из-за запрета совершать самостоятельные полеты на истребителях (особенно строгим этот запрет стал после гибели третьего космонавта планеты - американского летчика Вирджила Гриссома). 'Нарыв' лопнул 15 ноября 1967 года. В этот день американцы, снимавшие фильм 'Советы в космосе', спросили, почему летчика-аса Гагарина допускают лишь к полетам на учебно-тренировочных самолетах в паре с инструктором. Конечно, Юрий Алексеевич поступил невежливо: не зная, что ответить, он молча развернулся, сел в машину и уехал. На другой день он сказал начальнику Центра подготовки космонавтов генерал-майору Кузнецову: 'Прошу возбудить официальное ходатайство перед командованием, чтобы прекратили мои бесчисленные поездки по стране и за границу. Прошу планировать меня в полеты вместе со всеми. А подлетывать от случая к случаю, как вчера, не хочу!...' Гагарин не был бы Гагариным, если бы не сумел все-таки добиться своего. Поэтому 27 марта 1968 года он отправился на один из подмосковных аэродромов, чтобы сначала слетать инструктором на учебном МиГ-15, а потом совершить самостоятельный полет на МиГ-17. Получается так, что в жизни Юрия Алексеевича Гагарина было два поворотных момента, которые стали своеобразными векторами его судьбы: первый - реализация юношеской мечты и служба на СЕВЕРЕ. А второй - полет вокруг Земли на корабле 'ВОСТОК'. В последние дни марта 1968 года эти векторы трагическим образом сложились друг с другом в воронке у села Новоселово Киржацкого района Владимирской области, что в 90 километрах к северо-востоку от стен Кремля. Или иными словами, в нескольких минутах лета курсом Норд-Ост...