Не прелюбодействуй!Екатерина Сергеева (ИиИД УдГУ, г. Ижевск).Так что у меня с отечественной плакатной продукцией свои счеты. Что, однако, не мешает мне приветствовать Первый Всероссийский Конкурс Нового Отечественного Плаката (КНОП), запущенный в стране еще осенью прошлого года, а в прошлую субботу докатившийся и до Ижевска. 22 марта в выставочном зале Института искусств и дизайна УдГУ открылась выставка работ, представленных на республиканском туре КНОП.
Не прелюбодействуй! позвони мэру! ты незаменим! Всего на республиканский конкурс было прислано 220 плакатов, однако организаторы отобрали для выставки лишь 59. Впрочем, и из этих работ большую часть можно было бы не допускать до глаз публики - без малейшего ущерба для последней. Признаться, ожидания не оправдались. Только 5-6 работ вызывают хоть какой-то интерес с точки зрения авторского замысла, и лишь 2-3 из них отвечают критериям профессионального исполнения. Тем не менее все 59 работ будут направлены в Москву для участия в следующем этапе конкурса. Публики на выставку явилось достаточно много - особенно если учесть, что разместили ее на 6-м этаже при неработающих лифтах. Были здесь и юные девицы, и поседевшие интеллектуалы. Основной вердикт, который вынесло жюри, в значительной своей части состоявшее из профессиональных художников, не вызывает возражений. Первое место было присуждено Александру и Наталье Токмяниным (г. Глазов) за плакат 'Ты незаменим!'. Сюжет таков: карточный домик в несколько 'этажей'; на картах 'первого этажа' изображение человека, на картах более высоких 'этажей' - различные символы национального процветания (науки, искусства, промышленности и пр.); вся эта пирамида заканчивается символами российской государственности - гербом и флагом, а еще выше - изображением планеты. Мол, в основе всего - конкретный человек, гражданин: без него вся колода рухнет. Мысль спорная, но вполне патриотичная и даже демократическая. Если б еще несколько более привлекательная цветовая гамма - цены бы не было. Другой достаточно изящный плакат, занявший второе место, изображает свечу в форме обнаженного женского тела, на огонь которой летят и обжигают крылья беспечные бабочки. Слоган 'Не прелюбодействуй!' раскрывает то ли антиСПИДовскую, то ли пуританскую идею плаката. Автор - студентка Института искусств и дизайна Екатерина Сергеева. Симпатична ирония другой студентки того же института Ольги Лукьяновой: на фоне обветшавшего строения - зарывший в песок голову страус. Подпись: 'Позвони мэру - он примет меры'. Однако визуально работа решена очень пестро и невнятно. А жаль. Представляется, что одной из причин немногочисленности качественных работ явился слабый 'пиар' проекта в республике. Многие перспективные дизайнеры, согласно моим данным, о конкурсе даже не слышали. Не слышали о КНОПе и ребята из группы 'Археоптерикс', единственные, по сути, кто в последние годы успешно работал в Ижевске с формами, близкими к плакатным (проект 'Упаковка').
Не Ты незаменим! Александр Токмянин, Наталья Токмянина (г. Глазов).АПМК как криэйтер национальной идеи Среди тусующихся на вернисаже был замечен менеджер Агентства политического менеджмента и консалтинга (АПМК) Владимир Голубев. Как истинный политтехнолог, он держался в тени, не выставляя напоказ свою настоящую роль во всем происходящем. А ведь именно АПМК - та самая контора, которая организовала весь этот КНОП. Известное в узких российских кругах и странах ближнего зарубежья прежде всего своими выборными проектами, это агентство теперь запустило конкурс нового политического плаката как проект 'социальный'. Цели, которые официально декларируют устроители конкурса, можно обнаружить на официальном сайте проекта (www.knop.ru). Цитирую: 'Базовой задачей, стоящей сегодня перед Россией в области государственного строительства, является создание национальной идеологии. Технологии создания социального мира и партнерства, чувства причастности к результату своего труда уже сегодня приносят вполне ощутимые экономические результаты в рамках отдельных регионов или предприятий. В масштабе страны необходимо выявить позитивные жизненные сценарии россиян и обеспечить их широкое распространение в обществе. Именно социальный плакат является формой позитивного самовыражения и может стать средством распространения новой идеологии России. Ведь весь мир перенимает опыт 'социалистического строительства', а мы почему-то сами стараемся забыть то полезное, что было в нашей истории'. Среди списка рекомендуемых организаторами слоганов, в частности, такие: 'Время - деньги!', 'Соблюдай технологию!' (тема 'Социальные процессы на предприятиях'); 'Новые знания - новые деньги!', 'Расти!', 'Быть образованным - модно' (тема 'Образование'); 'Не проверено - не вставляй (имеется в виду дискета)', 'Без мата - короче!' (тема 'Культура поведения на работе'). В разделе 'Новый хозяин' выделяются такие слоганы: 'Вот наша прибыль', 'Ты в доле', 'Спасибо за труд!', 'Хозяин и труд прибыль дадут', 'Мы вместе', 'Мы партнеры'. Короче, раньше плакат учил классовой солидарности, а теперь призван воспитывать классовое партнерство. На мой вопрос, нет ли все-таки в КНОПе каких-то более узкопрагматичных, политических задач, Владимир Голубев ответил отрицательно. Затем подумал и добавил, что появление раскрученных образов, которые теоретически могут родиться в результате возрождения жанра плаката, было бы неплохим подспорьем в работе пиарщиков. Используются же сегодня на выборах многие старые советские плакаты (например, хрестоматийные 'Ты записался добровольцем?', 'Не болтай!' и т.д.) с заменой слоганов на привязанные к текущему контексту... 'А вообще, это чисто социальный проект', - еще раз подчеркнул ижевский политтехнолог и улыбнулся.