О судьбе Гагарина баба Ванга сказала: 'Все считают, что он погиб в авиакатастрофе. Это неправда. Он находится где-то в Америке'. Согласно другим источникам, ясновидящая говорила так: 'Гагарин не погиб, а был взят'.О судьбе Гагарина баба Ванга сказала: 'Все считают, что он погиб в авиакатастрофе. Это неправда. Он находится где-то в Америке'. Согласно другим источникам, ясновидящая говорила так: 'Гагарин не погиб, а был взят'.
Ровно 35 лет назад, 27 марта 1968 года, в авиакатастрофе погибли Ю.А. Гагарин и В.С. Серегин. Официальные материалы расследования причин этой трагедии не обнародованы до сих пор, что породило массу самых несуразных слухов и домыслов.
Последние дни В марте 1968-го супруга первого космонавта планеты оказалась в больнице подмосковного города Кунцево. Известно, что 26-го числа Юрий Алексеевич позвонил жене и сказал, что не сможет навестить ее в этот день. Но он все-таки приехал, и разговаривали они намного дольше, чем обычно. 'Будто прощался', - скажет впоследствии Валентина Ивановна. А на 30 марта была запланирована поездка к родителям на празднование дня рождения Алексея Ивановича Гагарина - отца первого покорителя космоса. Однако праздник не состоялся, так как именно в этот день на Красной площади Москвы хоронили двух летчиков-истребителей и Героев Советского Союза - Юрия Алексеевича Гагарина и Владимира Сергеевича Серегина.
Плохая примета Утром 27 марта Гагарин поехал на аэродром, чтобы совершить редкие в последнее время, а потому столь желанные полеты на истребителях МиГ-15 и МиГ-17. Несмотря на то что за первым космонавтом был закреплен персональный автомобиль с личным шофером, он отправился как все - на служебном автобусе. Не успел автобус отъехать от городка, Гагарин попросил водителя остановиться, мол, забыл пропуск. Сослуживцы взмолились: 'Какой еще пропуск? Тебя же весь мир в лицо знает!' Но он все-таки вернулся за пропуском - не хотел ничем подчеркивать свою исключительность. На аэродроме уже была приготовлена так называемая 'спарка' - двухместный учебно-тренировочный МиГ-15. Инструктором для изрядно утратившего летные навыки Гагарина был назначен опытнейший летчик - командир учебного полка Центра подготовки космонавтов полковник Серегин.
У села Новоселово МиГ-15 (бортовой номер 18) оторвался от бетонки аэродрома ровно в 10 часов 19 минут. В воздухе Гагарину предстояло взять управление на себя и выполнить несколько упражнений: виражи с креном, пикирование, боевые развороты и т.д. За время этого короткого полета летчики успели дважды связаться с землей и оба раза получили 'добро' на продолжение программы. Затем связь со 'спаркой' пропала. Руководитель полетов приказал всем, кто находится в небе, связаться с Гагариным и Серегиным. Но лишь на пятом часу поисков летчик Коротков с одного из поднятых по тревоге вертолетов сообщил: 'Вижу воронку южнее села Новоселово'. Именно этот населенный пункт Киржацкого района Владимирской области стал тем самым местом, где космонавт ? 1 последний раз в своей жизни соприкоснулся с планетой Земля... Истребитель, пилотируемый Гагариным, упал в красивом сосновом лесу, почти не поломав деревьев - настолько велик был угол пикирования. Удар о землю был так силен, что некоторые детали самолета вошли в землю на глубину около восьми метров, а от тел самих летчиков остались лишь небольшие фрагменты. Поскольку на разбившемся МиГе не было так называемого 'черного ящика', параметры последних мгновений полета определялись экспертами по стрелкам, которые намертво впечатались в приборы при ударе машины о землю. И даже точное время трагедии - 10 часов 30 минут 30 секунд было установлено по замершим стрелкам наручных часов. Получается, что с момента отрыва от взлетной полосы и до возникновения аварийной ситуации на борту 'спарки' прошло... 666 секунд!
Версия Ванги Для расследования причин этой катастрофы была создана специальная правительственная комиссия под председательством члена Политбюро ЦК КПСС Дмитрия Федоровича Устинова. Однако результаты ее работы так и не были обнародованы, что привело к появлению самых разных предположений: пьянка перед вылетом, попадание шальной зенитной ракеты и т.п. Забегая вперед, необходимо сказать, что эти, наиболее понятные простому народу, версии случившегося не получили абсолютно никаких подтверждений. Любопытно и то, что конце 70-х годов за помощью в разгадке тайны гибели Юрия Алексеевича советские журналисты обращались к известной болгарской прорицательнице Вангелии Гущеровой. О судьбе Гагарина баба Ванга сказала: 'Все считают, что он погиб в авиакатастрофе. Это неправда. Он находится где-то в Америке'. Согласно другим источникам, ясновидящая говорила так: 'Гагарин не погиб, а был взят', не уточняя, впрочем, куда и кем именно. Верить или не верить бабе Ванге - эти личное дело каждого читателя. А мы ниже остановимся лишь на тех версиях катастрофы, которые имеют хоть какое-то рациональное объяснение и находят материальное подтверждение в заключениях экспертов.
Встреча с НЛО Всем известно, что НЛО - это неопознанный летающий объект. Однако, кроме тарелок космических пришельцев, потенциально опасными объектами для скоростного истребителя может оказаться все, что находится в воздухе: будь то птица, метеозонд, ракета или другой самолет. Орнитологи сразу же отмели версию попадания птицы в воздухозаборник МиГа, поскольку падение началось с такой высоты, на которой никто из пернатых не летает. По данным ракетчиков и метеорологов было установлено, что ракеты и зонды в этот день не запускались вообще. Оставалась еще вероятность столкновения с другим самолетом. Для проверки этой догадки 600 человек терпеливо просеивали весь снег вокруг места катастрофы. После того как все собранные стеклянные частички были наклеены на деревянный макет МиГа, эксперты убедились, что истребитель разрушился лишь при ударе о землю. Это означало, что никаких повреждений в воздухе гагаринский самолет не получал и, следовательно, ни с каким летающим телом не сталкивался. Хотя версия столкновения в воздухе была исключена, сохранялось другое предположение: Гагарин и Серегин попали в 'спутную струю' (вихревой след другого самолета), что значительно снижает силу подъемной тяги. Доктор технических наук генерал-лейтенант С.М. Белоцерковский (к слову, он был руководителем дипломного проекта Ю.А. Гагарина) произвел многочисленные расчеты, которые доказывают право на существование данной гипотезы. А в ходе разбора полетов выяснилось, что в это же время в данной пилотажной зоне могли оказаться целых четыре самолета: Миг-15, два МиГа-21 и Су-11. Для охотника за сенсациями наибольший интерес представляет последний из данного списка. Дело в том, что записи переговоров пилота этой 'сушки' с руководителем полетов бесследно исчезли, а сам летчик впоследствии при довольно загадочных обстоятельствах погиб на земле. Все это дало повод исследователю Б.В. Мурасову выступить с серией публикаций об 'убийстве Юрия Гагарина'. Вот только непонятно, кто в СССР и, главное, зачем мог желать смерти человеку, столь ярко воплотившему превосходства социализма над капитализмом?..
Ошибка пилота Один из членов правительственной комиссии, Николай Лысенко, вспоминал: 'Само расследование было покрыто необыкновенной секретностью: получаемые результаты становились достоянием не всех его участников. И другой существенный момент: версия о неправильных или ошибочных действиях экипажа даже не выдвигалась!...' Что ж, попытаемся рассмотреть и этот вопрос. Многие исследователи обстоятельств данной катастрофы полагают, что дело было так: отворачивая от какого-то препятствия (например, обходя облако), летчики выполнили слишком крутой маневр и сорвались в штопор (этим термином авиаторы называют падение самолета по крутой винтовой линии). Комментируя данную версию, космонавт номер 2 Герман Титов сказал в одном из своих интервью: 'Облако, что, стена бетонная? Кроме того, на МиГ-15 войти в штопор очень сложно. Этот самолет трясется, предупреждает: 'Дурак, не тяни ручку, отпусти. Отпустил - и он сам выйдет из опасного режима'. Уже после публикации столь разгромного заключения родилась другая догадка: а что если Гагарин и Серегин нарушили программу полета и намеренно вошли в штопор, чтобы отработать выход из него? В ходе расследования выяснилась интересная подробность: экипаж был проинформирован о том, что в тот день нижняя граница облаков находилась на высоте 900 метров, тогда как в действительности она была на уровне полкилометра. Кроме того, показания высотомера на Миг-15 существенно запаздывают от реальных цифр. Все сказанное означает, что летчики могли неправильно оценить расстояние до земли и просто не успеть вывести машину из штопора.
Командирское сердце Всего за минуту до своей гибели Гагарин доложил руководителю полетов об изменении курса. По этой магнитофонной записи врачи сделали вывод о том, что Юрий Алексеевич был абсолютно спокоен, дышал ровно. Впоследствии в его останках было обнаружено много кислорода, тогда как в тканях Серегина кислорода было мало. Это обстоятельство породило версию о внезапном сердечном приступе у летчика-инструктора. Косвенным подтверждением этого могут служить воспоминания генерал-майора Кузнецова, который накануне полета обратил внимание на осунувшееся и посеревшее лицо полковника Серегина. Многие очевидцы говорят о том, уже на аэродроме Владимира Сергеевича вызвали к телефону и после этого разговора тот шел к самолету, заметно нервничая. Писатель Валентин Поволяев убежден, что в полете у Серегина случился сердечный приступ и на вираже он навалился всем телом на ручку управления. Гагарин, видимо, пытался выровнять пикирующую машину, но у него не хватило ни времени, ни сил, чтобы преодолеть огромные перегрузки. Данная гипотеза, безусловно, очень эффектна и, кроме всего прочего, она хорошо укладывается в русло российской халатной сердобольности (мол, медики могли закрыть глаза на отклонение от нормы здоровья полковника, учитывая его должность и заслуги). Однако полученный анализ крови командира экипажа 'спарки' можно объяснить и более прозаической причиной - например, неисправностью его кислородной маски. Впрочем, не так давно достоянием исследователей стало признание одного из членов правительственной комиссии, изучавшей обстоятельства гибели гагаринского МиГ-15. Это признание перечеркивает все ранее высказанные версии катастрофы в пользу совершенно иного сценария...