В феврале 2003 года на территории Удмуртии собрано 1 млрд 479,6 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 58,6 млн руб. больше, чем в январе.Выросли и параметры исполнения консолидированного бюджета: февральские доходы по отношению к январю увеличились на 7,9 процента, расходы на 16,1. Сходная ситуация оказалась и при сравнении с данными за февраль прошлого года: доходы - +9,5%, расходы - +13,9%. Объективно на данный рост параметров исполнения консолидированного бюджета Удмуртии повлияли два фактора: увеличение сбора налогов на территории республики (+4% к январю 2003 г. и +14,3% - к февралю 2002 г.) и снижение уровня централизации бюджетных ресурсов в федеральный бюджет (в январе - 44,1%, в феврале прошлого года - 42,9%, в феврале нынешнего - 40,6%). Легко просчитать, что суммарный эффект по приросту доходов в этом случае получается очень приличным - примерно 246 млн рублей по сравнению с ситуацией прошлого года. За счет чего был обеспечен этот рост? Анализ доходов показывает, что единственным источником роста февральских поступлений в консолидированный бюджет Удмуртии были налоги. В общей структуре доходов налоги в феврале составили 85,2 процента. Слишком много, чтобы однозначно отнести это на позитивные сдвиги, во всяком случае, год назад налоги составляли только 74,2 процента в общей сумме доходов Удмуртии. Неоднозначны и перемены в структуре поступлений налогов. Доход от самого 'здорового' налога - налога на прибыль - уменьшился за год на 16 процентов, на 10 процентов сократились февральские поступления от акцизов, почти не выросли доходы от налога с продаж. Точек роста в феврале три. Вышедший на второе место по сборам налог на пользование природными ресурсами в 2,6 раза превысил поступления годовалой давности. Но, возможно, что этот рост не совсем чистый. Во-первых, не исключена накладка январских платежей на февральские, во-вторых, использованные для сравнения данные за февраль 2002 года могут оказаться некорректными, поскольку с этого месяца поменялись формы отчетности и произошел переход к новому порядку начисления налога на недра. Более ясно обстоит дело с двумя другими 'растущими' налоговыми доходами: налогом на имущество и доходами физических лиц. Первый вырос по отношению к февралю прошлого года в 2,3 раза, второй на 22,9 процента. Если с налогом на имущество все понятно - в течение года произойдет еще четыре 'сезонных' пика от его поступлений, то в отношении подоходного налога и ресурсных платежей нельзя исключить сюрпризы. В случае возникновения проблем с выплатой зарплат работникам бюджетной сферы резко сократятся и поступления от налога на доходы физических лиц, а объем платежей за пользование природными ресурсами (в которых основную часть составляют доходы от нефти) напрямую зависит от цен на мировом рынке. РЕЙТИНГ НАЛОГОВ В февралеЕще большую тревогу вызывает продолжающийся рост задолженности консолидированного бюджета Удмуртии. В течение февраля кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг и выплате различных субсидий, пособий и обеспечению льгот увеличилась на 123,7 млн рублей, одновременно на 168,5 млн рублей выросли долги удмуртской казны по государственным гарантиям, предоставленным по обязательствам третьих лиц. На 61,6 млн рублей увеличился долг бюджета по кредитам, полученным от кредитных организаций. В целом по ситуации на 1 марта долговые обязательства республики составили уже более 3 млрд рублей, что равняется 23 процентом от прогноза доходов консолидированного бюджета Удмуртии на 2003 год. Не все понятно и с тем, каким образом произошло покрытие 127-миллионного дефицита, образовавшегося между февральскими доходами и расходами. Часть средств компенсировали сокращением остатков на бюджетных счетах (-26 млн руб.), часть могла быть закрыта кредитами (61,6 млн руб.). Однако и в этом случае все равно остается почти 40-миллионная 'брешь'. Тем не менее все основные расходные статьи месяца (за исключением статьи 'транспорт, связь, информатика') были профинансированы с существенным ростом. Из них наиболее существенным оказался рост затрат на управление (+35,6% по сравнению с январем), промышленность, где основную часть составляют расходы на строительство (+37,5%), социальную политику (+40,4%) и государственные и муниципальные средства массовой информации (в 2,3 раза). Последнее - не исключено, что в связи с начавшейся в феврале выборной кампанией в Госсовет Удмуртии.