Гагарин, я вас любила. Кумиры: далекие и близкиеПлатонической любви в наше время становится все меньше. Расцветает, пожалуй, только одна из ее разновидностей - обожание небожителей, с успехом заменяемых сегодня всевозможными экранными супергероями, популярность которых обитателям Олимпа и не снилась. Кстати, Платон, оставивший свое незабвенное имя для обозначения неразделенной любви, полагал, что идеальное чувство возникает потому, что влюбленные изначально составляют единое целое. И если мы обнаруживаем, что супруги со стажем чем-то похожи друг на друга, то это не следствие, а причина долгой совместной жизни. Значит, по Платону получается, что тот далекий персонаж светской хроники вполне может быть вашей самой настоящей второй половинкой. Только узнать об этом ему вряд ли суждено.
Марсиане голубых экранов Слишком уж много 'половинок' у него имеется. А почему? Почему одним все, а другим ничего? Сегодня, благодаря масс-медиа, на слуху у женской аудитории тысячи мужчин всевозможных характеров и профессий, действительно достойных и откровенных 'пустышек'. Однако если спросить самих женщин о том, кого из этих публичных персонажей они могли бы назвать своим кумиром, список получился бы отнюдь не бесконечным. Так в чем же причина превращения просто известных людей в пожирателей женских сердец? Астрология, например, отвечает на этот вопрос просто: кумиром женщин может стать только тот мужчина, у которого 'гармоничный Марс в огненном знаке'. А Марс - это действие. Если мужчина идет по улице и рассеянно смотрит по сторонам, у него активна Луна или Венера. Но как только он замечает красивую женщину, включается Марс и начинается действие. У кого-то оно заключается в едва уловимом движении глаз, а кто-то заходит так далеко, что заполняет собой все эфирное пространство. Получается, что появление кумира - это результат (пользуясь термином Михаила Веллера) максимального действия, причем не только совершаемого им самим, но часто, особенно сейчас, усилиями множества других людей. И если мы хотим понять, что представляет собой тот или иной кумир, нужно всего лишь ответить на вопрос, результатом чьих действий стало его 'явление' и на достижение каких целей это действие. Мы удивляемся, почему раньше женщины сходили с ума от Юрия Гагарина, а сегодня молятся на мужа Аллы Пугачевой. Очень просто. Гагарин был не только яркой личностью, но и 'максимальным действием' всей страны, огромной системы, преследовавшей целый комплекс целей, от демонстрации миру своего превосходства до воспитания подрастающего поколения в соответствующем эпохе духе. А поп-идол - это результат профессиональной работы шоу-бизнескоманды, единственная цель которой - достижение коммерческого успеха. Отсюда узость и недолговечность самого кумира (как фантома массовой психики, а не физической личности певца).
Я милого узнаю по походке Нынешние герои забываются быстро, может быть, в этом специфика нашего времени, но вот их типажи, лелеемые женскими сердцами, не претерпевают значительных изменений. Во-первых, это жгучий мачо типа Антонио Бандераса, мужественный и хладнокровный, открывающий, не переставая вальсировать, двери головой своей жены, как в фильме 'Четыре комнаты'. Тот же прием, кстати, использовал и советский секс-символ Андрей Миронов, играя Остапа Бендера, столь же пламенного южанина, даже фамилией напоминающего Бандераса, в телефильме Марка Захарова 'Двенадцать стульев'. Второй тип - 'добро с кулаками' наподобие Арнольда Шварценеггера. Рядом с таким любая женщина почувствует себя защищенной. От всего, кроме его занудства. Третий - утонченный рефлексирующий интеллектуал наподобие Олега Янковского. Именно этот актер, между прочим, долгое время олицетворял уникальный и характерный только для нашей страны тип героя, противоположного идее о 'максимальном действии'. Персонаж Янковского в известном фильме 'Полеты во сне и наяву' размышляет, мучается, он не доволен ни собой, ни миром, но он решительно ничего не делает. Феномен Янковского благополучно перекочевал из советской эпохи в нынешнюю, в 2001 году Олегу Ивановичу даже присвоили титул кумира года, но это, к сожалению, скорее всего, инерция кинематографической общественности. Один из самых популярных - четвертый тип женского кумира - 'смазливая мордашка' вроде Леонардо Ди Каприо или Юры Шатунова. Причем эти персонажи совсем не обязательно становятся героями исключительно девичьих грез. Как известно, огромное количество женщин страдает комплексом материнства, и появление на звездном небосклоне неоперившегося птенчика ими очень даже приветствуется.
Три в одном Все эти типажи прекрасно известны деятелям шоу-бизнеса и весьма успешно ими эксплуатируются. Гениальной находкой в этом плане стало появление на эстраде так называемых бойз-бэндов, состоящих из нескольких поющих молодых людей, каждый из которых представляет один из перечисленных типов. Одним из первых примеров 'мальчиковой группы' многие считают 'Биттлз'. Известно, что на своих первых концертах в Ливерпульском клубе 'Пещера' 'Биттлз' выглядели совсем не такими, какими они значительно позже оказались впечатаны в сознание миллионов поклонников. Тогда у них не было ни пиджаков без воротников, ни ровно подстриженных челок. Имидж 'Биттлз' создал их продюсер Брайан Эпштайн, который, кстати сказать, был не только рафинированным интеллектуалом с хорошим вкусом, но и гомосексуалистом, может быть, поэтому он и сумел угадать вкусы девушек. Ни до, ни после короткого, но очень бурного периода битломании 1963-1966 годов такого массового психоза и столь откровенно физиологического обожания музыкантов история не знала. О степени экзальтации поклонниц говорит тот факт, что Beatles во время своего первого турне по США ни на одном концерте не слышали собственных песен - их заглушал оглушающий женский визг, не прерывавшийся во все время концерта. По словам очевидцев, после концертов многие кресла приходилось менять - поклонницы, находясь в полном экстазе, не могли контролировать свой мочевой пузырь. Но 'Биттлз', в первую очередь, были музыкантами, а уже потом - бойз-бэндом, именно поэтому в 1966 году им пришлось полностью прекратить концертную деятельность и посвятить себя работе в студии. Пожалуй, с тех пор коммерческое эстрадное производство и собственно музыка стали разделяться, а бойз-бэнды начали работать по своему прямому назначению. Выполнять, помимо заколачивания денег, еще и общественно полезную функцию. Они концентрированно воздействуют на женскую аудиторию как своеобразная прививка от тяжелой болезни - кумиротворчества, которой лучше переболеть в юном возрасте, чтобы она потом не испортила тебе жизнь. Известный психолог Александр Петров считает, что в слове 'идеал' содержатся два других: 'недостижимое хорошее'. Только первое слово из этого словосочетания обычно 'заглушается' вторым. И все эти недостижимые поп-кумиры нужны для того, чтобы не столкнуться с таким 'идеалом', способным привести к форменному помешательству в реальной жизни.
Раздвоение личности И большинство женщин, как показали итоги опроса Института комплексных социальных исследований РАН, прекрасно разделяют мир грез и жизненные реалии. Как выяснилось, идеальный муж и идеальный мужчина - это два совершенно разных человека. Во втором, оказывается, главное - интеллект, а идеальный муж - это, прежде всего, добытчик и любящий отец. В мужчине-идеале, помимо интеллекта (36,7%), слабый пол также ценит физическую силу и здоровье (36% опрошенных). Материальный достаток оказался на третьем месте с результатом 34%. Кроме того, женщины голосуют за отсутствие вредных привычек (28%), их привлекают уверенность в себе (23%), верность (22%), чувство юмора (17,6 %). К мужьям прекрасный пол предъявляет несколько иные требования. Первичную роль интеллекта признают только 16% женщин, это седьмая позиция. Главным становится материальный достаток (58%), любовь к детям (44%), хозяйственность, верность и отсутствие вредных привычек. Любопытно, что в обоих случаях участницы опроса проявляют определенное целомудрие. Сексуальность среди качеств идеального мужчины оказалась на 7-м месте, а для мужа, по мнению подавляющего большинства женщин, она вообще оказалась необязательной. Универсальное и самое короткое определение того, что же ищет в мужчинах слабый пол, дал уже упомянутый психолог Александр Петров. Правда, поскольку он сам из мужского лагеря, приложимость его идеи к женскому сердцу и женской голове может оспариваться, но кому же еще верить в наше время как не психологу. Так вот, он считает, что женщине по большому счету не важно, что за мужчина перед ней и чем он занимается, 'лишь бы глаза горели, лишь бы на самом деле был виден энергозапас, что он у него есть, и его ему не жалко'. Не жалко направить на женщину, на достижение ее счастья. Видимо, энергозапас - это и есть то самое 'то, что было', из которого женщина может слепить все что угодно.