Cвоим вниманием к вопросам культуры Сергей Протозанов уже заслужил имидж 'покровителя искусств'.Согласно плану, только в первой половине года в Ижевске будет реализовано около 130 проектов, отвечающих выдвинутому лозунгу. Среди них такие крупные, как очередной музыкальный фестиваль имени Чайковского, музыкальный фестиваль народов Поволжья 'Венок дружбы', фестивали 'Музыкальная весна', 'Поющее мужское братство' и 'Большой хоровой собор'. - Сергей Владимирович, почему именно музыкальному искусству в этом году уделено такое внимание со стороны городских властей? - Одна из причин связана, конечно, с именем нашего великого земляка Петра Ильича Чайковского. Мы привыкли к тому, что Чайковский наш земляк.... Поскольку этот факт раньше официально постоянно эксплуатировался, нам это стало казаться уже чем-то обыденным, неинтересным. А ведь поколения меняются. И открывать для новых поколений значение этого факта нужно. В Японии, например, 350 тысяч человек состоят в обществе имени Чайковского и платят взносы. В мире перед Чайковским просто преклоняются. И мы не имеем права не использовать этот факт для того, чтобы расширить славу республики и Ижевска, которая сегодня основывается главным образом на оружии. - Не беспокоит то, что собственно Ижевск имеет к Петру Ильичу, родившемуся в Воткинске, лишь косвенное отношение?.. - Это для политики в области культуры на самом деле не так важно. Тем более что при помощи энтузиастов из Международного Восточно-Европейского университета, где недавно создали Центр пропаганды имени и творчества Чайковского, мы осознали, как тесно семья Чайковских связана с Удмуртией, а не только с Воткинском. Отец Чайковского часто наведывался в Ижевск, где общался с заводчанами; жил и в Глазове. Есть и календарные поводы для того, чтобы еще раз вспомнить о Чайковском. В этом году исполняется 110 лет со дня смерти гениального композитора; а в 2005-м - 165 лет со дня рождения. Не за горами 250-летие Ижевска, к которому, я думаю, в городе должен появиться памятник Чайковскому. Другая причина нашего обращения к теме 'Ижевск музыкальный' - это серьезный потенциал в этой области. Как только мэр данный девиз утвердил, к нам сразу чередой пошли люди, которые стали предлагать свои проекты. - Какие из них показались Вам особенно интересными? - Создатель муниципального камерного хора Владимир Михайлов предложил исполнить оперу 'Евгений Онегин' на открытом воздухе во внутреннем дворике Арсенала. Красота идеи - в соединении классической музыки с классической архитектурой. Я уже озадачил этим проектом руководство оперного театра и Национального музея. Я сам, будучи в Египте, видел у пирамид представление оперы 'Аида' и скажу, что при таком подходе впечатление совсем другое. Другой пример - музыкальное училище ?3 предлагает купить скромный переносной орган и устраивать передвижные концерты. Это было бы ново для Ижевска, жители которого никогда не имели возможность услышать настоящую органную музыку. Муниципальный выставочный центр 'Галерея' везет выставку из Дома-музея Чайковского в Клину, а галерея 'Грифон' - из Алапаевска, где Чайковский тоже прожил два года отрочества. - Есть какие-то серьезные проблемы, мешающие исполнению программы 'Ижевск - музыкальная столица'? - В городском бюджете на 2003 год предполагается заложить около 60 миллионов на культуру, что лишь ненамного больше, чем в прошлом году. Очень жаль, что республика в этом году не выделила средств на фестиваль имени Чайковского. Но финансовые проблемы всегда были и будут - их не надо бояться. Более специфический вопрос - недостаток площадок, приспособленных для массовых концертов. В 90-х многие дворцы культуры закрылись. Однако, мы считаем, что справимся как с этими, так и с другими трудностями.
P.S. Некая нарочитая претенциозность, которая звучит в девизе 'Ижевск - музыкальная столица', выдвинутом мэрией в год, когда городской бюджет будет напоминать 'тришкин кафтан', - на первый взгляд, очевидна. Однако, на самом деле, если мы хотим, чтобы духовная жизнь Ижевска, наконец, перестала ассоциировать в общественном сознании с 'культурным болотом', использование грамотных PR-технологий в области культурной политики должно стать нормой. И можно только приветствовать, что городские чиновники сегодня демонстрируют понимание этого.