фотоМладенческая смертность среди юридических лиц этого сектора экономики очень высока. Значительная их часть не живет и года, а остальные 'долгожители' отнюдь не напоминают радостных и крепких здоровячков из рекламы подгузников. Конечно, правительственные чиновники всех уровней постоянно озабочены бедственным положением предпринимателей. Они даже хотят им помочь, только никак не могут выбрать, что лучше: ноги не отрубать или кислоту наливать не столь концентрированную. Между тем не всякому малому бизнесу плохо и неуютно на отечественной почве. Помимо малюток, находящихся на искусственном бюджетном вскармливании, вовсю процветает мелкий бизнес, основанный на известном принципе Раскольникова - десять старушек, уже рубль. О нем и пойдет речь в настоящей статье.
Маленькие монополистические радости Особенно охочи до оказания услуг, которых практически невозможно избежать, 'естественные' монополисты. Безусловные лидеры здесь железнодорожники и телефонисты. Еще пару лет назад в Ижевске можно было встретить людей с изображением символики Горьковской железной дороги на пакетах. В них пассажирам раздавали чистое белье в поездах. При этом в стоимость постельных принадлежностей пакеты не входили и оплачивались отдельно. Отказаться от них было невозможно. Они наглухо заклеивались специальной биркой и нельзя было достать белье, не нанеся урон товарному виду упаковки. При средней розничной цене на подобную продукцию в два с половиной рубля железнодорожные пакеты продавались по три. Сейчас подобная 'коммерция' в поездах вроде бы прекращена, но на смену ей пришли другие виды 'бизнеса'. Минувшим летом многие горожане с удивлением узнали, что самые удобные и всем известные железнодорожные кассы в центре - уже не кассы вовсе, а 'сервисный центр'. По такому случаю за каждый купленный в нем билет нужно платить 52 руб. 50 коп. В качестве обоснования этого новшества на дверях экс-касс приведена ссылка на внутриведомственный приказ и цитата из него, начинающаяся словами: 'В связи с изменением конъюнктуры рынка транспортных услуг...'. Под такую мотивацию можно подвести все что угодно, хоть обязанность пассажиров толкать электровоз на затяжных подъемах. Остается надеяться, что завтра продуктовые магазины не объявят себя сервисными центрами и в связи с изменением конъюнктуры рынка винно-водочных изделий не введут наценку на каждую покупку.
Самый умный - плати Не отстает от своего собрата-монополиста и удмуртский филиал ОАО 'ВолгаТелеком'. В январе всех своих поклонников он порадовал новшеством - 4-рублевой доплатой за квиток с распечаткой информации о телефонных разговорах за месяц. Как разъяснила в республиканской печати представитель 'Телекома' Галина Карачева, это сделано 'в связи с введением повременной оплаты за телефонные разговоры', а 4 рубля - 'это экономически обоснованный тариф за эту услугу. Он учитывает работу оператора и техники, а также стоимость бумаги'. Объяснение нового побора по силе убедительности не уступает аргументации железнодорожников. До нового года данная информация предоставлялась бесплатно, и, обнаружив междугородний звонок, можно было посмотреть номер, на который он был произведен. Теперь подобная 'роскошь' стоит 4,20, а без нее так и не узнаешь, подключался кто-нибудь к твоему телефону или нет. Кстати, 20 копеек - это маленькие радости республиканского правительства в виде пятипроцентного налога с продаж, тоже своего рода мелкий бизнес. А статья в 'Известиях УР', где разъяснялись 'преимущества' новой услуги, называлась: 'Любопытный? Плати!'.
Принудительные услуги В бизнесе по-маленькому участвуют и представители другой монополии - сотрудники правоохранительных органов. Например, в каждом ижевском РОВД есть комната, где за 30 (теперь, говорят, 40) рублей представители коммерческих структур оказывают помощь в заполнении бланков для обмена паспортов. Конечно, когда торопишься, этих денег не жалко, но некоторые пенсионеры так и не догадываются, что платить деньги необязательно. Очень интересно было бы посмотреть на состав учредителей ООО, оказывающих услуги прямо в отделениях милиции. Кстати, о конкурсах на их предоставление ничего не было слышно. А ведь конкуренция - великая вещь, глядишь, и эти нужные и полезные услуги стоили бы рублей 15-20. Подобная ускоренная процедура существует и при получении загранпаспортов. Не знаю, как в Ижевске, но в Москве оформление бланка через сопутствующую фирму стоит 130 рублей. При этом в бланках, заполненных самостоятельно, чиновники всегда обнаруживают ошибки, требующие повторения процедуры. К крупным формам малого милицейского бизнеса относятся и вытрезвители. Наша газета уже неоднократно писала об этом постыдном учреждении. Публикации будут продолжаться, пока этот 'нарост' на теле правоохранительных органов и общества не будет удален. В рамках нашего исследования отметим только, что фактически в вытрезвителях оказываются принудительные платные услуги. Если признать такую практику нормальной, то надо разрешить стоматологам отлавливать прохожих для принудительной проверки и лечения зубов. Само собой разумеется, что делать это будут без согласия 'клиента', которого потом еще заставят оплатить счет.
Есть такая профессия - справки выдавать... Переход к рыночным отношениям породил множество разновидностей мелкого бизнеса бывших советских учреждений, чаще всего основанный на ненадлежащем исполнении ими своих прямых обязанностей. Существует и своеобразное идеологическое обеспечение таких поборов. Что-то в духе: 'нам выделяют деньги только на зарплату' или 'у нас очередная реструктуризация и оптимизация работы'. Особенно достается от них людям, пытающимся заниматься реальным малым бизнесом, а не пародией на него. О том, что для получения из налоговой инспекции заверенной копии своих же учредительных документов нужно заплатить 400 рублей, наша газета уже писала в августе прошлого года. С тех пор ничего не изменилось, и деньги маленькой, но стабильной струйкой текут в московский внебюджет налогового ведомства. Местные налоговики вроде бы и понимают, что это непорядок, но поделать ничего не могут, а поставить вопрос ребром в центральном аппарате, видимо, духу не хватает. В минувшем январе малые предприятия потянулись сдавать налоговую отчетность. В числе прочих документов с них была истребована справка об отсутствии источников загрязнения окружающей среды. Выдачей заветных справок занимается организация со звучным названием 'Государственное учреждение 'Управление окружающей среды и природопользования Мин-природы УР'. Платить за нее приходилось 54 рубля. За эти деньги посетитель приобретал два листочка с тремя печатями. Все сведения, которые заносились в справку, предприниматель сообщал тут же, процедура занимала не более пяти минут, не считая времени стояния в очереди. Лишившись таким образом обеденных денег, я решил поинтересоваться, за что их у меня изъяли. К чести начальника этого управления Дмитрия Владимировича Красноперова, он не стал уклоняться от комментариев. По его словам, таким путем их учреждение вынуждено компенсировать расходы на создание и поддержку базы данных юридических лиц - потенциальных природопользователей и выдачу им соответствующих документов. Готовить справки их обязали, а денег на обеспечение этого процесса не выделяют. Поэтому они вынуждены прибегать к таким 'коммерческим' услугам, руководствуясь ведомственным приказом четырехлетней давности. Сам он не считает такой порядок правильным и справедливым, но отменить его не в силах. Практика, когда многочисленные государственные структуры возлагают друг на друга обязанности, не обеспечивая их деньгами, распространена на всех уровнях власти. К сожалению, крайним в этой ситуации практически всегда оказывается нормальный бизнес или простые граждане.
***
Итак, бизнес по-маленькому пронизывает все сферы нашей жизни. Его особенность в том, что, подобно укусу комара, раздражение он вызывает лишь на короткое время, пока помнится или болит. Тем не менее его надо пресекать либо требовать этого от лиц, наделенных властью. Главная надежда тут на пенсионеров. Те же 4 рубля - это стоимость маленькой шоколадки для внука. Почему они должны достаться 'Телекому', совершенно непонятно. Попускать такому 'бизнесу' нельзя, иначе когда-нибудь придется платить за каждый чих.
'Малый' бизнес Петра Первого
Государство всегда подозревает, что имеющиеся у граждан деньги им в тягость и надо их изъять. Особенно внимательно относился к идеям такого рода Петр Первый. При нем была введена специальная гербовая бумага. Продавалась она только государством и стоила дороже обычной. Любые жалобы и прошения принимались написанными только на ней. Надо ли говорить, что при всегдашнем для России обилии поводов делать и то, и другое дополнительные доходы текли в казну рекой. Первое повеление о совершении крепости, договоров, челобитных, частных актов и выписок из официальных документов именно на гербовой бумаге было издано Петром I 22 января (1 февраля) 1699 г. Монарх был предельно откровенен с народом и в качестве обоснования этого новшества указывал, что оно вводится 'для пополнения своей, великого государя, казны'. Автором 'рацпредложения' был дворецкий боярина Шереметева Алексей Курбатов. Его радение о государевой казне отметили домом в Москве и деревней. Потом - блестящая административная карьера, закончившаяся должностью вице-губернатора Архангельской губернии. Кончилось все печально: Курбатов был обвинен во взяточничестве и отстранен от должности. По одним источникам он был казнен, по другим - умер в ходе следствия.
С использованием информации сайта www.rnk.ru