В октябре 2002 года на территории Удмуртии собрано 2 млрд 339 млн 464 тыс. руб. налогов и сборов. Это на 771 млн 411 тыс. руб. больше, чем в сентябре.Но в реальности сюрприз с ростом налога на прибыль, скорее всего, гораздо скромнее. На эту мысль наталкивает слишком большой провал, случившийся с поступлениями от этого налога в предыдущем месяце. Тогда данный источник дал в консолидированный бюджет республики лишь около 40 млн рублей. Объяснение такого провала, видимо, может заключаться в задержке сентябрьской отчетности, которая могла произойти из-за передачи дел крупных налогоплательщиков (каковым является дочернее предприятие 'Сиданко' ОАО 'Удмуртнефть') из ведения Управления ГНИ по Удмуртской Республике под контроль специального подразделения налоговой службы в Москве. Плюс к тому известный сезонный фактор - в октябре предприятия начинают платить налоги по итогам работы в третьем квартале и их поступление в бюджет в этом месяце объективно должно быть выше, чем в сентябре. Так что если для чистоты разделить октябрьскую сумму налога на прибыль на два, то в среднем в сентябре-октябре получается только по 266,8 млн руб. в месяц. Что сопоставимо с доходами от данного источника в более 'урожайные' для сбора налогов весенние месяцы. Почти все остальные налоговые доходы в октябре тоже вышли с ростом. Кроме налога с продаж (-1,6 % по сравнению с сентябрем), платежей за пользование природными ресурсами (-26,6 %) и единого налога на вмененный доход (-20,9 %). Однако рост сбора других основных налогов - подоходного, лицензионных сборов, акцизов, налогов на имущество и совокупный доход - в отличие от налога на прибыль, не носил признаков 'акселерации'. Поэтому увеличение поступлений от этих источников едва покрыло падение от вышеупомянутых трех. РЕЙТИНГ НАЛОГОВ В октябреЧто касается расходов консолидированного бюджета Удмуртии, то, как уже было сказано, в октябре бюджетной сфере жилось лучше, чем в сентябре. Но не так чтобы слишком - всего лишь на 11,7 процента. Многое пришлось отложить на потом. При этом три расходных статьи в октябре получили даже меньше, чем месяцем раньше. Так, на 8,8 процента были сокращены расходы на 'правоохранительную деятельность', на 7,7 процента на 'транспорт, дорожное хозяйство, связь', на 1,8 процента на 'жилищно-коммунальное хозяйство' и на 4,9 процента на 'социальную политику'. Впрочем, в масштабах консолидированного бюджета сокращения вышли совсем небольшими. Зато серьезный приток финансирования ощутили такие затратные статьи, как 'образование' (+18,6 %) и 'промышленность, энергетика и строительство' (+42 %). Причем в последнем случае из всех составляющих данной расходной статьи наибольшую долю (93,9 %) получило 'строительство'. В рамках декларированной властями программы 'Развитие'. Рост доходов месяца позволил не только увеличить текущие расходы, но и несколько снизить задолженность консолидированного бюджета Удмуртии. В целом по октябрю по разным статьям снижение вышло достаточно ощутимым - 105,5 млн рублей. Но с учетом всей имеющейся задолженности бюджета Удмуртии - 2 млрд 486 млн рублей (по состоянию на 01.11.02 г.) - выходить такими темпами из долгов придется примерно два года. Если, конечно, все это время не делать новых долгов. Например, в октябре сделать этого не получилось: долг по бюджетным ссудам из федеральной казны увеличился на 15 млн рублей, а обязательства республикан-ского и местных бюджетов по коммунальным платежам и субсидиям населению за жилье выросли на 12,6 млн рублей. В целом это немного, правда, и централизация бюджетных ресурсов по итогам октября была тоже 'божеской' - 41,6 процента. Для сравнения: в сентябре отток бюджетных средств с территории Удмуртии в столицу составлял 49 процентов. Сбор налогов на территории Удмуртии в 2002 году (млн руб.)Как уже пообещал министр финансов Владимир Бельтюков, в будущем году положение изменится. В худшую для бюджета Удмуртии сторону. Так что прожитый октябрь (а теперь уже и ноябрь) - что-то вроде предпоследнего вздоха. Перед погружением в пучину бюджета 2003 года.