Елкин П. Триптих 'Лето'. Холст, масло.Если судить по данным коллективного труда 'Удмуртия в годы реформ: 1990-2001', представляющего собой официальную версию новейшей республиканской истории (книга написана по заказу Министерства народного образования УР), положение дел в местном изобразительном искусстве вполне благополучно. 'Не менее плодотворно творят и художники Удмуртии... - пишут авторы раздела по культуре, как будто описывая очередную битву за урожай. - Последние годы предоставили им ряд благоприятных возможностей для свободы реализации творческих замыслов. Их деятельность в значительной степени определяется творческим Союзом художников Удмуртской Республики (председатель - народный художник Удмуртии П.В. Елкин)'. О том, как 'плодотворно творят' члены местного Союза художников, можно судить по последней экспозиции в Выставочном зале на Пушкинской. Такое обширное собрание посредственных, а в значительной степени и откровенно слабых работ в городе можно встретить только здесь. 'Золотая осень', 'Натюрморт', 'Гладиолусы', 'Ивы', 'Октябрь', снова 'Натюрморт' и опять 'Осень' - банальность этих названий вполне можно было бы простить, если б только она не сочеталась со столь же банальной техникой исполнения и полным при этом отсутствием творческого начала. Создается впечатление, что большинство принявших участие в выставке художников когда-то, еще во времена своего обучения основам ремесла, так привыкли писать чисто учебные работы, что теперь просто не могут остановиться. Одни и те же приемы, темы, сюжеты - словно авторы постоянно отрабатывают только что полученные уроки. Причем сказанное полностью относится не только к 'рядовым' художникам, но и к уснащенным всевозможными званиями 'мэтрам' - Генриху Верещагину, Анатолию Русских и прочим. 'Вершина' творчества 'главного' удмуртского художника - центральная часть триптиха 'Лето'.Сам председатель Союза художников Петр Елкин представлен на выставке двумя проектами. Первый из них называется 'Сирень' (кроме 'ёлкинской' 'Сирени', на выставке есть еще как минимум две работы на эту же актуальную тему и в той же традиционной академической манере исполнения). Второй проект Петра Васильевича представляет собой триптих 'Лето'. На трех небольших полотнах в потрясающе безвкусных рамах изображено по букетику в вазах. Первая часть триптиха называется 'Клематис с мятой', вторая - 'Земляника', третья - 'Анютины глазки'. Честное слово, когда смотришь на это 'творчество', просто не веришь своим глазам. То, что 'главный удмуртский художник' - весьма средний живописец, ни для кого, кто сколько-нибудь разбирается в искусстве, никогда не было секретом. Но 'Лето' - это уже что-то просто выходящее за рамки всех приличий. У выставки нет даже намека на какую-либо концепцию. Правда, в телефонном разговоре сотрудник Выставочного зала сообщил мне, что выставка посвящена Дню примирения и согласия. Не исключено, что так оно сначала и задумывалось. Но, видимо, даже эта достаточно жалкая попытка снабдить мероприятие хоть какой-то идеей оказалась слишком непосильной задачей для организаторов выставки. А ведь собственный Выставочный зал - это своего рода лицо Союза художников. Уже столь откровенное равнодушие руководства союза к тому, как выглядит это 'лицо', говорит о многом. В частности, о полной моральной деградации 'творческого объединения'. Не трудно заметить, что большинство размещенных в рамках экспозиции работ представляют собой, в общем-то, рассчитанную исключительно на коммерческий успех у самого непритязательного потребителя 'халтуру'. Так, одна из графических работ в жанре портрета один к одному напоминает творчество ремесленников, рисующих за небольшую плату прохожих в подземных переходах. Не случайно грань между выставкой и салоном, который находится в том же Выставочном зале, практически стерта и посетитель выставки сам не замечает, как попадает к картинам, выставленным на продажу. 'Стандартный набор излюбленных тем участников выставки: пейзажи, букеты, композиции из фруктов...Тут же, в этом 'храме искусства' размещены еще две торговые точки. Одна торгует книгами, другая - ремесленными поделками, сувенирами. (Говорят, не так давно тут же торговали еще и бижутерией). Уважающий себя художник в такой среде свои работы, конечно, выставлять не будет. Собственно, именно это мы в данном случае и наблюдаем: интересные, талантливые авторы (которые есть и в рядах удмуртского Союза художников) 'осенней' выставкой просто пренебрегли. Самое печальное во всей этой ситуации заключается в том, что стремительно деградирующий Союз художников УР функционально является одной из 'визитных карточек' республики. Он не равен всему художественному сообществу Родникового края, но за его пределами, и 'в верхах' в значительной степени, воспринимается как таковое. 'Оседлавшие' союз люди воспринимаются как представители ее культурной элиты, что не соответствует действительности, но тем не менее не прибавляет привлекательных черт имиджу Удмуртской Республики. Кроме того, эта умирающая структура уже одним своим существованием, отвлекая на себя часть ресурсов, которые сегодня идут по тем или иным каналам 'на культуру', объективно тормозит развитие более жизнеспособных сил в творческом сообществе республики. О конфликтах вокруг Союза художников УР, исторических и социальных предпосылках кризиса этого творческого объединения читайте в специальном журналистском расследовании в следующем номере 'Д'.