Примирение и согласие образца 90-х оказались столь же абстрактными, как Свобода, Равенство, Братство в матросской тельняшке. Мы так и не поняли, с кем надо примириться и в чем соглашаться. А конкретных инструкций Как покупали США Первой сделкой в процессе 'собирания земли' была покупка голландцами-иммигрантами в 1626 году острова Манхэттен всего за 60 гульденов, или 24 доллара. Позже именно здесь была заложена столица Новый Амстердам, переименованный в 1664 г. в Нью-Йорк. Основные территориальные приобретения Америки приходятся на XIX век. Первоначально полуостровом Флорида, или, как его называют американцы, Апельсиновым штатом, владели испанцы. Но их постиг жестокий кризис, и им не оставалось другого выхода, как уступить свою колонию набирающей силу державе. По образному выражению российского посланника в Соединенных Штатах А. Дашкова, 'Испания ампутировала ногу, чтобы, может быть, спасти туловище' - 22 февраля 1819 г. был подписан испано-американский договор, по которому Штаты покупали Флориду за 5 млн долларов. Вряд ли случайным совпадением можно считать тот факт, что, когда договор ратифицировали, страну постигли экономическая депрессия, биржевая паника и рост безработицы. Другие 'покупки' Соединенных Штатов были гигантскими по размерам, но весьма умеренными по цене. Французы во главе с Наполеоном уступили за 15 млн долларов Луизиану площадью в 1 млн кв. км. Мексика лишилась Техаса и Калифорнии, получив в виде компенсации те же 15 млн 'зеленых'. Есть даже такая цифра в истории США: к 1819 году общий размер 'купленных' у индейцев земель составил 192 млн акров по цене 2,5 млн долларов. Не такая большая тайна, что новопоселенцы аборигенов считали 'бесполезным и опасным населением' и особо с ними не церемонились. После всех этих сомнительных сделок США провозглашают так называемую 'доктрину Монро': всем странам Европы (читай, мира) рекомендовано воздержаться от любых попыток колонизации Нового Света. США становятся державой. Последним крупным территориальным приобретением для них стала Русская Америка - Аляска.
Аляска История продажи Аляски всегда вызывала и вызывает в российском обществе повышенный и болезненный интерес. Крещенная в XVIII веке русскими священниками земля была продана царской Россией Соединенным Штатам всего за 7,2 млн долларов. Был нарушен завет государя Николая I - 'где станет русская нога, оттуда уходить нельзя'. Этот медвежий угол американского континента площадью в 1,5 млн кв. км неимоверно богат недрами, животным и растительным миром. Это одно из красивейших мест на земле. Тем не менее 'стартовой' ценой были вообще 5 миллионов долларов. Активным сторонником продажи Русской Америки был великий князь Константин Николаевич, который возглавлял морское министерство и стремился сократить издержки по охране Восточной Сибири и Аляски. Ему возражал тогдашний министр иностранных дел князь Александр Горчаков: 'Сумма в 5 миллионов долларов не кажется нам сколько-нибудь представляющей действительную стоимость наших колоний'. Лишь благодаря российскому посланнику в Америке барону Эдуарду Стеклю, опытному мастеру переговоров, удалось выторговать как можно больше. Сделка состоялась. В Вашингтоне в ночь с 29 на 30 марта 1867 года был подписан соответствующий договор. Эту покупку американские газеты провозгласили 'важнейшим международным актом'. Это был 'договор, укутанный в меха, украшенный моржовыми клыками и обрамленный лесом'. 26 октября того же года состоялась фактическая передача земель, и только в августе 1868 г. российское правительство получило деньги - 7 000 034 000 'зеленых'. А остальными (то есть суммой около 200 тысяч) распорядился наш посол Стекль по своему усмотрению. Историки предполагают, что эти суммы пошли на взятки (на 'благодарность') американским чиновникам, сенаторам. А сам Стекль в 1869 году торжественно получил орден Большого Орла с пенсией при отставке в 6 тысяч рублей в год. Позже он уезжает за границу, где его следы теряются. Стоит упомянуть, что те 7,2 миллиона долларов конвертировались в российскую валюту примерно в 11 миллионов золотых рублей. По иронии судьбы крупные залежи этого драгметалла вскоре были обнаружены в недрах новоприобретенной территории, но история 'золотой лихорадки' на Клондайке - это уже часть американской, а не российской истории. За 80 лет, что Аляска провела 'под пятой' Российской империи, прибыль от ее эксплуатации для русской казны составила 100 млн рублей серебром, а российское имущество в колонии оценивалось в 20 миллионов рублей. За 23 года (с 1868-го по 1890-й) доходы, полученные американскими капиталистами от разработки богатств Аляски, достигли, только по официальным данным, $75 млн. Вот такая 'геополитическая' арифметика. Так состоялась, возможно, самая выгодная территориальная сделка в мировой истории. Маленький штрих: неофициальное прозвище Аляски - символичное - 'последний рубеж'.
Карта Удмуртии Хотя нашей республике подобные территориальные коллизии на межгосударственном уровне не грозят, однако, склонившись над картой, нам есть над чем призадуматься. Поблизости от южных рубежей Родникового края есть земли, которые... ему отнюдь не принадлежат. Административно они относятся к соседнему Татарстану. И если угодья по обоим берегам реки Кырыкмас, что в Киясовском районе, не населены, то в Граховском районе целый поселок Новый Кокшан со всех сторон обведен на карте красной 'демаркационной' линией, и стрелка указывает на Татарстан.
Новый Кокшан В трудах советских историков-краеведов найдем, что в Граховском районе 'жили дружной семьей отдельными деревнями удмурты, марийцы, татары'. До революции эти территории входили в состав Елабужского уезда Вятской губернии, в 1912 году там проживало около 50% русских. Поселок Новый Кокшан - своеобразный 'анклав' Татарстана: от него до границы с 'большой землей' буквально пара километров. В справочнике по административно-территориальному делению Удмуртии среди населенных пунктов Новый Кокшан не упомянут. Зато в Татарской энциклопедии сказано, что поселок Новый Кокшан (Яна Кокшан) находится в Менделеевском районе на границе с Удмуртией. Основан он в 1852 году как поселок Кокшан-ского завода елабужских предпринимателей Ушковых. Единственная там достопримечательность - здание заводского училища - архитектурный памятник второй половины XIX века. У нас есть свидетельство побывавшего там 10 лет назад очевидца, по словам которого, поселок медленно, но верно хиреет, жители стремятся уехать в города. Если в 1989 году там проживало 111 жителей (русских и татар), то в 1997-м - уже 97 человек. Почвы там капитально загрязнены отходами расположенного поблизости химзавода. Ничто не говорит, что данный населенный пункт территориально относится к соседней республике, ни нейтральной полосы, ни пограничных столбов. Такие же разноцветные 'пятна' на карте Удмуртии есть в Киясовском районе, южнее поселка Тавзямал. Любопытно, что в земельном комитете администрации этого района нам сообщили, что эти территории не подчинены Татарстану, 'земля там наша' и что 'на наших картах анклавов нет'. Местные чиновники-землемеры с большой тревогой отнеслись к намерению 'Дня' обратиться к теме татарских 'анклавов' на удмуртской земле - они всерьез опасались, что это может вызвать непредсказуемую реакцию 'по ту сторону границы'. В администрации Граховского района никто не сумел четко и ясно ответить на простой вопрос, принадлежит ли району поселок Новый Кокшан? Чтобы расставить все точки над 'i', мы обратились к исполняющему обязанности руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по УР Игорю Шкуратову. Вот фрагмент его ответа: 'На данных территориях - 'анклавах' Республики Татарстан - действуют федеральные законы РФ и нормативно-правовые акты Республики Татарстан'. Документы на право пользования земельными участками выданы соседом, и соответственно все налоги и платежи за землю идут в бюджет Татарстана. Такая территориальная неразбериха, по всей видимости, берет свое начало ещё со времен образования советского государства. Административно-территориальное деление страны в 20-х годах произошло без учета многих деталей и тонкостей местного национального уклада и хозяйственного бытования. Разумеется, сам факт существования таких 'анклавов' не должен и не может стать поводом для какой бы то ни было межрегиональной или межэтнической розни. Кстати, в самом Татарстане есть такие же 'темные пятна' в Буинском и Дрожжановском районах, относящиеся к Чувашии.
Агрыз Гораздо более на виду и посему вызывает много разноречивых суждений территориальная принадлежность татарского города Агрыз. Если смотреть на карту, то он воткнут в 'тело' Удмуртии подобно острию ножа. С экономической и политической точек зрения этот 'клин' явно тяготеет к процессам удмуртского региона. Как крупный транспортный узел он непосредственно связан с Ижевском. В историческом плане претензии на этот 'участок суши' могут предъявлять как татары (их здесь в 1999 году проживало 50 процентов), так и удмурты (хотя количественно их здесь только 7,2 процента). Историки утверждают, что именно здесь находится область формирования удмуртского этноса. До XVI века к востоку от места впадения реки Вятки в Каму жили в основном удмурты. Но всё меняется в конце XVI века, когда в 1582 году Иван Грозный пожаловал князю Богдану Яушеву волость Терси по обоим берегам реки Иж с правом сбора налогов с ее населения. Татарские ханы заселяли эти земли крестьянами и превращали удмуртов в своих подданных.