Что превращает живописное полотно в предмет искусства? Кто в состоянии оценить его подлинную стоимость? Есть ли в Ижевске покупатель, способный заплатить настоящую цену за настоящее искусство? Что у художника на обед?В Ижевске сейчас уже достаточно супермаркетов, есть и такие, в которых торгуют предметами искусства, или, выражаясь осторожнее, 'изделиями ручной работы', например, магазин 'Радиотехника'. Есть и более серьезные заведения, нечуждые тем не менее коммерческой направленности: Выставочный центр Союза художников УР на Пушкинской, Муниципальный выставочный центр 'Галерея', есть художественный салон и в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств, небольшой художественный салончик в багетной мастерской на Кирова и еще кое-что. И как выяснилось в ходе общения с представителями этих организаций, для такого не маленького, в общем-то, города, как Ижевск, существующих очагов искусства вполне хватает для удовлетворения, прямо сказать, невеликого спроса. И это притом, что у нас до сих пор нет ни одной частной галереи, фактически отсутствует институт арт-дилеров в его классическом понимании.
Культурная столица Среди местной интеллигенции бытует мнение, что развитие интереса ижевчан к искусству сдерживается нашим неискоренимым 'заводским' менталитетом. Однако знающие люди говорят, что в последнее время и у нас появилось достаточно много обеспеченных людей с хорошим образованием и широким кругозором, которые нередко покупают здесь багет для холстов, привезенных из вояжей по Италии, Франции и т. д. Есть и такие, кто неплохо знаком с творчеством местных художников и кое-что покупает у них, правда, в основном для заполнения 'белых пятен' на стенах своих офисов. Но сегодня, по мнению специалистов МВЦ 'Галерея', ситуация все-таки начинает меняться в лучшую сторону. Люди понемногу начинают привыкать к тому, что Ижевск что-то представляет из себя в культурном плане. И это действительно так. Стилистический спектр работ местных художников, по мнению искусствоведов, достаточно широк. Есть у нас мастера реалистического (классического) пейзажа, есть хорошие графики, знатоки жанра заказного парадного портрета, есть художники, способные классно работать в манере итальянских, голландских и других мастеров XIX века. Существуют продолжатели традиций русского авангарда и даже свои сюрреалисты, как, например, В. Любарец. Большей частью ижевские художники предоставлены сами себе, им приходится сочетать в одном своем лице и автора, и торгового агента, что не всем хорошо удается. В чем-то способен помочь созданный два года назад Муниципальный выставочный центр 'Галерея', специалисты которого активно работают с такими уже хорошо известными и вместе с тем смело ищущими художниками, как С. Орлов, А. Чернышев, В. Веретенников, В. Чувашов, В. Кононов, З. Лебедева. 'Галерейщики' сознательно решили развивать коммерческое направление в своей работе, правда, по их собственному признанию, находятся еще в самом начале пути. Тем не менее только за первое полугодие текущего года здесь проведено 9 выставок, на которых побывало только учтенных (по билетам) 35 тысяч человек, а это для Ижевска уже немало.
Не обманите юбиляра В плане продаж, как ни странно, несравнимо большим спросом пользуются выставленные в художественном салоне при галерее картины откровенно коммерческого характера и не самого высокого качества. Цены на такой 'ширпотреб' - от одной до шести тысяч рублей за штуку. Оказывается, что львиную долю среди покупателей такой живописи составляют представители трудовых коллективов, ищущие достойный подарок к юбилею коллеги. Их, как правило, не особенно интересует качество работ, лишь бы не выйти за пределы установленного денежного лимита да чтобы габариты 'подарка' были повнушительнее, а там уж пусть сам юбиляр решает, что с ним делать. 'Дареному коню в зубы не глядят', но однажды женщина, терзаемая смутными сомнениями, принесла в галерею 'художественное полотно' неизвестного происхождения, подаренное ее мужу, и попросила совета, что с ним делать. Работа была ужасающей и по цвету, и по композиции, и ответ мог быть только один - спрятать подальше и никогда никому ни в коем случае не показывать. Но такой 'визитер' скорее исключение, чем правило, - к услугам специалистов по оценке художественного уровня работ у нас прибегают не часто. В Республиканском музее изобразительных искусств в настоящее время проводится официальная оценка икон. За 50 рублей высококвалифицированные специалисты оценят икону и выдадут официальную бумагу с печатью музея. Подобную экспертизу вполне могут произвести и в отношении работ светского характера, но желающих пока очень и очень мало. Видимо, живопись, впрочем, так же, как и любое другое из искусств, это та сфера, где каждый сам чувствует себя докой. Хотя на самом деле это далеко не всегда так. Вероятно, поэтому серьезные работы в 'Галерее' ютятся в крохотном закутке у входа, а основную выручку приносит кошелек невзыскательного покупателя. Практика такова, что если художник не имеет прочных партнерских отношений с солидными платежеспособными организациями, то ему остается уповать только на то, что его работу заметят на какой-нибудь престижной столичной выставке. Но попасть в столицу не так просто. Менеджеры 'Галереи' как раз одним из перспективных направлений своей работы считают содействие местным художникам в показе своих работ за пределами республики. В самой галерее, за вычетом 'салонных' продаж, за два года ее существования продано очень мало хороших работ. Кое-что продается в небольшом коммерческом отделе при Выставочном зале Союза художников. Например, там выставлялись для продажи известные натюрморты с рыбой Б. Постникова и 'Сирень в голубой вазе' А. Ложкина.
В музейный фонд или в ванную Недостаточная подготовленность публики часто приводит к тому, что художник предпочитает оставлять свои удачные и любимые работы при себе, чем продавать по той, прямо скажем, не слишком высокой цене, которую готов дать рынок. Но есть у художников еще одна возможность реализовать свои наиболее удачные произведения - продать Республиканскому музею изобразительных искусств. Может быть, это не столько коммерчески выгодно, сколько, вне всяких сомнений, очень престижно. По словам научного сотрудника музея М. А. Матяшовой, фонды Музея изобразительных искусств сегодня насчитывают 7740 работ и ежегодно пополняются примерно на 20-50 предметов. И музей покупает, конечно, лучшие работы, имеющие неоспоримую художественную ценность, создавая которые, художник ставит и решает сложные цветовые, световые, композиционные, но отнюдь не коммерческие задачи. Моя собеседница привела хороший пример художественной задачи - написать белым по белому. Это действительно подходит для искусства, ведь черным по белому хорошо писать законы, а в художественном произведении должно быть что-то неуловимое, стоящее над замыслом и позволяющее художнику удивляться собственным работам. Но поиск неуловимого, конечно, не должен превращаться в изготовление 'нового платья короля' из известной сказки. Именно этим, кстати, часто занимаются сейчас устроители всевозможных художественных акций и перформансов, стремящиеся любыми способами дистанцировать свое якобы искусство от массового обывательского вкуса, хотя бы демонстрируя им 'голого короля'. Но это, так сказать, 'левые радикалы' нашего арт-рынка, использующие западные наработки 60-70-х годов. Так же 'слева', но ближе к 'центру' находится поколение нынешних пятидесятилетних, наш самый перспективный, по мнению искусствоведов, художественный пласт. 'Справа' стоят именитые консерваторы-реалисты, а вокруг них - разливанное море ширпотреба, причем зачастую море в буквальном смысле. Я, к сожалению, небольшой знаток изобразительного искусства, поэтому обозрение наших художественных 'прилавков' у меня всегда вызывало вопрос - почему на подавляющем большинстве полотен, 'сработанных' 'на потребу' рынка и выставленных именно для продажи, неизменно присутствует вода? Ответ пришел сам собой - из модного нынче древнекитайского учения о гармоничных отношениях человека с окружающей средой 'фэншуй'. Оказывается, согласно этому учению, водная стихия - символ богатства, оказывающий, кроме того, очищающее и освежающее воздействие на человека. И художники, судя по всему, подспудно знают об этом и вовсю используют в своем творчестве. Правда, 'фэншуй' учит разумности и осмотрительности в использовании символа воды, иначе можно почувствовать себя скорее 'затопленным', чем очищенным и обновленным. Пример тому - 'знаковый' диалог между сотрудницами одного из небольших художественных салончиков Ижевска по поводу долго не продаваемой 'мокрой' картины. - Что-то у нас 'воду' никто не покупает. - Много больно воды. - Так ведь в ванную комнату можно повесить...