фотоПоэтому тема электроэнергетики в Думе будет актуальна еще как минимум до конца года. После чего станет актуальной и для широкой общественности, которая до сих пор довольно слабо представляет себе, что это за реформа. Впрочем, главный и, наверное, единственный вопрос, волнующий обывателя, это - как все государственные манипуляции с энергией отразятся на его кошельке? Дороже или дешевле будет стоить электричество? И если дороже, то на сколько? Ответить на эти вопросы однозначно пока не решается никто. Специалисты осторожно заявляют о том, что да, тарифы, скорее всего, вырастут, но не сильно. И ненадолго. Или сильно, но тоже ненадолго. А может, и надолго, но не сильно. И так далее, - варианты возможны любые. Единственное, с чем согласны все, - без реформы тарифы бы все равно росли, и гораздо быстрее, нежели с нею. Но при этом объяснить необходимость и смысл изменений в российской электроэнергетике рядовому гражданину становится еще труднее.
Во всем виноват Чубайс Существующая сейчас в нашей стране система естественных монополий сложилась едва ли не стихийно. В СССР, где конкуренция была уничтожена как класс, главным монополистом было государство. Впоследствии, когда усилиями ряда товарищей часть бывшего советского народного хозяйства удалось приватизировать и перевести на рыночные рельсы, некоторые отрасли так и остались неохваченными. Одни - в силу своей стратегической важности для страны, другие - в силу своей забюрократизированности, третьи просто не успели охватить. То же произошло и с электроэнергетикой. РАО 'ЕЭС России' было создано на базе целого ряда организаций, курировавших советскую энергосистему, в 1992 году. Как первоначально планировалось, на три года, - для поддержания энергетической жизни страны в сложных экономических условиях. В итоге три года вылились в десять, во главе РАО встал 'заслуженный приватизатор' Анатолий Чубайс, а само акционерное общество стало крупнейшим монополистом на отечественном рынке. Все попытки что-либо сделать с этим порождением переходного этапа российской экономики успеха не имели. Зато основные энергетические фонды страны продолжали ветшать, а цены на электроэнергию росли с завидной регулярностью. Сейчас, по некоторым оценкам, износ оборудования по России составляет около 70%. В регионах эта цифра колеблется в разных пределах.
И светлая Удмуртия моя Наша республика всегда входила в число самых благополучных с энергетической точки зрения территорий. Износ фондов у нас составляет всего 54%, а о веерных отключениях жители республики знают только из выпусков новостей. Возможно, именно поэтому Удмуртия и была выбрана в качестве одного из первых регионов, где реформа должна пройти апробацию. Единая компания 'Удмуртэнерго', 49% акций которой сейчас принадлежат РАО, а 10% - Удмуртии, будет разделена на несколько специализированных предприятий - генерирующее, сетевое и сбытовое. Кроме них также будет создана структура, которая займется социальными вопросами бывшего предприятия. Контролировать работу всего этого сооружения на первом этапе реструктуризации будет управляющая компания, которая после окончательного разделения будет ликвидирована. Таким образом, появятся несколько самостоятельных компаний, более конкурентоспособных, чем единое АО. Помимо того, рынок электроэнергии откроется и для новых компаний, а у потребителей появится выбор, кому платить за свет. В Удмуртии первая подобная фирма уже существует. Носит она громкое название 'Межрегиональная энергетическая компания' и возглавляется небезызвестным Сергеем Чикуровым, который, потерпев неудачу как публичный политик, решил на время вернуться на предпринимательскую стезю. Стоит отметить, что к реструктуризации 'Удмуртэнерго' его предприятие отношения не имеет, так что пока вся деятельность 'Межрегиональной энергетической компании' сводится к посредническим услугам. Как заявил корреспонденту 'Д' глава 'Удмуртэнерго' Валерий Чистяков, сейчас бывший ГФИ по Удмуртии 'пытается покупать электроэнергию на электростанциях и на оптовом рынке и продавать ее оптом 'Удмуртэнерго'. 'Пока ни одной такой сделки не произошло, - отметил Чистяков. - Мы готовы покупать у него, если он продаст нам дешевле, чем мы покупаем сами. Пока дешевле не получается'. Впрочем, сам Сергей Чикуров оценивает свои перспективы куда выше. Так, в интервью, данном им в начале сентября журналу 'Деловая Репутация', он скромно замечает: 'Некоторые думают, что Чикуров рвется к рубильнику, чтобы воздействовать на республиканскую власть. Но я к монополии не стремлюсь'. Напротив, на его взгляд, 'сначала будет тысяча игроков на этом рынке, но 90 процентов не выдержат и уйдут... в республике же ...реально будут работать две-три компании'. Среди них, видимо, планирует оказаться и экс-ГФИ. Однако, кроме Чикурова, на новые сферы влияния, которые появятся с реструктуризацией 'Удмуртэнерго', уже сейчас находится немало других охотников. И первый из них - само республиканское правительство, которое намерено удержать в своих руках блокирующие пакеты акций если не всех вновь создаваемых компаний, то хотя бы сетевых. По словам все того же Валерия Чистякова, между 'Удмуртэнерго' и республикой уже достигнуты определенные договоренности. По ним, муниципальные сети по всей республике будут объединены в некую структуру, после чего 'Удмуртэнерго' совместно с республикой создадут совместную Удмуртскую сетевую компанию. Республика внесет туда свои активы, 'Удмуртэнерго' - свои. В результате должно появиться новое акционерное общество, владеющее всеми сетями на территории УР. Окажется ли это образование новым монополистом республиканского масштаба, еще непонятно. Ясно лишь, что сбытовым компаниям, решившим действовать на территории Удмуртии, придется иметь дело именно с ним, что, скорее всего, сильно уменьшит возможности самореализации чикуровской 'Межрегиональной энергетической компании'. Как бы то ни было, для рядовых потребителей самым очевидным последствием реформы, видимо, все же окажется очередное повышение. На этот раз цен на электричество.
Как вы относитесь к принятым Госдумой в первом чтении законам по электроэнергетике? Как реформа РАО ЕЭС отразится на Удмуртии?
Виктор СавельевВиктор Савельев, заместитель председателя Правительства УР по ТЭК:
'Первоначально к этому закону, вернее к блоку законов об электроэнергетике, мы относились достаточно негативно. Все регионы, в том числе и мы, направляли в Госдуму РФ свои замечания и предложения, и многие из них в новом варианте были учтены. Сейчас, ко второму чтению, с учетом поправок, я думаю, должен получиться неплохой в целом закон. Но та эйфория, которая сегодня в РАО ЕЭС есть, немножко преждевременна. Регионы еще будут настаивать на включении своих пунктов: чтобы за нами сохранилось право регулировать тарифы на местном уровне для энергоснабжающих организаций и чтобы при создании новых компаний доля участия регионов в их уставных капиталах была не менее 25 процентов, а также остальные вопросы текущего плана, например, веерные отключения. Мы должны активно участвовать в этом процессе. У нас есть муниципальные электрические сети, доля которых в общем объеме транспортных сетей Удмуртии сегодня составляет 35-40 процентов. Если их все собрать, мы могли бы участвовать в сетевой компании. Реформа как таковая уже идет, независимо от того, вышли законы или нет, она еще два года назад была объявлена. Другое дело, что таких активных действий никто не предпринимал. Но я думаю, что этот закон, если он будет принят в этом году, даст серьезный толчок, и реорганизация начнется буквально с начала следующего года. Мы опасаемся, что это, скорее всего, отразится на тарифах, они вырастут. Вы знаете, какую задачу ставит РАО ЕЭС, - выйти на мировые цены. Но мировые цены у нас никак не подкреплены мировой зарплатой. Сначала надо вывести уровень жизни на мировой, а потом говорить о мировых ценах. Но мой прогноз, к сожалению, пессимистический, рост тарифов будет продолжаться. Тарифы будут расти ежегодно на 20-25 процентов, а в следующем году - на 28 процентов'.
Валерий ЧистяковВалерий Чистяков, генеральный директор ОАО 'Удмуртэнерго': 'Можно много говорить на данную тему, но самая суть заключается в том, что в результате выполнения этих законов должна быть разрушена естественная монополия в электроэнергетике. Это, наверное, правильно, это неизбежно. Государственная поддержка чревата разными последствиями и, в первую очередь, снижением надежности энергоснабжения. С учетом того, что в тарифы сегодня не закладываются средства так называемой инвестиционной составляющей - на развитие, то остается только один путь - привлекать средства со стороны. Но ни один здравомыслящий бизнесмен не будет вкладывать деньги в такую нерыночную, зарегулированную структуру. Я не опасаюсь, что реализация этих законов как-то негативно скажется на Удмуртии, поскольку проект этих преобразований мы плотно прорабатывали в правительстве и попытались минимизировать все возможные риски таким образом, чтобы ни один потребитель, получающий от нас энергию, не ощутил каких-то сбоев, каких-то проблем. Я считаю, что прямой зависимости между преобразованиями в энергетике и повышением тарифов просто нет. Тарифы будут повышаться по мере того, как будут дорожать нефть, уголь. Но регулирование тарифов остается на региональном уровне. Если в ноябре в правительстве России подпишут наш проект, то для выполнения корпоративных процедур понадобится где-то порядка 160 дней. Я надеюсь, что к следующему отопительному сезону мы постараемся перегруппироваться и работать уже в новом качестве'.