рисунок- Можно ли, общаясь, понять, что это - Ваши пациенты? - Скажем так: это дети неадекватных родителей (пусть они и вполне взрослые люди), которые в разговоре с кем-либо всегда найдут повод попенять своему собеседнику, что он, грубо говоря, лох. Такой человек будет обвинять мать - 'почему ты кормила меня, когда у меня болел живот?' - так бы это звучало, если бы ребёнок мог выражать свои чувства словами, как взрослый. Но ведь было сказано Иисусом: 'Ежели обвиняют тебя, а ты невиновен - молчи, ибо грешно'. То есть, даже если ты прав, то реагировать на обвинения следует адекватно, и это касается не только психосоматиков, но и повседневной жизни. Нужно прислушаться к критике со стороны друзей, членов семьи. Полезно узнать и мнение врагов о самом себе - они выделят в тебе именно то, что ты в себе отрицаешь. Эти принципы нам дал первый психоаналитик - Иисус. - Что Вы находите особенно неприемлемым в людях? - Не люблю патетику. Герой фильма 'Бойцовский клуб' (его играет Брэд Пит) говорит: 'Fucking patetic!' Я с ним согласен. За человека надо бороться. Вся жизнь - борьба. Поэтому причитания типа 'надо что-то делать' ни к чему. Я отучаю своих пациентов от этого, и они начинают как бы взрослеть. Скорее всего, у них были такие родители, которые говорили не конкретно, а 'вообще'. Это не только в словах, но и в отношениях - 'пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что'. - Значит, таким людям не хватает твёрдости и ясности? - У меня была пациентка, у которой муж укатил на курорт со своей секретаршей, пока сама она рожала. Я недавно разговаривал с ним и задавал вопросы, а ответ у него один: 'Ну, не знаю!'. Это кисель какой-то, никакой оформленности! Ещё Фрейд писал, что для получения и обработки информации необходимо её формулировать. Он сам формулировал все свои мысли на бумаге. - Может, и лечить их стоит, понуждая оформлять свои мысли письменно? - Проблема в том, что именно формулировать-то они и не могут. И это касается не только психосоматиков, но и всех остальных архаических заболеваний - шизофрении, нарциссических психопатий, гомосексуализма, депрессии. Они могут конкретно изложить свои симптомы, и это помогает им удерживаться 'на плаву'. Если мы каким-то образом (даже с помощью скальпеля) начнём удалять эти симптомы, то в их восприятии образуются такие 'дыры', что они сходят с ума окончательно. По сути, это дети, которые с помощью своих болячек чувствуют себя взрослыми. - Вот так изо дня в день они 'питают' свою болезнь и сами же страдают от этого? - Нет. Бывают светлые периоды в их жизни, когда заболевание выражено слабее или протекает скрытно. Такие люди, как правило, в детстве долго болели, потом болезнь вроде как притихла. Достаточно какого-то стресса - окончания школы, например, или вуза, события, после которого нужно вступать с людьми в реальные отношения. Но как? Они этого не знают, потому что, смотря в глаза своих матерей, они не получали своего отражения, поскольку те были формальны в отношениях с детьми. - Можно ли отличить таких людей по взгляду? - Да, они никогда не смотрят прямо на собеседника, куда-то отворачиваются. На вопрос 'почему ты не смотришь мне в глаза?' они отвечают: 'Я не могу, потому что испытываю тревогу'. То есть они боятся увидеть там что-то не то. А вот невротики, наоборот, очень внимательно следят за твоей интонацией и взглядом, что в некотором роде жутковато. Зато при выздоровлении психосоматики начинают смотреть на собеседника и даже жестикулировать. Есть также стилевые особенности речи. Если прокрутить их сообщения на моём автоответчике, то в них слышны монотонные жалобные интонации. Когда разговариваешь с теми из них, кто добился каких-то успехов в жизни, возникает ощущение, что богатый человек просит милостыню. - Есть ли какие-то методики, благодаря которым врач-психотерапевт способен выдержать груз негативных эмоций, 'выплеснутых' на него больными? - Психотерапевт не гасит свои чувства в отношении пациента - он их анализирует. Конечно, в каждой области существует своя доля профессионального цинизма, но я не думаю, что это хорошо и правильно. Вот, например, я занимался со студентами-медиками. И в ходе практики, еще не овладев приемами анализа, один из них говорит примерно так: 'Пришла какая-то истеричка, вся накрашенная, в красных сапогах'. Так нельзя - психоаналитик должен отличать свои реальные чувства от тех, которые 'не видит' пациент. То есть, когда 'видишь' подавленные чувства больного, то сообщаешь ему об этом. Жена банкира, например, на недавнем сеансе сказала, что я 'эксплуатирую бедных богатых невротиков'! И посоветовала 'лечь рядом с Фрейдом'. Так что с метафорами у них всё в порядке, потому что они себя чувствуют подобно 'щепкам, несущимся в бурлящей реке жизни', и ничего более конкретного. - Как к Вам относятся родители Ваших пациентов, те самые, в поведении которых Вы усматриваете первопричину их болезни? - На днях одна моя пациентка пропустила сеанс - просто забыла. Я не должен в этом случае кричать 'где тебя черти носили!?', уподобляясь привязчивой мамаше. Но, с другой стороны, если я буду относиться к этому безразлично, то я поведу себя как та мать, которая равнодушна к своему ребёнку. Бывает, правда, что равнодушная прежде мама вдруг словно опомнится и старается наверстать упущенное, окружая ребёнка излишней заботой и лаской. При этом она, чувствуя свою вину, в дальнейшем прямо-таки 'душит' своё чадо нежданной любовью. Когда случаются такие пациенты, их матери говорят им: 'Как хорошо было без этого психоанализа, а сейчас ты 'выступать' начинаешь, требовать'. Часто при этом мама хватается за сердце и ложится в больницу с гипертоническим кризом. Своему повзрослевшему ребенку она может с ревностью крикнуть из больничной палаты: 'Иди к своему Козакову - тебя ведь там слушают!' - Работаете ли Вы с родителями пациентов? И, если да, как они ведут себя? - Они приходят обычно с чувством вины, которое здесь пытаются выразить в агрессивной форме, исходя из принципа 'лучшая защита - это нападение'. Они говорят: 'Мы же не валялись под заборами, не пьянствовали - откуда у нас такой ребенок?' Конечно, подсознательно они понимают, что им 'выгоднее', чтобы проблемы у их 'ребенка' были не в сфере психики, а, скажем, 'наследственными'. Тогда можно сделать 'успокоительный' вывод о том, что с такой болезнью ничего нельзя поделать. И это всех устраивает. - Были ли у Вас случаи с агрессивными пациентами? - Вот недавно произошел интересный случай. Ко мне на сеансы стал ходить молодой человек, который до того пять лет провёл в постели из-за депрессии. Когда он начал с моей помощью выкарабкиваться из своих проблем, то, выходя от меня, пинал брошенный кем-то во дворе 'Запорожец', оставляя на нем вмятины. Так депрессия с идеями самообвинения перешла у него в обвинение родителей, а затем в 'расправу' с несчастной машиной. Он понял, что в основе его состояния - жуткая враждебность, и ему удалось избавиться от этого. Потом решилась и другая его проблема: я отправил его к знакомому предпринимателю, у которого он начал работать простым рекламным агентом. Теперь он ездит на хорошей машине. Я рад за успехи пациентов. Но не все из них, придя ко мне однажды, проходят курс лечения до конца. Бывает, что, помотавшись по разным врачам и народным целителям, они возвращаются. Значит, не столь важна технология лечения. Главное, что я как врач подхожу им по каким-то параметрам, у нас есть что-то общее. - Вы работаете с пациентом один на один. А как Вы относитесь к массовым сеансам психотерапии - взять тех же Чумака с Кашпировским? - Сейчас отношусь терпимо. Я считаю, что у каждого врача есть свой 'контингент'. К примеру, не все могут сходить на сеанс 'дыхания Грофа' за 100 баксов, поэтому идут к знахарям. Так же и с этими 'звёздами', совершавшими пассы на советских телеэкранах в начале 90-х годов. У них была своя аудитория, кому-то они, возможно, помогли. А если это помогает людям, то пусть себе врачуют - мне они не мешают. Помню, местные клиницисты подбивали меня в то время написать разгромную статью про всех этих шарлатанов, колдунов и заезжих гастролеров. На мой удивленный вопрос, зачем это нужно, они ответили: 'Ну, как это зачем? Ведь после их сеансов к нам столько шизофреников поступает!' Но если официальная медицина считает шизофрению болезнью наследственной, тогда при чём тут эти шарлатаны? Какая разница, когда наступит 'манифест' (яркое проявление) шизофрении - месяцем раньше или месяцем позже? Эти знахари являются только стимулом к проявлению болезни. Вообще, я считаю их всех своими коллегами - будь это бабка-колдунья или биоэнерготерапевт с дипломом. Тем не менее, я убежден, что индивидуальная психотерапия, по сравнению с групповой, стоит на более высоком уровне. Это очень тонкое дело, граничащее с искусством.
От редакции Уважая мнение, высказанное специалистом, мы тем не менее выскажем ряд своих сомнений. Первое: удивление вызывает явно выраженный негатив со стороны врача в отношении своих пациентов ('не люблю патетики!'). В этом уважаемый доктор повторяет стиль и методы того же Кашпировского, который, как известно, с больными не цацкался. И второе: находя источник проблем своих пациентов в 'неправильном' поведении их родителей, не 'проваливается' ли метод нашего автора в 'дурную бесконечность' - ведь эти родители сами были когда-то 'неправильно воспитанными' детьми... А среди христианских заповедей, помимо приведенной выше, есть еще и такие - 'Не суди, да не судим будешь' и 'Мне отмщенье, и Аз воздам'.