Неожиданно для себя в выборный период власти обнаружили существование в стране новой протестной сетевой структуры, которая объединила преимущественно аполитичную ранее молодежь, недовольную высокими ценами на бензин. Проявлением активности этого объединения – так называемого «Всероссийского оргкомитета автомобилистов» - стала кампания против высоких цен на бензин, увязанная с жесткой критикой «Единой России». Причем, если 4 августа на пикеты, митинг и автопробеги вышли автомобилисты из 18-ти населенных пунктов, то 24 сентября в акциях протеста приняли участие автомобилисты 70 городов от Владивостока до Калининграда.

Общая численность протестовавших 24 сентября, правда, оказалась не особенно высокой, лишь в Калининграде число участников митинга достигло 1000 человек и около 200 автомобилей прошли «несанкционированным» автопробегом по главным улицам города. Почти столько же машин и около 400 человек приняли участие в автопробеге в Санкт-Петербурге. В остальных городах количество участников составляло в среднем от 30 до 150 человек с привлечение нескольких десятков автомобилей.

В целом, численность протестовавших 24 сентября против дорогого бензина можно оценить примерно в 4 тысячи человек. Из 80 городов, где появились инициативные группы активистов, примерно в десяти городах проведение акции было сорвано – где-то по причине неопытности или отсутствия настойчивости организаторов, где-то благодаря прямому давлению чиновников и органов милиции.

Следует учесть, что лишь меньшая часть организаторов в регионах - представители Федерации автовладельцев России (ФАР), ТИГР, гражданские активисты – имели опыт проведения «политизированных» публичных мероприятий по нормам российского законодательства о митингах, пикетах и демонстрациях.

Общая координация действий в значительной степени осуществлялась активистами из Ижевска, где лидеры городского протестного движения, в течение 7 лет боровшиеся за отставку президента Удмуртии Александра Волкова, частично сменили тактику, обратившись к общероссийской протестной тематике. В большинстве же городов региональными координаторами стали «неформалы» - лидеры автоклубов, автомобилистских интернет-сообществ и просто обычные автовладельцы.

Тем не менее, если учесть практически полное отсутствие у организаторов каких-либо финансовых ресурсов и информационной поддержки со стороны СМИ, подготовка и единовременное проведение акции в семи десятках городов с приятием единой резолюции с общими требованиями выглядят достаточно впечатляюще.

По городам

Наиболее многочисленной, как уже было сказано, стала акция в двух городах северо-запада России – Калининграде и Санкт-Петербурге. В Петербурге роль «зачинщиков» взяли на себя активисты Товарищества инициативных граждан России (ТИГР), сумевшие путем непростых переговоров со Смольным продавить согласование властями удобного маршрута автопробега. Однако начало акции началось с конфликта - автомобилисты и байкеры не были допущены сотрудниками ДПС, усиленными подразделениями ОМОН, на прилегающую к спортивно-концертному комплексу (СКК) территорию, которая была согласована с властями как место сбора участников автопробега. Полицией было заявлено, что, оказывается, вся эта территория уже приватизирована, и директор СКК запретил проведение на ней публичного мероприятия.

В связи с этим около сотни автомобилей «протестантов», обклеенных наклейками и плакатами, совершили старт просто от обочины проезжей части. В голове колонны находилась «Газель» с установленным на нем бутафорским макетом революционного крейсера «Аврора» и плакатом «Если будет 35, выйдем Зимний брать опять!». В ходе медленного движения количество автомобилей выросло в полтора раза, часть «проезжих» водителей, взяв по ходу движения плакаты и стикеры, «встраивалась» в колонну. Многие просто приветствовали автоколонну сигналами, прохожие показывали одобрительные жесты и снимали происходящее на фото и видео.

После круга вокруг СКК «Аврора» через Невский проспект «поплыла» на Исаакиевскую площадь, где в завершение акции произвела в сторону Законодательного Собрания «холостой» выстрел посредством петарды, подожженной «тигровцем» Александром Расторгуевым.

Аналогичные проблемы возникли у организаторов в Ростове-на-Дону, где сбор участников был назначен на автостоянке крупного супермаркета. Руководство торговой компании вечером накануне 24 сентября даже дозвонилось до федерального координатора акции Андрея Коновала в Ижевск, угрожая применением силы к протестующим.

В результате, группа из нескольких десятков молодежи, раздав листовки, под угрозой применения силы была вынуждена переместиться на Театральную площадь города, где уже на «санкционированном» пикете заявила свою позицию. «У меня своя организация по перевозке продуктов питания, - рассказал журналистам участник акции Александр Овчаренко, - Рост цен на бензин отразился резким подорожанием продуктов. Стало невыгодно возить продукты в розницу. Знаю одного человека, которому даже пришлось закрыть свою фирму». Автопробег в Ростове провести не удалось из-за запрета городских властей.

Провести «несогласованный» митинг пришлось и большой группе молодежи из Екатеринбурга, которой было отказано во всех удобных местах под предлогом, того, что они якобы «заняты» под другие массовые мероприятия. Все организационные собрания автомобилистов, которые проводились на улицах, отслеживались и даже пресекались полицией. На участников составлялись протоколы вплоть до таких экзотических статей КоАП как «нарушение правил маневрирования».

24 сентября три городские площади заранее были перекрыты полицейскими для парковки автотранспорта. В этих условиях около 50 молодых людей, оставив свои автомобили, в пешем порядке с многочисленными самодельными плакатами в руках собрались у Дворца молодежи, где и провели митинг. Никакого другого массового мероприятия, под предлогом которого автомобилистам было отказано в митинге, на этом месте обнаружено не было. Тем не менее, координатор акции Роман Щербина был после ее проведения задержан для составления протокола об административном правонарушении. Ситуация в Екатеринбурге усугублялась также тем, что бывший региональный представитель ФАР Кирилл Форманчук, вступивший недавно в ОНФ «Единой России», занял в отношении акции протеста резко враждебную позицию, распуская через личные страницы в Интернете, клеветнические и провокационные, по мнению активистов, слухи в отношении организаторов и участников акции.

В результате, московское руководство федерации передало функции регионального представителя ФАР в Екатеринбурге координатору акции Роману Щербине.

Привлечены к административной ответственности и организаторы акции в Калининграде, правда, уже после проведения автопробега и тысячного митинга с участием не только автомобилистов, но и актива партии «Патриоты России» и КПРФ. Например, в Астрахани пикет был вообще пресечен с задержанием участников, хотя уведомлений об отказе в согласовании акции организаторы от мэрии не получали.

Гораздо более пестрым оказался состав участников в Волгограде, где в автопробеге приняло участие около 200 человек автолюбителей, представителей независимых профсоюзов, независимых перевозчиков и общественной организации среднего и малого бизнеса «Опора России».

Таким же разнообразным по участникам оказался автопробег и митинг в Москве, где на этот раз акцию возглавило руководство ФАР, а в протестных действиях приняли участие профсоюз водителей-профессионалов (МПВП) и представители нескольких политических партий.

Партии и полиция

Вопрос об участии партий в каждом регионе решался отдельно, но исходя из общей установки о запрете «приватизации» гражданской акции какой-либо отдельной партией в выборных целях. При этом активисты ряда городов (хотя и не везде), в целом настороженно относящиеся к партийному пиару, отметили некорректное поведение ЛДПР.

Проведение Всероссийской акции вызвало давление со стороны полицейских структур. Во многих городах организаторы митингов приглашались для бесед в местные Центры по борьбе с экстремизмом.

В Саратове правоохранители не дали активистам даже собирать подписи под Резолюцией Всероссийской акции. «Когда же возмущенные автолюбители вернулись в свои машины, чтобы разъехаться по домам, - сообщает участник событий, - они были окружены сотрудниками ДПС, которые принялись составлять протоколы о нарушениях ПДД на всех без исключения. Водители устроили разбирательство, которое грозило перерасти в потасовку. В результате «гаишникам» пришлось отпустить активистов».

Удмуртия -столица автопротеста

Удмуртия оказалась одним из немногих субъектов РФ, где акции прошли сразу в нескольких городах. В Ижевске митинг и автопробег проходили под зарядившим с утра проливным дождем. Отчасти поэтому численность участников была ниже, чем на предыдущих двух акциях (кроме того ижевские активисты в этот раз сосредоточили все свои силы на подготовке всероссийской акции через работу в Интернете). Перед зданием горадминистрации собралось порядка 50 машин и около 120 человек, которые с недоумением взирали на то, как в том месте, где обычно выступают ораторы, работала компрессорная установка, рабочие в выходной день что-то долбили отбойным молотком и... под проливным дождем, с нарушением всякой технологии, укладывали асфальт. Чтобы избавиться от заглушавшего речи шума, участники передвинули свои автомобили и «Газель» со звуковой установкой. На митинге выступили активисты неформального сообщества Ижевский Автофорум, а также представители 4-х политических партий - "Патриотов России", "Справедливой России", КПРФ и "Яблока". Представителю ЛДПР, пришедшему со своим флагом, было указано, что решением оргкомитета участие этой партии не предусмотрено. Кроме того, в кузове «Газели» был разыгран перформанс-сказка "Маша, бензин и Медведь", в котором рассказывалось о борьбе зверей-автомобилистов против владельца АЗС, члена партии «Косолапая Россия» Медведя. После митинга у Администрации прошел автопробег до здания Дома правительства Удмуртской Республики.

В Сарапуле колонна автомобилей проехала со скоростью 20-40 км/час через весь город. В головной машине было закреплено 3 партийных флага ("Патриотов России", КПРФ и ЛДПР), которые принимали участие в акции. На митинге неожиданно выступил председатель профкома АПК Сарапульского района, который рассказал, как душат сельхозпроизводителей правительство «единоросов» и нефтяные олигархи.

Митинг и автопробег в Глазове, еще одном городе Удмуртии, собрал 42 машины и 60 человек. Голосование за резолюцию здесь было произведено сигналами клаксонов.

Все на борьбу с "ЕР" - партией дорогого бензина!

Во всех городах-участниках была принята резолюция с требованиями немедленного снижения цен на топливо на 30%; создания до 1 ноября специальной правительственной комиссии по этой проблеме с участием представителей протестующего автомобильного сообщества и отмене прямого транспортного налога.

Прозвучало также и жесткое политическое заявление. «За истекшие полтора месяца цены на моторное топливо выросли еще более, - сообщается в резолюции. - Мы не удостоились личного ответа на наши обращения ни Президента России Д.А.Медведева, ни Председателя Правительства РФ В.В. Путина, хотя наша резолюция была официально направлена на имя «первых лиц» государства. Что ж, руководители государства могут и дальше нырять за амфорами или имитировать диалог с обществом в твиттере в надежде, что это поможет им на предстоящих выборах. Мы же в таком случае призываем сегодня граждан России, прежде всего многомиллионную армию автомобилистов и водителей-профессионалов, членов их семей, голосовать против «Единой России» - партии дорогого бензина! «Голосуйте за любую другую партию кроме партии «Единая Россия»!» - таков наш призыв на нынешних выборах в Государственную Думу РФ» - говорится в заявлении автомобилистов.

Накануне, 28 сентября, пришло сообщение о том, что на третий день после акции главу ФАС вызвали в Совет Федерации. Сенаторы потребовали от руководителя антимонопольной службы Игоря Артемьева объяснений по поводу роста цен на бензин. Другим признаком того, что сигнал от Всероссийской акции протеста воспринят серьезно в кабинетах власти, стала имитация протеста «прокремлевским» движением «Молодая Гвардия Единой России», под флагами которого во вторник прошли немногочисленные пикеты в Москве перед офисами нефтяных компаний.