Драматизм очередной, двадцатой сессии Госсовета Удмуртии не вылился в бурные парламентские дебаты, оставшись в поле сухих цифр закона о республиканском бюджете на 2010 год. Без шума и встречных предложений депутаты одобрили разработанные Правительством УР поправки к основному финансовому документу республики, в соответствии с которыми государственный долг казны Удмуртии к концу года, как осторожно прозвучало на сессии, достигнет предельно допустимого уровня.
Министр экономики и вице-премьер Удмуртии Валерий Богатырев, докладывавший по вопросу «О внесении изменений в закон Удмуртской Республики «О бюджете УР на 2010 год», начал с обнадеживающих тенденций в республиканской экономике. Как следует из его выступления, в первом квартале текущего года сальдированная прибыль крупных и средних предприятий Удмуртии выросла в 2,5 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года, на который пришелся пик экономического кризиса. В связи с растущими поступлениями по налогу на прибыль Правительство УР выступило с предложением увеличить доходную часть республиканского бюджета на 500 млн рублей. Еще 30 миллионов предполагается дополнительно получить в виде процентов по бюджетным кредитам Удмуртской Республики. При этом расходная часть, в соответствии с тем же пакетом поправок, увеличивается на 2,031 млрд рублей, то есть в четыре раза больше, чем дополнительные доходы.
Новые расходы республиканского бюджета можно постатейно сопоставить с новостями, не сходившими с информационных лент в последние недели и месяцы. Памятное «бегство» в Тюменскую область титулованных биатлонистов Максимова и Черезова нашло отражение в дополнительном финансировании подготовки семи республиканских спортивных команд (25 млн руб.) и выделении средств на поощрение спортивных достижений (11 млн руб.). Неудовлетворительное состояние дорог в городах Удмуртии, которое чуть было не спровоцировало новые акции протеста автомобилистов, привело к увеличению ассигнований на ремонт улично-дорожной сети: 100 млн рублей – на дороги Ижевска, 5 млн рублей выделили Можге, по 15 млн – Глазову, Воткинску и Сарапулу. Кроме того, на реконструкцию дороги Ижевск-Воткинск республика возьмет бюджетный кредит в размере 274 млн рублей.
Значительная часть дополнительных расходов приходится на прямые социальные выплаты населению: 222 млн рублей – на ежемесячную денежную компенсацию платы за услуги ЖКХ ветеранам, 32 млн рублей – на детские пособия, 8 миллионов – на повышение пенсий бывшим чиновникам. Однако все это не идет ни в какое сравнение с «любимой» расходной строкой республиканского руководства, а именно: финансированием престижных президентских строек - ровно 1 млрд рублей планируется освоить в рамках «строительства, реконструкции и ремонта социально-значимых объектов». Валерий Богатырев вскользь упомянул с трибуны, что часть этих средств, помимо детских садов, школ и больниц, будет направлена на продолжение реконструкции набережной, но пропорции уточнять не стал.
Таким образом, бюджетный дефицит после принятия всех поправок увеличивается с 4,744 до 5,576 млрд рублей (16,9 процента от запланированных расходов). Но главный вопрос, повисший в воздухе после выступления Валерия Богатырева, касался способа привлечения этих средств: половину из дополнительных 2,031 млрд рублей республика планирует получить путем размещения очередного выпуска государственных облигаций (не считая бюджетных кредитов). «Госдолг Удмуртской Республики еще на 1 января 2010 года составлял 7 млрд рублей, - обратился к докладчику депутат Владимир Чепкасов. – К началу 2011-го он составит уже 11 миллиардов! У Министерства экономики есть понимание, как республика будет погашать задолженность?» «Да, вы совершенно правильные цифры озвучили, - отозвался г-н Богатырев, но затем дал понять, что не разделяет депутатских опасений: – Согласно законодательству, государственный долг не может составлять более чем 50 процентов от собственных доходов республики, и мы в эти рамки укладываемся». Министр финансов сослался на то, что его ведомство готовит некий «план», в том числе и по вопросу о погашении долга, и после этого наметившаяся было дискуссия как-то сама собой сошла на нет. Поправки были приняты 74 голосами против пяти при одном воздержавшемся.
Гораздо более энергично депутаты повели себя при рассмотрении законопроекта «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Госсовете УР, при освещении их деятельности республиканскими телеканалом и радиоканалом». Накануне законопроект обсуждался на совместном заседании трех фракций Госсовета при личном участии президента УР Александра Волкова, и председатель постоянной комиссии по госстроительству и местному самоуправлению Жанна Дворцова, выступавшая на сессии по этому вопросу, настаивала на принятии документа сразу в двух чтениях. Однако единодушной поддержки в Госсовете УР эта инициатива не нашла: после нескольких вопросов с мест, от которых г-жа Дворцова отмахнулась ссылками на регламент и федеральное законодательство, слово вновь попросил Владимир Чепкасов. «Мне сегодня поручено выступить от имени двух фракций - КПРФ и ЛДПР, - заявил он. – Представленный проект мы считаем своевременным, но предлагаем распространить его действие и на печатные СМИ… у нас складывается парадоксальная ситуация: Госсовет является учредителем пяти печатных изданий, но фактически депутаты доступа к ним в равной степени не имеют». В результате принятие законопроекта во втором чтении было отложено до следующей сессии. В течение месяца в нем должны появиться поправки, которые распространят принцип равенства и на печатные СМИ – правда, лишь для тех политических партий, «списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Госсовете Удмуртской Республики».