На прошлой неделе сразу два высокопоставленных милиционера в Удмуртии проиграли суды первой инстанции по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации, которыми руководство МВД по УР буквально завалило в апреле редакцию газеты «День». Всего за месяц в Первомайский районный суд г. Ижевска поступило пять исковых заявлений, подписанных лично министром внутренних дел Удмуртии Валерием Сосновским, а также подчинёнными этого чувствительного к критике в СМИ генерал-майора милиции.

Первым отказ в удовлетворении исковых требований получил в прошлый четверг, 22 апреля, заместитель министра - начальник милиции общественной безопасности Удмуртии. Полковник милиции Михаил Березуев требовал опровергнуть как не соответствующие действительности сведения из статьи главного редактора Сергея Щукина о событиях 20 февраля 2009 года, когда в результате действий милиции пострадали ижевские пенсионеры, направлявшиеся на пикет у Госсовета УР. Ижевчане протестовали против переназначения Александра Волкова президентом Удмуртии. Михаилу Березуеву не понравилась фраза: «Если такие намерения имелись, то полковник милиции Михаил Березуев не только не справился с данной задачей, но и намеренно либо по небрежности нарушил ряд норм закона «О милиции». Сначала этот и ещё один фрагмент статьи оспаривало МВД по УР, но проиграло тяжбу, в том числе и в кассационной инстанции. Тогда, видимо, было решено добиться своего путём смены истца. Результат оказался тот же – в опровержении и выплате 150 тыс. рублей «в качестве компенсации морального вреда» истцу отказали.

Неудача, постигшая заместителя министра внутренних дел Удмуртии, который защищал свои интересы в суде через представителя – начальника отдела правового обеспечения МВД по УР Андрея Гаязутдинова, видимо, не на шутку задела амбиции руководителей МВД по УР. На следующий процесс, 23 апреля, уже по иску другого высокопоставленного милиционера – начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по УР Сергея Поерова - впервые в практике судебных тяжб с участием данного ведомства пришёл сам истец - Сергей Поеров. Освещать столь необычное событие в СМИ, видимо, должен был корреспондент «Удмуртской правды», который по распоряжению главного редактора этой газеты Светланы Сентяковой так же впервые поучаствовал в открытом судебном процессе по иску начальника УБЭП.

В этот день у Сергея Поерова было что-то не так с головой. Когда неизвестный мужчина, сопровождавший представителя истца Андрея Гаязутдинова, снял чёрную спортивную шапочку, в которой он сидел в помещении суда в ожидании начала процесса, обнаружилось, что его голова почти полностью перебинтована. «Поеров Сергей Анатольевич», - представился мужчина, и мне стало немного не по себе. Пока я в коридоре издали наблюдал за неизвестным мужчиной, оказавшимся позже истцом, я внешне принял его за одного из подследственных, которых конвой часто привозит в суд для вынесения решений о продлении сроков заключения под стражей. Получается, что ошибся…

Полковник милиции Сергей Поеров просил суд обязать редакцию газеты «День» сообщить, что «сведения о крышевании администрации Центрального рынка в Ижевске начальником УБЭП МВД по УР Сергеем Поеровым не соответствуют действительности», и выплатить ему 100 тыс. рублей «в качестве компенсации морального вреда». За час с небольшим, пока длилось заседание, у истца, как человека, очевидно, очень делового, несколько раз громко звонил телефон. Звонил – это, конечно, не совсем точно – музыка была довольно весёлой, возможно, даже немного блатной.

На суде со слов истца выяснилось, что Сергей Поеров человек не только занятой, но ещё и очень больной. Так что, возможно, руководству МВД по УР имеет смысл рассмотреть вопрос о том, может ли сотрудник милиции с таким состоянием здоровья занимать столь ответственную должность. По словам Сергея Поерова, своего жилья в Ижевске у него нет, прописан начальник УБЭП МВД по УР в городе Домодедово Московской области. И со столицей Удмуртии его связывают лишь служба (в МВД по УР он курирует экономические преступления), а также старые отношения с министром Валерием Сосновским, пригласившим Поерова в Ижевск поработать на месте осужденного в 2007 году за коррупцию полковника милиции Алексея Быкова. Между тем каких-либо доказательств связи оспариваемой публикации в газете с пошатнувшимся здоровьем полковник Поеров суду представить не смог. Однако, глядя на забинтованную голову начальника УБЭП, я до конца ожидал какого-нибудь сюрприза. Например, заявления о травме, полученной в результате падения от волнения за свою репутацию. Но, видимо, всё-таки банальный удар о твёрдый тупой предмет.

На мой взгляд, в этом процессе начальнику отдела правового обеспечения МВД по УР Андрею Гаязутдинову пришлось бороться не столько с аргументами ответчика, сколько с доводами доверителя, который каждой своей репликой осложнял задачу своего представителя в суде. В результате судье Нине Орловой понадобилось совсем немного времени, чтобы определиться с решением. Минут через двадцать пребывания судьи в совещательной комнате в удовлетворении исковых требований Сергею Поерову отказали.

Спускаясь по лестничному пролёту, я задал идущим рядом сотрудникам МВД риторический вопрос о том, когда, наконец, наши правоохранительные органы будут работать исключительно в рамках закона. «Поживём, увидим», - сухо отреагировал Сергей Поеров. Проиграв суд, начальник УБЭП явно подбирал слова для реванша. Наконец, сумев мобилизовать интеллект, он придумал. «А ты случаем не голубой?» - сказал, обращаясь ко мне, этот полковник милиции. «Не надо меня провоцировать на ответную грубость», - ответил я, глядя на стоящего рядом свидетеля этой сцены – сотрудника МВД Андрея Гаязутдинова. Тот в этот момент напряженно вертел в руках свой мобильный. «Это моё мнение такое», - уточнил г-н Поеров. Он был явно доволен этой новой для него словесной конструкцией, прозвучавшей в ходе судебного заседания. У меня тоже было мнение на его счёт, но вслух я ничего не сказал, потому что в отличие от моего собеседника точно знал, как трактуются подобные «мнения» в судебной практике, обобщённой в постановлении пленума Верховного суда РФ № 3 от 24.02.2005 года: «Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (ст. 130 Уголовного кодекса РФ, ст. ст. 150, 151 Гражданского кодекса РФ)». Теперь, прочтя эти строки, наверное, решит расширить свой правовой кругозор и полковник милиции Сергей Поеров.

В тот же день в Первомайском районном суде г. Ижевска прошло предварительное заседание по третьему иску милиции против редакции газеты «День». Трое сотрудников Центра по противодействию экстремизму МВД по УР пытаются добиться опровержения через суд сведений «о совершении ими в отношении гражданина насильственных действий сексуального характера». По мнению сотрудников МВД по УР Артёма Ахметзянова, Константина Полчередникова и Михаила Шутова, соответствующие утверждения были распространены в статье «Задний привод» в газете «День» № 9 от 11.03.2010 года. Между тем теперь милиционерам-истцам предстоит самим стать ответчиками. В пятницу, 23 апреля, в отношении этой троицы был заявлен встречный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации от одного из героев публикаций в газете «День» Марка Колбина. Милиционеры, в свою очередь, ходатайствовали о привлечении в процесс представителя МВД по УР. Видимо, опять за всех предстоит отдуваться начальнику отдела правового обеспечения МВД по УР Андрею Гаязутдинову…