С небывалым остервенением набросились в конце марта представители удмуртской «вертикали» на руководство самого маленького города в Удмуртии - Камбарки, где уже третий год отстаивают свое право на хозяйственную и финансовую самостоятельность. Руководителя Камбарки Андрея Баранова, возглавившего «камбарскую фронду», теперь, кажется, только что зубами не грызут. И все-таки, несмотря на усиливающееся давление, ни глава города, ни его сторонники сдаваться, по-видимому, не намерены.




Бывший и нынешний главы Камбарки Николай Щекотуров и Андрей Баранов (на фото справа) столкнулись с одной и той же проблемой – нежеланием чиновников республиканской и районной властей передавать полномочия органам местного самоуправления. Конфликт между депутатами городского совета Камбарки и администрацией Камбарского района вышел далеко за пределы закамской территории Удмуртии. Особенно острой оказалась реакция республиканского руководства: заместитель главы администрации президента Удмуртии Леонид Кондаков с начала года дважды выезжал в Камбарку, чтобы «приструнить» непокорный городской совет.

В январе, когда чиновник из республиканской столицы разбушевался прямо на заседании сессии горсовета, это для него же обернулось скандалом: слишком явно в его выступлениях прослеживалось давление на представителей городского самоуправления. Очевидно, г-н Кондаков извлек из этого урок, и во время повторного визита в Камбарку, состоявшегося 1 апреля, Леонид Акимович собрал городских депутатов уже за закрытыми дверями, чтобы пообщаться, так сказать, без лишних свидетелей. О чем говорилось во время этой встречи, тем не менее, можно догадаться. «Сообщив информацию о прошедшей сессии городского совета газете «День», вы перешли красную линию, - передает слова заместителя главы администрации президента УР бывший глава города Камбарки Николай Щекотуров. - Если до этого на вас шел каток, то теперь пойдет танк». Вероятно, эта встреча должна была сыграть роль своеобразной «артподготовки» к очередной сессии городского совета Камбарки, на которой прорайонными депутатами, скорее всего, в очередной раз будет поднят вопрос о снятии с должности главы города Андрея Баранова.


«Голый зад» 

Собственно говоря, в требованиях руководства города, оказавшегося в оппозиции к районным властям, нет ничего сверхъестественного. Все, что нужно сделать администрации Камбарского района для урегулирования конфликта, - это исполнить требования закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». То есть, во-первых, с соблюдением всех установленных процедур передать в собственность города имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, во-вторых, прекратить практику лоббирования интересов администрации Камбарского района путем давления на депутатов городского совета. Однако самостоятельная позиция руководства Камбарки, видимо, вступила в принципиальное противоречие с основами «идеологии государственного управления» Удмуртской Республики, которые предписывают местным поселениям держать равнение на районные власти, следить за надоями и вообще помалкивать. Поэтому расширенное заседание правления Совета муниципальных образований Удмуртии, состоявшееся 24 марта, по словам приглашенного в Ижевск Андрея Баранова, «превратилось в судилище главы МО «Камбарское».


Уже само приглашение на это мероприятие, разосланное главам местных поселений, предвещало очередной скандал. «Иногородних выступающих участников (кроме МО «Камбарское») прошу прибыть в каб. 133 Дома Правительства УР для решения организационных вопросов к 10.00», - говорилось в приглашении, подписанном секретарем СМО УР Николаем Исуповым. Очевидно, глав муниципалитетов решили заранее проинструктировать, как и за что они должны единодушно осудить главу города Камбарки, и, принимая во внимание то, что заседание началось только в 14 часов, этот инструктаж занял немало времени.


И все же «судилище», судя по всему, как-то не заладилось. Примечательно, что даже официальная ГТРК «Удмуртия» и негласный рупор властей - ИА «Сусанин» впоследствии так и не смогли толком объяснить своей аудитории, отчего заседатели Совета муниципальных образований так взъелись на Андрея Баранова. Самым ярким моментом опубликованных вскоре сюжетов оказалось выступление главы МО «город Ижевск», уроженца села Балаки Камбарского района Виктора Балакина. «Я вообще не понимаю – Камбарка отказывается от дотаций, - возмущался г-н Балакин. – Смотрите, профицитный город… у нас ни одного подразделения в республике нету, которое бы сегодня не ходило с голым, извините меня, задом». Непонятно, что больше задело ижевского градоначальника: то ли сам факт, что бюджет города Камбарки действительно с 2007 года исполняется без дефицита, то ли его сравнение с некоторыми параметрами бюджета возглавляемой им столицы республики.


Как бы то ни было, отставки главы Камбарки добиться не удалось. И это превращается для районного начальства в серьезную головную боль: вслед за сельскими поселениями Завьяловского района город Камбарка тоже становится очагом действительного самоуправления на вычищенной и «укатанной в асфальт» политической карте Удмуртии.


Об чём шум? 

«Ласковый теленок двух маток сосет» - гласит старинная народная мудрость. Именно она приходит на ум, когда начинаешь разбираться в финансовых потоках, которые сосредоточила в своих руках администрация Камбарского района. Прежде всего, конечно, это дотации из республиканской казны, за счет которых формируется 75 процентов районного бюджета. В этом как раз нет ничего удивительного: в подобном положении находятся и остальные районы Удмуртии.


Специфика Камбарского района, помимо всего прочего, в том, что несколько лет назад именно на территории города Камбарки по программе утилизации химического оружия коммунальные сети реконструировались и создавались за федеральный счет. Эти объекты до сих пор находятся в эксплуатации районного монополиста-банкрота МПП ЖКХ, хотя и федеральный закон, и решения Городской думы Камбарки, и директива начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковника Капашина требуют, чтобы они были переданы городу.


Администрация Камбарского района упорно игнорирует все эти предписания – очевидно, не в последнюю очередь потому, что федеральные структуры до сих пор продолжают перечислять деньги на содержание объектов, построенных по программе УХО. Остаются под контролем районных властей и остальные сети водоснабжения, теплоснабжения и канализации, несмотря на то, что федеральный закон №131-ФЗ также требует их передачи в ведение города Камбарки.


Выходит, что Камбарский район вместе со своими МУПами «тянет» средства одновременно из бюджета Удмуртии, бюджета Российской Федерации и из семейных бюджетов жителей Камбарки, оплачивающих коммунальные услуги. До какого состояния доведена жилищно-коммунальная инфраструктура города, лишенного законной возможности заниматься собственным хозяйством, уже упоминалось в предыдущей публикации «Д». Глава Камбарского района Гусман Ахметвалеев на эту публикацию отреагировал весьма болезненно: в конце марта в интервью муниципальному вестнику «Камская новь» в адрес руководства Камбарки прозвучали ответные обвинения, в частности, в превышении административных расходов. И, наверное, зря.


Дорогой Гусман Гарифыч 

Всего в 2010 году на содержание главы, администрации и райсовета Камбарского района предполагается потратить 17,3 млн рублей. Много это или мало, помогает понять сравнение с другими статьями районного бюджета. Так, на стационарную медицинскую помощь жителям района власти выделили в этом году 19,1 млн рублей, на амбулаторную помощь – 18,84 млн руб., на скорую помощь – 2,37 миллиона.


Только на обеспечение деятельности главы Камбарского района в 2010 году в бюджете заложена сумма 1,09 млн рублей – то есть 90 тыс. рублей в месяц, или три тысячи рублей в день. Два дня работы Гусмана Ахметвалеева, таким образом, стоят бюджету столько же, сколько практически любая из муниципальных целевых программ района в области здравоохранения в среднем за год. Объемы ассигнований, заложенных в Камбарском районе на эти цели в 2010 году, вообще поражают воображение: муниципальная целевая программа «Неотложные меры борьбы с туберкулезом» - 6 тыс. руб., «Анти-Вич/СПИД» - 6 тыс. руб., «Здоровье матери и ребенка» - 6 тыс. руб., «Безопасность образовательного учреждения» - 5 тыс. рублей и так далее. Наивысшее достижение этого «программирования» относится к области дорожного хозяйства: под муниципальную целевую программу «Приведение в нормативное состояние сельских дорог Камбарского района» в этом году будет выделено всего 1900 рублей. Чтобы «привести в нормативное состояние» дороги целого района при помощи программы с таким бюджетом, нужно быть гением в области муниципального управления. Может быть, поэтому услуги администрации Камбарского района обходятся налогоплательщикам так дорого.


Продолжение следует

Обращение Андрея Баранова к спикеру Госсовета УР, и.о. секретаря политсовета УРО партии «Единая Россия» Александру Соловьеву о проблемах, связанных с политическими интригами руководства Камбарского района, осталось без ответа. Поэтому Андрей Баранов решил пойти ещё дальше по «партийной вертикали» - 29 марта он обратился с письмом к заместителю председателя Государственной думы РФ, секретарю президиума Генерального совета «ЕР» Вячеславу Володину. «В действиях руководителей МО «Камбарский район» проглядывается личная заинтересованность, не исключена и коррупционная составляющая в сфере ЖКХ, - указывает в своем письме Андрей Баранов. – Все наши обращения в органы прокуратуры и государственной власти остаются без ответа, не нашли мы понимания и по партийной линии. Прошу вас принять меры по обеспечению исполнения федерального законодательства…»


Очередная сессия Городской думы города Камбарки назначена на 22 апреля.