Жизнь пошла такая, что поэты уже рифмуют «розы» не на «морозы», а на «угрозы». Угрозы везде, и не всегда поймешь, от какой надо защищаться в первую очередь. Так, ижевским студентам показалось, что угроза нависла аж над всей планетой. И 19 марта они собрались в аудитории Удмуртского госуниверситета (УдГУ), чтобы посмотреть документальный фильм «Дом» режиссера Люка Бессона, созданный как призыв к объединению для спасения планеты Земля.

Но оказалось, что планета пока потерпит и экологической катастрофы в ближайшие дни не ожидается. А вот наша родная страна может рухнуть еще до конца сеанса. Поэтому те, кто в курсе тревожных событий, ждать конца фильма не стали. Распахнулась дверь, включился свет, вошли трое озабоченных судьбой Родины товарищей, имеющих на троих один милицейский мундир и автомат, и сурово потребовали у присутствующих предъявить документы.

Киноклуб в университете существует два года. За это время тут просмотрели и обсудили немало фильмов, и никто не вмешивался в культурный процесс с автоматом. Значит, подумали студенты, милиция предотвращает что-то катастрофическое, и ситуация так остра, что каждый честный студент должен доказать свою непричастность к темным силам. Кто-то из милиционеров (а их пора назвать: это были сотрудники УВД Ижевска Роман Искандаров, Максим Шатунов и Андрей Кулябин) промолвил что-то о заложенной бомбе. Дескать, был звонок, предупреждающий о теракте. Если так, то, конечно, правильно сделали, что прервали сеанс. Но о бомбе милиционеры в дальнейшем и не вспоминали. Возможно, решили: пусть полежит до следующего заседания клуба. Мало того, никто не предложил срочно покинуть помещение (раз уж тут бомба), а наоборот, не разрешили уйти даже тем, кто предъявил документы (их фамилии при этом записали в тетрадку). В это трудно поверить, но, говорят, просили даже писать объяснения о цели посещения киносеанса. Десятка три студентов и преподавательница насильно удерживались в аудитории более получаса.

— Офицер милиции стоял в дверях, выставив ногу и руку, как шлагбаум, — говорит адвокат Рустем Валиуллин.

Адвоката Валиуллина, а также депутата городской думы Андрея Коновала и корреспондента местной газеты «День» Надежду Гладыш задержанные позвали на помощь по мобильному телефону.

Сотрудники УВД говорили, что сейчас подъедет машина и тех, кто отказывается предъявить документы, доставят в милицию для дальнейших разбирательств. Это производило впечатление. Одна из студенток, например, в испуге позвонила домой, и встревоженные родители срочно привезли в университет документ, удостоверяющий ее безобидную личность.

Развязка наступила неожиданно. Стоящий в дверях офицер отвлекся на правовой диалог с депутатом Андреем Коновалом. Воспользовавшись его оплошностью, студенты взялись за руки и цепочкой устремились в дверь. Разорвать цепочку милиционеры не решились…

Как говорят экологи, дыма без огня не бывает. Не станут же люди, чья профессия подразумевает поддержание правопорядка, с бухты-барахты врываться с оружием в университет, сеять там панику и нарушать при этом закон. Какие именно правовые нормы были предположительно нарушены сотрудниками УВД — это профессионально изложено в заявлении о привлечении их к уголовной ответственности. Заявление написано одним из участников события при содействии Прикамского правозащитного центра. Направлено оно в следственный отдел по Индустриальному району Ижевска. Правозащитники считают, что сотрудники милиции превысили должностные полномочия и, в частности, «создали препятствия в удовлетворении гражданами своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности». Кстати, потребность смотреть кино у студентов УдГУ после той нервотрепки заметно уменьшилась: следующее заседание киноклуба они на всякий случай решили отменить.

С просьбой объяснить действия милиции или устроить мне встречу с кем-то из милицейского начальства я обратился в пресс-службу МВД Удмуртии. Раз обратился, два обратился… На третий раз услышал, что редакция должна сделать письменный запрос. И тогда она в течение семи дней получит ответ — таков порядок.

Если бы редакция просила, к примеру, статистику карманных краж или данные о попадании граждан в вытрезвители, то, конечно, сделала бы запрос и подождала бы недельку. Но сейчас тот случай, когда МВД вроде бы само, безо всяких запросов заинтересовано пояснить общественности, что же произошло и почему милиция выглядела столь непривлекательно. Инцидент получил в Ижевске широкую огласку, и если есть разумное объяснение случившемуся, то зачем же разводить бюрократизм? Могли бы и поблагодарить редакцию за то, что она готова обнародовать комментарий МВД, снимающий, надо полагать, все претензии к действиям милиционеров. Отказ же даже пригласить корреспондента в кабинет какого-нибудь компетентного лица наводит на мысль, что с комментариями у милицейского руководства есть затруднения.

Что же все-таки намеревались обнаружить оперативники в университетской аудитории?

Студенты говорят, что в ходе неуклюжей операции милиционеры упоминали наличие в зале посторонних лиц. Что такое «посторонние лица» на киносеансе? В кинотеатре это, наверное, были бы безбилетники, а в университете? В университете за посторонних отвечает собственная охрана, вполне укомплектованная и весьма внимательная. У посторонних, приходящих сюда по тому или иному делу, проверяют документы и записывают их фамилии в журнал. Да, некоторые студенты пригласили на просмотр фильма своих друзей, те прошли необходимый контроль и были зафиксированы в журнале. Чтобы выявить их (если это позарез нужно), не обязательно было врываться в аудиторию.

В тот вечер дежурили охранники под руководством начальника смены Рамиля Галимуллина. Поговорить со мной Галимуллин отказался, сообщив по телефону через своего коллегу, что его начальство в курсе. Действительно, заместитель начальника охраны университета Дмитрий Григорьев знал, в чем дело.

— Галимуллин доложил мне, что милицию вызвал он сам, — сказал Дмитрий Васильевич. — Его попросил это сделать сотрудник ФСБ. Ну, понимаете, нас же курируют…

И что же получается? Начальник смены университетской охраны, не зная, для чего, вызвал милицию. Милиция, тоже, видимо, не понимая, для чего, прибыла и вела себя как умела. А страна, конечно же, была в опасности.

При этом опасность, как это у нас случается, могла таиться где-то в другом месте, а никак не в УдГУ. Но на данном примере видно, что товарищи работают, от дела не отлынивают. Кто недоволен их методами, пусть сидит дома и смотрит кино по телику, держа для спокойствия в левой руке пульт, а в правой — паспорт.

Борис Бронштейн
Источник: Новая газета
На фото: один из милиционеров