«Мы вынуждены обратиться к Вам, - с надеждой писали в феврале прошлого года Президенту России два депутата Малопургинского района Удмуртии Павел Чушъялов и Петр Басов. - Без Вашего вмешательства с такой прытью местные наши чиновники разбазарят и разорят государство». Дальше в письме излагалась история о 27 миллионах бюджетных средств, потраченных при непосредственном участии президента Удмуртии Александра Волкова и главы района Людмилы Чунаевой на выкуп здания бывшей колхозной конторы у некоего Игитханяна, руководителя общества с ограниченной ответственностью ПСФ «Постольский».

Так совпало, что обращение неравнодушных районных депутатов было отправлено в Москву в памятный для Удмуртии день - 10 февраля 2009 года. Поздно вечером, когда письмо уже шло по каналам почтовой службы, на сайте главы государства появилась новость о том, что Дмитрий Медведев подписал указ о наделении Александра Волкова полномочиями президента Удмуртии на новый срок. Спустя пару месяцев рост в карьере ждал и другую фигурантку обращения к президенту - глава района Людмила Чунаева стала заместителем премьера в новом составе правительства Удмуртии, сформированном после утверждения президента Волкова.

«Буря в стакане»

Спустя год в аналогичном письме Медведеву вера в торжество закона у местных депутатов явно пошатнулась. «Мы надеялись, что в России борьба с коррупцией сдвинулась с места и что послание президента Федеральному собранию РФ, ФЗ «О противодействии коррупции» приняты правоохранительными органами как руководство к действию. Но реальные события показывают, что это только «буря в стакане», – с горечью констатируют депутаты. Недавно старший следователь Завьяловского МСО СУ СК при Прокуратуре РФ по УР Леонтьев А.Н. постановил отказать в возбуждении уголовного дела в отношении уже самих депутатов - Павла Чушъялова и Петра Басова, как авторов обращения о совершении преступления, за отсутствием в их деянии «состава преступления». Но малопургинские депутаты как будто не поняли, что «состав преступления» в отношении их могут и поискать, и продолжают настаивать на своём. По мнению депутатов, цена выкупа бывшей колхозной конторы для организации в ней начальной школы на 40 учащихся в разы превышает реальную стоимость подобных объектов в районе.

В восемь раз

Основания считать цену выкупа здания завышенной у депутатов, конечно, есть. Так, гр. Игитханян, который даже при даче объяснений следователю не скрывал, что находился в коротких отношениях с главой района Людмилой Чунаевой, в августе 2001 года купил разоренный СПК «Нива» (которому принадлежала в том числе и ставшая причиной нынешнего скандала контора) всего за 1 млн 138 тыс. рублей. А весной прошлого года получил на расчётный счёт своей фирмы только за одно здание разоренного удмуртского колхоза 26 млн рублей, и бюджет ещё остался должен гр. Игитханяну один миллион. Получается, что при площади здания бывшей колхозной конторы 365,6 кв. м стоимость одного квадратного метра начальной школы в деревне Миндерево рядом с райцентром Малой Пургой составила для бюджета 73 851 рубль. «Для нас очевидно необоснованное завышение цен», - пишут депутаты, настаивая на необходимости проведения проверки законности этой сделки. В тексте постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 10 февраля 2010 года и в самом деле удалось найти совсем другие цены. Опрошенный следователем начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Малопургинского района Зарбатов А.П. рассказал, как вместе с начальником районного управления строительства и ЖКХ Петровым Ю.А. ездил в Ижевск в Министерство строительства, где им на примере «подобных зданий» подсчитали примерную стоимость интересующей их бывшей колхозной конторы. По мнению специалистов Минстроя, цена вопроса должна была составить 9000 рублей за кв. метр. И, если бы решение зависело только от сделавших этот расчёт специалистов, бюджет потратил бы на выкуп здания для начальной школы всего лишь 3 млн 290,4 тыс. рублей. Это в 8,2 раза меньше, чем получилось на самом деле.

«Высшие» силы

Как следует из опросов причастных к этой сделке чиновников районной администрации и руководителя ООО «Постольский» гр. Игитханяна, неоценимую помощь в определении иной (более высокой) цены выкупа здания оказал президент Удмуртии Александр Волков. По словам Игитханяна, в июне 2008 года он «организовал приём руководства района» в лице главы Чунаевой и других районных чиновников, «перед которыми поставил вопрос о возможности организации приезда на данный объект президента УР с целью решения вопроса о дальнейшем выкупе данного здания в муниципальную собственность». Видимо, во время «приёма» гр. Игитханяну удалось найти убедительные аргументы - президент Волков действительно приехал в деревню Миндерево 9 октября 2008 года. Накануне его визита в Малопургинский район глава района Людмила Чунаева подготовила письмо с просьбой об оказании помощи в выделении денежных средств для выкупа здания в сумме 26 млн рублей. Известны реквизиты этого документа – письмо за № 01-19-1964 от 08.10.2008 г. Однако спустя несколько месяцев, когда из-за скандала, поднятого депутатами Чушъяловым и Басовым, следователи вынуждены были опросить нескольких причастных к решению чиновников, Людмила Чунаева, уже будучи в статусе вице-премьера, неожиданно потеряла память. Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.285.1 ч.2 п. «б» и ст.293 ч.1 УК РФ следует, что опрошенная г-жа Чунаева «не знает», каким образом «согласовывались вопросы о цене объекта». Визит в район президента Удмуртии и факт письма Людмила Чунаева помнит, но, видимо, с провалами. Поэтому заявила, что «не слышала», решался ли вопрос о цене объекта между президентом Удмуртии и гр. Игитханяном. А о цене выкупа в сумме 27 млн рублей г-же Чунаевой «стало известно впоследствии от подчиненных сотрудников». Для понимания ситуации надо сказать, что до назначения в Правительство УР Людмила Чунаева в течение десяти лет руководила Малопургинским районом, и до сих пор считалось, что тогда здесь без её ведома муха не могла пролететь.

Именем Конституции

Причастного к принятию решения о выкупе колхозной конторы под начальную школу президента Удмуртии Александра Волкова следователи, скорее всего, опросить не решились ввиду его большой занятости на службе Отечеству, за что президент Волков был награжден в феврале очередным одноименным орденом III степени. Но в своё (и, вроятно, президента Волкова) оправдание следователь Леонтьев А.Н. подобрал солидное правовое обоснование.

Со ссылкой на Конституцию РФ следователь посчитал, что Президент УР и Правительство УР «свободны в выборе и решении вопроса о приобретении за счёт республиканского бюджета начальной школы в деревне Миндерево по предложенной продавцом цене». Следователь, правда, попытался сделать отсылку на разум и честность, которые, по-видимому, по природе своей должны быть свойственны республиканским властям, констатировав, что «в случае явного завышения им (продавцом) предложенной цены покупатель был вправе отказаться от заключения сделки». И совсем загадочно звучит фраза следователя: «Данных о том, что Президент УР, распоряжаясь выделить денежные средства на приобретение в муниципальную собственность начальной школы в деревне Миндерево, не знал о предполагаемой сумме и стоимости объекта, в ходе проверки не имеется». Получается - знал. Ну а раз Сам знал, значит, уже ни одно должностное лицо в Удмуртии не может понести никакой ответственности.