Лев Пономарев, исполнительный директор Общероссийского движения «За права человека», убежден, что новый приказ главы МВД РФ Рашида Нургалиева — это еще один признак профанации реформы МВД, симптом ведомственной борьбы с гражданским обществом, консолидация усилий против «диссидентов в погонах».
Напомним, приказ № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» был издан 11 февраля 2010 года. В соответствии с ним, с 1 июля должна начаться «воспитательная, психологическая, социальная, культурно-просветительная работа, работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава».

Приказом главы МВД утверждаются два документы, призванных регулировать деятельность сотрудников милиции: Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Примерное положение о подразделении морально-психологического обеспечения в территориальном органе МВД России.

«Кроме потоков в целом правильных слов и предлагаемых мер, а также неизбежной заботы о служебных ритуалах и стенной печати, в глаза бросается то, что не может не насторожить. Зная закономерности бюрократического процесса можно предположить, что на первый план выступят задачи: «Выработки у сотрудников устойчивости к неблагоприятному информационно-психологическому воздействию, обеспечивающей морально-психологическое превосходство личного состава над правонарушителями» (п. 6.3 Руководства)», — говорится в заявлении движения «За права человека».

«Даже из фразы видно, что ведомство генерала Нургалиева консолидирует особые усилия для ведения «контрпропаганды» против критики, для прямого противодействия гражданскому обществу, для преследования тех, кто выступает с критикой ведомства изнутри, разоблачают произвол и коррупцию», — отмечают правозащитники.

Правозащитники также отмечают, что в отличие от тематически сходного приказа «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» от 1 февраля 2007 года № 120 (п. 1.3.7) данный приказ не предусматривает борьбы с распространением среди личного состава ксенофобии, национальной и религиозной вражды, расизма, но, зато он направлен на защиту от «информационно-психологического воздействия незаконных вооруженных формирований, экстремистских и террористических групп, правонарушителей» (п. 7.2); предотвращение политизации служебных коллективов, особенно в период подготовки и проведения масштабных общественно-политических мероприятий, а также обострения социально-политической и криминогенной обстановки в регионе; обеспечение защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия преступной среды, нейтрализация последствий проникновения в служебные коллективы заведомо ложной информации, слухов, клеветы, панических настроений; обеспечивать поддержание на высоком уровне морально-психологической готовности личного состава к оперативно-служебной деятельности в повседневных и экстремальных условиях (п. 28).

«Характера забота об аполитичности служебных коллективах, особенно в связи с масштабными протестными акциями, — пишут в своем заявлении правозащитники. — Фактически, нынешнее руководство МВД принимает новые меры по защите от нарастающей общественной критики, оно агрессивно готовится к пропагандистской конфронтации с гражданским обществом, а не к диалогу с ним. Что лишний раз доказывает — в нынешнем виде органы внутренних дел органически не способны к последовательному самореформированию, к открытости и диалогу с гражданским обществом. Руководство МВД явно профанирует коренную реформу органов внутренних дел. Рецепт от этого — немедленная отставка Нургалиева и подключение общества к разработке реформы МВД».

Относительно непосредственно «психологической работы», о которой говорится в названном документе, довольно скептически высказались эксперты Казанского правозащитного центра. «В очередной раз «система» породила Голиафа. Достаточно беглого взгляда на текст документа, чтобы понять, что работать он не будет, — рассказал корреспонденту Открытого информагентства психолог Казанского правозащитного центра, экс-начальник психологической службы Уголовно-исполнительной системы Татарстана Владимир Рубашный. — Приказ носит абсолютно декларативный характер. В части, касающейся психологической работы, никаких качественных изменений не произойдет. Ведомственная подчиненность психологов не позволит им профессионально выполнять свою работу. Непосредственным начальником, согласно приказу, будет «руководитель, заместитель руководителя по работе с личным составом, а при его отсутствии — должностное лицо, на которое возложены обязанности организации морально-психологического обеспечения», то есть лицо к психологии, как правило, никакого отношения не имеющее».

Таким образом, заключают казанские правозащитники, окончательные решения «по психологическому обеспечению» всегда будут за начальником. В общем, решать, принимать ли на службу очередного Евсюкова или нет, снова будут не психологи. В документе ни слова не говорится об увеличении численности психологов, но для того чтобы работать с такой массой проблемных сотрудников, которые служат в настоящее время в МВД, необходима целая «армия» психологов. В приказе не оговариваются этические стандарты деятельности психологов МВД, в связи с чем милицейского психолога можно заставить делать всё что угодно.

Что касается так называемой воспитательной работы, здесь необходимо посоветовать авторам документа почитать какие-нибудь учебники по педагогике, чтобы узнать, до какого возраста возможно воспитывать человека и с какого он воспитывает себя сам. Кандидатов на службу в МВД необходимо отбирать воспитанных и нравственных, а не «воспитывать» их в ходе служебной деятельности. И не совсем понятно, в какое время суток рядовые милиционеры будут посещать «занятия в клубных любительских объединениях, кружках, студиях» и «учреждения культуры». По всей видимости, как всегда «добровольно-принудительно» в свои выходные после дежурства.

Источник: ИА "ИКД"