Сегодня, 28 августа, в ижевский «парламент» официально поступил проект решения Городской думы г. Ижевска «Об установлении и дифференциации ставок налога на имущество физических лиц», который предлагает снизить «завышенные» ставки налога на имущество физических лиц. Проект подготовлен и направлен депутатом Гордумы по Холмогоровскому округу № 25, заместителем председателя Комитета регионального отделения партии «Патриоты России» Андреем Коновалом.

Напомним, что применение в этом году налоговыми службами новой методики расчета привело к увеличению платежей по указанному налогу в 2009 году для многих ижевских семей в 5-10 раз и росту недовольства среди значительной части населения. Если инициатива Андрея Коновала будет поддержана депутатским корпусом Городской думы «завышенные» ставки налога снизятся на 40-50%, причем и на 2008 год, по которому налогоплатещикам также выставлен пересчет налоговыми службами.

Ниже приводим полный текст Проекта решения и Пояснительной записки к Проекту решения.


Проект

ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИЖЕВСКА

РЕШЕНИЕ

От «___» __________2009 года № _________

Об установлении и дифференциации

ставок налога на имущество физических лиц

Руководствуясь Законом Российской Федерации от 09.12.91г. N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” (в редакции Закона Российской Федерации от 17.07.99г. №168-ФЗ), Налоговым кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ и Уставом города Ижевска, Городская дума города Ижевска РЕШАЕТ:

1. Определить следующие типы объектов для дифференциации ставок налога на имущество физических лиц с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года:

1) строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности одного физического лица;

2) строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой и (или) общей совместной собственности.

Установить ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от величины суммарной инвентаризационной стоимости и типа объектов с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года в размере:

Стоимость имущества (тыс. руб.)

Ставка налога (%)

Строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности одного физического лица

Строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой и (или) общей совместной собственности

До 300 (включительно)

0,1

0,1

Свыше 300 до500 (включительно)

0,25

0,15

Свыше 500 до 700 (включительно)

0,5

0,3

Свыше 700 до 1000 (включительно)

0,75

0,35

Свыше 1000

1

0,5

2. Определить следующие типы объектов для дифференциации ставок налога на имущество физических лиц с 1 января 2010 года в зависимости от типа использования объекта:

3) квартиры, комнаты в коммунальной квартире;

4) жилые дома;

3) дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставка налога на имущество физических лиц определяется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов одного типа, суммирование инвентаризационных стоимостей объектов налогообложения разного типа для определения ставки налога на имущество не производится.

Установить ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от величины суммарной инвентаризационной стоимости и типа объектов с 1 января 2010 года в размере:

Стоимость имущества (тыс. руб.)

Ставка налога (%)

Квартиры, комнаты в коммунальной квартире

Жилые дома

Дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения

До 300 (включительно)

0,1

0,05

0,1

Свыше 300 до 500 (включительно)

0,15

0,1

0,25

Свыше 500 до 700 (включительно)

0,35

0,3

0,5

Свыше 700 до 1500 (включительно)

0,4

0,35

0,75

Свыше 1500

0,9

0,75

1

3. Администрации г. Ижевска рекомендовать:

1) Принять меры для регулярной публикации в первом квартале очередного календарного года официальных сведений о базовой восстановительной стоимости строительства одного кубометра типового многоквартирного дома (по сериям) и индивидуальных жилых домов (по типу строительного материала) на территории муниципального образования "город Ижевск" для целей налогообложения налогом на имущество физических лиц;

2) Ежегодно в третьем квартале года рассматривать целесообразность пересмотра ставок налогов на имущество физических лиц в целях обеспечения равенства и справедливого распределения налоговой нагрузки на налогоплательщиков – собственников имущества и, в случае необходимости, вносить соответствующий проект решения на рассмотрение Городской думы г. Ижевска.

4. Решение Городской думы города Ижевска «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц» от 04.10.1999 года № 140 (в редакции от 02.10.2003 г.), Решение Городской думы города Ижевска от 02.10.2003 года № 134, «О внесении изменения в решение Городской думы города Ижевска «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц» от 04.10.1999 г. № 140 признать утратившими силу с момента вступления в силу данного решения.

Глава муниципального образования В.В. Балакин

«город Ижевск»

Внес:

Депутат Городской думы А.П. Коновал

города Ижевска


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту решения Городской думы города Ижевска «Об установлении и дифференциации ставок налога на имущество физических лиц»

В этом году многие граждане, проживающие на территории МО «город Ижевск», получили налоговые уведомления от районных инспекций ФНС России, согласно которым в текущем году – уже до 15 октября - они должны уплатить суммы налога на имущество физических лиц, которые в 5-10 раз больше, чем в 2008 году.
Причиной такого резкого роста налоговых платежей в Ижевске стало применение инспекциями УФНС России нового порядка расчета налога на имущество физических лиц в сочетании со следующими факторами:
1) ежегодным существенным ростом инвентаризационной стоимости имущества физических лиц по расчетам ГУП «Удмурттехинвентаризация», предоставляемым в налоговые службы;
2) сохранением сравнительно высоких ставок налога на недвижимость граждан в Ижевске по «прогрессивной» шкале дифференциации ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, установленной Решением Городской думы г. Ижевска второго созыва № 140 еще 10 лет назад – в 1999 году.
Внедрение нового порядка расчета налога на территории Удмуртии Управлением Федеральной налоговой службы по УР стало результатом не изменений в налоговом законодательстве, а новой трактовкой норм Федерального закона «О налоге на имущество физических лиц» (от 09.12.1991 года N 2003-1), предложенной Министерством финансов РФ в его письме от 21.04.2008 №03-05-04-01/19. Новый порядок исчисления суммы налога способствует существенному увеличению налоговой нагрузки на физических лиц, имеющих имущество в общей долевой или общей совместной собственности. К этой категории относится большая часть жителей Ижевска.
Суть изменений состоит в том, что раньше для расчета налога инвентарная стоимость квартиры или иного имущества делилась между ее собственниками пропорционально доле каждого в имуществе, и лишь, затем умножалась на соответствующую ставку налога. Согласно письму Минфина «законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество», а значит, ставка налога должна определяться исходя из стоимости не доли, а всего объекта (или объектов, находящихся в общей долевой и совместной собственности данного налогоплательщика) и лишь потом распределяться между собственниками объекта (объектов) пропорционально доле каждого. Из-за увеличения в результате этого исходной налогооблагаемой базы ставка и сумма налога (в соответствии с применяемой в муниципальном образовании «город Ижевск» прогрессивной шкалой налогообложения) для многих ижевчан резко возросла. Кроме того, налоговые службы выставляют к уплате налог за 2008 год, также рассчитанный по новой методике.
Это приводит к тому, что многие ижевские семьи неожиданно для себя вынуждены сегодня уплатить за свои квартиры, гаражи и другое имущество налоги в сумме от 2 до 17 тысяч рублей, которые не были запланированы в семейных бюджетах, а для многих из-за последствий экономического кризиса являются просто непосильными.
По данным на 16 августа 2009 года в Центре занятости населения г. Ижевска было зарегистрировано почти 10 тысяч безработных, а реальные (неофициальные) масштабы безработицы в городе, скорее всего, в несколько раз больше. Имеет место существенное сокращение денежных доходов населения. Больно ударит такое повышение налога по многодетным семьям, проживающих в сравнительно больших квартирах, а также по тем семьям, которые приобрели в докризисные годы жилье по ипотеке, а сегодня вынуждены выплачивать проценты банкам по резко возросшей ставке. Новый способ исчислений налога может отрицательно сказаться на реализации республиканской программы «Доступное жилье – молодым семьям», а также на положении малого и среднего бизнеса, нередко использующего имущество в собственности физического лица в целях предпринимательства.
В Ижевске уже возникла инициатива «протестного» отказа от уплаты данного налога путем направления письменных возражений в районные инспекции ФНС России, что может негативно сказаться на поступлениях в бюджет города, тем более, что, по данным управления финансов, уже зафиксировано падение по сбору налога на имущество физических лиц в сравнение с аналогичным периодом 2008 года. То, что нововведение Минфина РФ оказалось несвоевременным фактически уже признано Председателем Правительства РФ В.В. Путиным, давшим положительное заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вносимый в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Законодательным Собранием Вологодской области (Заключение на № 1027/09 от 08.06.2009). Данный законопроект направлен на то, чтобы снять неоднозначность трактовки норм закона «О налогах на имущество физических лиц», приведшую к пересмотру ФНС России порядка исчисления налога спустя 17 лет (!) после применения иной практики. «Учитывая, что законопроект разработан в целях обеспечения равенства и справедливого распределения налоговой нагрузки на налогоплательщиков – собственников имущества, Правительство Российской Федерации в целом поддерживает указанный законопроект», - говорится в Заключении Председателя Правительства РФ. Однако данный законопроект, даже если его успеют принять еще до конца текущего года, не приведет к исправлению ситуации в отношении налоговых сборов 2008-2009 гг., поскольку, согласно статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Предлагаемый проект Решения Городской думы г. Ижевска (далее – Проект) вносится в целях улучшения материального положения многих ижевских семей, снижению социальной напряженности в г. Ижевске в период экономического кризиса, обеспечения равенства и справедливого распределения налоговой нагрузки на налогоплательщиков, увеличения собираемости налога на имущество физических лиц. О необходимости разработки принятия мер, предлагаемых в Проекте, говорится в многочисленных обращениях граждан на имя депутата – автора указанного Проекта решения.
В пункте 1 Проекта предусмотрено снижение и дифференциация ставок налога на имущество физических лиц на территории МО «город Ижевск». На период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года предполагается снизить «прогрессивные» ставки налога на имущество, находящееся в общей долевой и (или) общей совместной собственности физических лиц, примерно на 40-50 процентов, не снижая при этом ставки налога на имущество, находящееся в общей долевой и (или) общей совместной собственности.
Ввести данную дифференциацию позволяет ч.1 ст. 3 Федерального закона «О налоге на имущество физических лиц», согласно которой «представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям».
Согласно ст.5 Налогового кодекса РФ «акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это».
Пример принятия такого рода решения имеет место в Республике Татарстан. Как сообщает Управление ФНС по РТ, 16 районов и городов республики, приняли решение о снижении на 2009 год ставок налога в отношении имущества, находящегося в долевой и (или) совместной собственности. Например, в муниципальном образовании «город Набережные Челны» приняли решение о снижении ставок указанного налога на 2008 год «задним числом» - в июне 2009 года (Решение Городского Совета МО «г. Набережные Челны» от 18 июня 2009 г. № 41/4 «О внесении изменений в Решение Городского Совета от 25.09.2008 № 34/4).
В бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год заложены доходы от платежей налога на имущество физических лиц в размере 70 млн руб., в то время как по прогнозам отдела учета и анализа налогов Управления ФНС России по Удмуртской Республике взимание налога с использование нового порядка исчислений должно было дать поступлений порядка 84 млн 500 тыс. руб. По информации сотрудников УФНС России по УР и Управления финансов Администрации г. Ижевска, дополнительные доходы от применения нового порядка исчисления указанного налога в бюджете города на 2009 год не предусмотрены. Таким образом, предлагаемая мера не приведет к выпадению запланированных в бюджете 2009 года доходов.
В пункте 2 Проекта, в соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона «О налоге на имущество физических лиц», предусмотрены изменения в величине и дифференциации ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от типа использования объекта с 1 января 2010 года. Сниженные, по сравнению с действующими, ставки предусмотрены для объектов, относимых к жилым помещениям (квартиры, комнаты в коммунальной квартире, жилые дома). Необходимость такого снижения ставок налога на имущество, обеспечивающая реализацию такого основополагающего права граждан как право на жилье, объясняется не только введением налоговыми службами новой методики исчисления налога на имущество физических лиц, но и необходимостью пересмотра ставок, установленных еще 10 лет назад, когда инвентаризационная стоимость жилых помещений была на порядки меньше.
Правовыми основаниями принятия проекта решения являются, в частности, Налоговый кодекс РФ (от 31.07.1998 года N 146-ФЗ), Федеральный закон «О налоге на имущество физических лиц» (от 09.12.1991 года N 2003-1).
В случае утверждения Проекта решения следует признать утратившими силу: Решение Городской думы города Ижевска «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц» от 04.10.1999 г. № 140 (в редакции от 02.10.2003 г.); Решение Городской думы города Ижевска от 02.10.2003 года № 134, «О внесении изменения в решение Городской думы города Ижевска «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц» от 04.10.1999г. № 140.

Приложение:
1. Решение Городской думы города Ижевска от 04.10.1999 года № 140 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц»;
2. Решение Городской думы города Ижевска от 02.10.2003 года № 134 «О внесении изменения в решение Городской думы города Ижевска от 04.10.1999 года № 140 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц».


Депутат Городской думы А.П. Коновал
города Ижевска




Новости по теме: "Письма счастья" из налоговой