Первое официальное заявление о начале банкротства ОАО «ИжАвто» появилось на сайте президента Удмуртии по итогам рабочей встречи Александра Волкова с гендиректором предприятия Михаилом Добындо. Надо сказать, что день для такого ответственного шага был выбран не очень удачный – четверг, 13 августа.

О том, что руководство «ИжАвто» решило сохранить ситуацию под своим контролем и само инициировало процедуру банкротства, информационное агентство «Д» сообщило на сайте издания накануне. Источник «Д» рассказал, что гендиректор предприятия объявил о подаче соответствующих документов в Арбитражный суд Удмуртии на совещании с руководителями подразделений «ИжАвто», прошедшем 12 августа в актовом зале инженерного корпуса автозавода. Спустя сутки десятки информационных агентств и общероссийских СМИ растиражировали новость о начале банкротства первого автозавода в России.

Многие отметили перемену, произошедшую в публичной риторике президента Удмуртии - если до 13 августа Александр Волков считал банкротство автозавода самым худшим из возможных сценариев, то после их последней рабочей встречи с Михаилом Добындо глава республики назвал введение внешнего управления на автозаводе «плановым мероприятием, которое послужит оздоровлению предприятия». Специалисты отмечают, что очень странно, что президент Удмуртии сразу заговорил о процедуре внешнего управления, тогда как по законодательству первоначально на предприятии-банкроте должен появиться временный управляющий. Впрочем, возможно, доктор экономических наук Александр Волков просто оговорился.

Как стало известно «Д», заявление в Арбитражный суд УР Михаил Добындо подписал ещё 5 августа, на другой день документы ОАО «ИжАвто» были зарегистрированы в канцелярии арбитража, а спустя несколько дней определилась и дата рассмотрения обоснованности заявления предприятия о признании себя банкротом - 4 сентября. Практически сразу после рабочей встречи Волкова с Добындо стало известно о том, кто будет по решению суда банкротить «ИжАвто».

Как уже сообщалось на сайте ИА «Д», на роль управляющего планируется Рашид Загидуллин, входящий в состав НП СРО «Гильдия арбитражных управляющих» - Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Гильдия арбитражных управляющих» (ГАУ). Из-за казанской «прописки» организации многие агентства ошибочно сообщили, что банкротить «ИжАвто» будет «казанец». На самом деле Рашид Якупович Загидуллин один из десяти арбитражных управляющих этого СРО, работающих в Удмуртии. В СРО «ГАУ» Рашид Загидуллин зарегистрирован с февраля 2005 года, а до этого с ноября 2003 года числился в членах НП «Приволжская СОАУ». Попытка «Д» выяснить, кто такой Загидуллин в профессиональных кругах, не увенчалась успехом. Один из источников заявил, что «ничего хорошего о нём сказать не может», другие говорили, что этот человек в среде арбитражных управляющих какой-либо репутации не имеет. Благодаря следам в Интернете все же удалось обнаружить ряд отрывочных сведений о человеке, которому планируют вверить судьбу ОАО «ИжАвто». В частности, выяснилось, что довольно часто фамилия Загидуллина пересекается по делам с фамилией судьи Арбитражного суда Удмуртии Нуртдиновой. В любом случае, по мнению собеседников «Д», Рашид Загидуллин, скорее всего, будет играть на предприятии номинальную роль, а основные рычаги управления останутся за теми, кто сегодня реально владеет ОАО «ИжАвто».

По мнению экспертов, владельцы предприятия предприняли единственно верный, с их точки зрения, шаг в том положении, в котором оказался автозавод. Выгодно продать предприятие они не успели, и теперь остается выстраивать защиту от претензий кредиторов таким образом, чтобы сохранить за собой предприятие до изменения ситуации в лучшую сторону. Президент Удмуртии Александр Волков, судя по его последнему заявлению, полностью солидарен с теми, кто контролирует сегодня ОАО «ИжАвто». Процедура банкротства наверняка затянется на три-четыре года, а это срок, за который в России в условиях кризиса может смениться политическое руководство страны. К другим лидерам, в отличие от премьера Путина или президента Медведева, у реальных владельцев «ИжАвто», возможно, найдутся свои объездные пути.