Вокруг нового здания Ижевского – теперь уже Удмуртского государственного цирка не первый год идут нешуточные баталии. Основная тема звучит примерно так: кто и что выиграл от перемены названия цирка, а также права собственности на него? Чтобы ответить на эти вопросы, надо поглубже изучить предысторию.
Известный всем цирк построил в Ижевске в 1943-м году архитектор П.М. Попов. Здесь выступали лучшие мастера советского цирка: династия Дуровых, Ирина Бугримова, Карандаш, Юрий Никулин, Михаил Запашный и другие. К началу 80-х годов здание обветшало - сказались и спешка во время строительства, и дефицит материалов. В 1984 году вышло постановление Правительства СССР о реконструкции Ижевского цирка.
Позже наступили сложные годы. Однако в 95-м реконструкция цирка была включена в федеральную целевую программу «Культура России. 1996-1999 годы». Деньги из госбюджета начали поступать, но реконструировать ничего не стали – 66-летие цирка, а также наступление миллениума отметили своеобразно: 23 декабря 99-го года старое здание просто взорвали.
…Что неудивительно: согласно Государственному докладу «Утраты культурного наследия в регионах России в 1990-2001 гг.», Удмуртия теряет один памятник за другим. Так, снесенный в Ижевске цирк был давно уже включен в реестр памятников культуры РФ. Вот как дословно выглядит текст этого доклада, касающийся конкретно Удмуртской Республики: «В Ижевске снесено старинное здание цирка, а в г. Воткинске - исторический дом Сумарокова. Оружейный склад Ижевского завода в селе Гольяны Завьяловского района разрушился сам, ввиду бесхозности и отсутствия средств на реставрацию. Та же участь постигла ветряную мельницу в деревне Пестерево Каракулинского района».
Кстати, как утверждают эксперты, денег, истраченных на последующее строительство нового здания цирка и «президентского» дворца главы республики Александра Волкова, хватило бы на реставрацию всех утраченных памятников культуры в Удмуртии за последние 30 лет. Утверждают также, что финансировались обе стройки из одного – государственного – источника, причем бюджет, подконтрольный республиканским властям, произвольно перетекал с одного объекта на другой. И едва ли случайно конечная цена строительства цирка оказалась намного выше проектной (хотя в проекте ничего не изменилось). При этом руководство республики сей факт покрыло.
Итак, 17 января 2000 года заложили первый блок в фундамент нового циркового комплекса, а глава республики Волков взял в руки мастерок и ловко замуровал в нем капсулу с воззванием к будущим поколениям. С инструментом был замечен и директор старого цирка Дмитрий Иванов. Вице-премьер республиканского правительства Андрей Осколков заявил, что «удовлетворен работой членов кабинета министров в период подготовки республиканского и федерального бюджетов», а также защиты строк федерального бюджета, выделенных на Удмуртию. И проектом № 1 при участии федерального бюджета Осколков назвал как раз строительство Ижевского цирка, на которое РФ в 2001 году выделила 71 млн. рублей. Поэтому строили быстро: 1 сентября 2003 года состоялось открытие нового Ижевского государственного цирка.
В празднике приняли участие высокие гости из Москвы – заместитель Председателя Правительства РФ Галина Карелова, тогдашний министр Михаил Швыдкой и генеральный директор Росгосцирка Мстислав Запашный.
«Открывая сегодня новое здание цирка, - сказал в своем выступлении А.Волков, - мы вносим собственный вклад в укрепление и умножение культурного наследства, переданного нам предыдущими поколениями». Мстислав Запашный пообещал присылать хорошие программы и артистов. А Галина Карелова в своей речи заметила, что после введения в строй Ижевский государственный цирк будет лучшим в России и одним из лучших в Европе.
…И это правда. Ансамбль комплекса зданий Ижевского цирка образуют увенчанный куполом высотой 24 метра корпус основного здания; входная группа с парадным вестибюлем, декорированная ротондой и фонарями; 4 кафе, в том числе шикарный бар «Арена» на 12-ом этаже; комплекс административно-хозяйственных помещений и помещений для содержания животных, слоновник, конюшня… И, наконец, многоэтажная гостиница в виде ступенчатой пирамиды высотой 47 метров.
Да кто бы устоял – не польститься на такую роскошь?
Директор ижевского цирка Иванов не устоял и польстился, и, с благословения руководства республики, «отделился» от государства. А именно – перевел новое здание из федеральной в региональную собственность, переименовав цирк в Удмуртский. Заодно «забыл» закрыть спецсчет Ижевского цирка, на который только-только поступили последние 100 млн. рублей от Минкультуры. Деньги транзитом перешли на Удмуртский цирк. А вот все долги Ижевского цирка Иванов, что характерно, ему и оставил. Хотя имуществом почившего в бозе Ижевского, на общую сумму 18 млн. рублей – не побрезговал, забрал, и по сей день с удовольствием пользуется. Все это произошло в разрез с постановлением Правительства РФ № 453 от 22 июля 2006 года, в котором прямо сказано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: реорганизовать Компанию Росгосцирк и организации (цирки в регионах – авт.) путем присоединения этих организаций к Компании и ликвидировать организации с созданием на базе закрепленного за ними имущества филиалов Компании Росгосцирк. Но в Ижевске республиканские власти, как видно, понимают постановления Правительства по-своему.
Разумеется, Росгосцирк возмутился и сообщил об инциденте в Минимущество: у государства банально украли цирк! В Минимуществе тоже возмутились и предложили Росгосцирку произвести оценку спорной собственности.
Напомним: средства на строительство цирка Российской цирковой компании выделило государство. Частично в государственный проект вложились и коммерческие предприятия. Внесла свою скромную лепту и республиканская казна – чуть меньше 10 % стоимости. Соответственно, в этом ключе и планировалось действовать: зафиксировать цифры, а затем, согласно этой оценке, поделить имущество в соответствии с процентной долей. То есть, вернуть Удмуртии ее долю деньгами… А цирк – законным хозяевам.
В воздухе Удмуртии запахло серьезным скандалом, надвигающимся из Москвы. И что же? Да ничего: оценку Росгосцирку республиканские чиновники по сей день провести так и не дали. В Удмуртии власть местная, не российская. И эта власть, понимая, что скандал рано или поздно свалится на голову г-на Иванова, сделала его сперва депутатом облсовета (обеспечив столь важную для него неприкосновенность!), а затем – и министром культуры Удмуртии.
Во всем мире известно, что цирки могут существовать только в виде замкнутой цепи, своего рода конвейера. Артистам нужна уверенность в завтрашнем дне, крыша над головой на каждом новом месте. Животным тоже нужно место, корм, защита от непогоды. Цирк должен возить свои программы и свои труппы по достаточно большому кругу – зрители требуют новых программ. Остановка конвейера, разрыв этой цепи для цирка гибельны.
Не секрет и то, что сегодня в России отдельные коммерсанты при попустительстве региональных чиновников стараются всеми силами вырвать из этой схемы построенные за государственный счет современные цирки. Хорошие земли, здания в центре города – все это дорогого стоит, а может стоить еще дороже – если построить на этом месте, скажем, автосалон иномарок или дорогой ресторан. Дельцов не волнует, что тогда артисты лишатся своего дома, возможности работать на благо искусства. А горожане будут лишены возможности видеть настоящий цирк, при том что сегодня для многих семей это – едва ли не единственный доступный вид досуга!
Но грустнее всего то, что сторонники такого подхода обнаруживаются и в самой цирковой среде – отдельные штрейкбрехеры, своего рода «оборотни в клоунских костюмах», коммерсанты от искусства. К счастью, их не так много. Это и Максим Никулин – печально известный сын великого отца, безвозмездный арендатор и закрытый (от артистов) акционер московского Цирка на Цветном; и широко распиаренные братья Эдгард и Аскольд Запашные, создавшие свое общество с ограниченной ответственностью; и ряд других.
Хотя ни номерами Росгосцирка, ни его аренами для своих выступлений они не брезгуют, вкладывать средства в реставрацию других российских цирков, которым жизненно необходима поддержка, не планируют.
Увещеваниям о подпиливании под собой того самого, канонического сука, бизнесмены от культуры не внемлют. Их логика проста – если родное государство построило тебе современное здание – почему бы не считать себя успешным бизнесменом? И все слова о корпоративной этике, о том, что цирк – не только и не столько бизнес, не достигают этих ушей. Современный цирк – во всяком случае, Удмуртский – «только бизнес, и ничего личного».
Старый-новый хозяин цирка, г-н Иванов, утверждает, что руководимый им Удмуртский цирк – весьма эффективное с коммерческой точки предприятие. Но при этом «забывает» добавить, что бедная республика ежегодно «прощает» ему 23 млн. рублей налогов на имущество и землю.
Росгосцирк же резонно настаивает, что Ижевский цирк банально украли у государства.
К слову, цены на билеты в Удмуртский цирк, установленные горе-коммерсантами, ижевским детишкам и их родителям не по карману.
Зато в розничную продажу в Ижевске поступила серия новых телефонных карт, которые последовательно отражают этапы истории ижевского цирка. В оформлении телефонной карты в 10 единиц использована музейная редкость – фотография деревянного цирка образца 1926 года. На карте в 20 единиц - цирк в 1960-ом году, такой, каким его помнит старшее поколение ижевчан. Телефонная карта в 100 единиц с девизом «Цирк возвращается» изображает новое современное здание.

Разве это не «эффективное коммерческое решение»?
Впрочем, право судить мы оставляем читателю.