19 мая генеральным директором Ижевского автозавода Михаилом Добындо подписан приказ «О сокращении штата и численности работников ОАО «ИжАвто». Пресс-служба завода давать комментарии отказалась, но, по имеющейся информации, увольнению в течение трех летних месяцев подлежит примерно 50% от 5,5 тысячи работников предприятия.

Руководство «ИжАвто» не скрывает, что основной причиной таких действий является нарастающий в стране экономический кризис. Согласно тексту приказа, сокращения проводятся «в связи с уменьшением объемов производства автомобилей, вызванным ростом цен на входящие ресурсы, и спроса на автомобили, обусловленным экономическим кризисом…» Документ предписывает руководителям структурных подразделений «определить конкретные кандидатуры на увольнение в связи с сокращением». Список сокращаемых штатных единиц содержится в Приложении №1 к приказу, которое пока не опубликовано, однако, по информации источника «Д» на заводе, общее количество сокращаемых работников составит около двух с половиной тысяч человек, большая часть которых занята на производстве автомобилей Lada 2104.

Немногим лучше остается ситуация со сборкой корейского седана KIA Spectra и внедорожника KIA Sorento. Еще в конце прошлого года у завода начались проблемы с выкупом южнокорейских машинокомплектов, которые из-за девальвации рубля подорожали на 40%. В результате предприятие «ИжАвто» с октября прошлого года вынуждено было перейти на трехдневный режим работы, а продолжение сотрудничества с корейцами оказалось под угрозой. Чтобы производство «Спектры» стало рентабельным, необходимо снизить ее продажную цену как минимум до 350 тыс. руб., что позволило бы этой модели попасть в список автомобилей, льготный кредит на приобретение которых субсидирует государство. Однако соглашения на этот счет до сих пор не достигнуто, а с 1 мая завод вообще остановил конвейер, а все сотрудники отправлены в частично оплачиваемый отпуск. «Три дня проплачиваются как ЧАО, и два дня бесплатных – и так до 1 июня, а возможно, и до июля. Мы обеспокоены, народ получит всего лишь по три тысячи рублей. Тем, кто хочет подработать, предлагаются общественные работы», – рассказал информагентству «Клуб регионов» заместитель председателя профкома Игорь Колесников.

По информации ИА «Udm-info.ru», обсуждаемая сейчас на переговорах с KIA схема предполагает, что завод станет производственной площадкой, т.е. не будет выкупать автокомплекты, а будет просто получать оплату за сборку автомобилей. Но даже в случае успешного завершения переговоров ожидается, что объемы выпуска KIA в Ижевске сократятся в 2 раза, до полутора тысяч автомобилей в месяц. Это при том, что проектная мощность завода составляет 220 тыс. автомобилей в год, а «кризисным» планом на 2009 год предполагалось произвести 65 тыс. машин.

Что обещал Волков после встречи с Путиным

Таким образом, разрекламированные в СМИ итоги апрельской встречи президента Удмуртии Александра Волкова с российским премьером Владимиром Путиным по вопросу спасения автозавода оказались, по сути, блефом. Напомним, что 20 апреля президенту Удмуртии удалось попасть на прием к председателю Правительства РФ. «С мая Ижевский автозавод возобновит полноценную работу, - сообщала в конце апреля телекомпания «Моя Удмуртия». - Увеличатся объёмы производства, и никакого массового сокращения не будет. Об этом заявил накануне на заседании рабочей группы по мониторингу и прогнозированию развития экономической ситуации президент Удмуртии Александр Волков. Он встречался в Москве с премьером правительства России Владимиром Путиным, где также получил поддержку в этом вопросе. По словам Александра Волкова, с мая начнётся полная сборка Kia Spectra и Kia Sorento».

Не менее оптимистично подавала встречу Волкова с премьером (со слов удмуртского президента) и «Комсомольская правда»: «Владимир Путин сообщил, что возьмет ситуацию с «ИжАвто» под личный контроль, и отдал поручение Министерству промышленности РФ о рассмотрении вопроса включения ижевского завода в состав оборонных предприятий… - рассказал президент Удмуртии Александр Волков. - Так что дальнейшая судьба автозавода сейчас зависит от моей личной энергии и энергии руководства по разрешению этого вопроса. Одно сказать могу точно, масштабных сокращений работников на заводе не будет».

«Узнав о проблемах предприятия, Владимир Путин по просьбе Александра Волкова сделал несколько звонков, конечным результатом которых стала договоренность о том, что в Ижевске будет продолжена сборка ВАЗовской «классики», а в перспективе – расширение линейки производимых моделей», - обозначила успехи приема Волкова у председателя Правительства РФ и газета «АиФ в Удмуртии».

Однако совершенно иное впечатление оставляет опубликованный на официальном сайте правительства России фрагмент стенограммы беседы Александра Волкова с премьером Путиным. При ознакомлении с ней возникает ощущение, что президент Удмуртии не столько стремится донести до Путина остроту проблемы, сколько пытается смягчить картину ситуации на автозаводе. «В принципе сегодня ситуация выравнивается, - говорит Волков. - Предполагались сложности — потери большого количества рабочих мест, до 5000. Но на сегодня руководством «ИжАвто» достигнуты договоренности по корейскому проекту». «Там снизили цены на запчасти?» - спрашивает Путин. «Да, на той неделе только закончили переговоры, и они согласились снизить стоимость машинокомплектов… - успокаивает главу российского правительства президент Удмуртии. - Продолжение этого проекта предусмотрено на 200 тысяч автомобилей, выполнено уже примерно на 120 тысяч, поэтому работа еще на два-три года есть». «Какая будет стоимость автомобиля?» - все-таки уточняет премьер. «Есть Kia Spectra — она от 300 тысяч. А джип Sorento — подороже, в пределах миллиона…» «То есть они попадают в нишу, по которой мы субсидируем часть ставки рефинансирования Центрального банка?» - ставит точки над «i» Владимир Путин. «Spectra попадает», - докладывает премьеру Александр Волков.

После опубликования этой стенограммы федеральные СМИ со ссылкой на слова Волкова стали сообщать, что переговоры с корейцами успешно завершены. Однако уже через несколько дней информагентство GZT.ru, ссылаясь на источник в представительстве KIA в России, опровергло эту информацию. Выяснилось, что о каких-либо официальных результатах говорить рано. «Еще преждевременно говорить о возможном снижении цены на автомобили Kia Spectra до 300 000 рублей... – сообщил сотрудник представительства. - Kia не собирается продавать машинокомплекты себе в убыток».

Если это так, то получается, что Александр Волков фактически просто дезинформировал главу правительства России по двум позициям – по переговорам с корейцами и по масштабам сокращения работников. По сути, политическая необходимость для Волкова представить Удмуртию на встрече с премьером «стабильным регионом» вошла в объективное противоречие с экономическими потребностями республики. В глазах же населения республики стараниями удмуртского президента и лояльных ему местных СМИ, оповестивших о якобы данных Владимиром Путиным обещаниях, именно последний, скорее всего, будет теперь выглядеть «крайним» в связи с грядущими массовыми увольнениями на «ИжАвто».

Что делать сокращаемым работникам?

На 1 мая только официальная численность безработных жителей столицы Удмуртии составила 9,5 тысячи человек. Этот показатель оказался на 13,1% больше, чем по данным на 1 апреля, и почти в два раза выше (92,3%), чем на начало 2009 года. Приказ Михаила Добындо означает рост безработицы в Ижевске еще почти на 25%. Поскольку речь идет о массовом сокращении работников, то по закону работодатель обязан предупредить о нем службу занятости и профсоюз предприятия в срок за три месяца. Именно поэтому новое штатное расписание ОАО «ИжАвто» войдет в силу, согласно 1-му пункту приказа, лишь 24 августа 2009 года. Однако еще один пункт приказа гласит, что если сокращаемые работники согласятся до 26 июня на расторжение трудового договора с формулировкой «по соглашению сторон», то им будут произведены выплаты в размере трех средних зарплат.

Благотворительностью, впрочем, тут не пахнет. Во-первых, конвейер все равно стоит, и администрации предприятия проще сразу избавиться от работника, чем платить ему три месяца за простое присутствие в цехе. Во-вторых, три средние зарплаты работник имеет право получить от работодателя дополнительно и после увольнения. По закону на момент увольнения работнику выплачивается выходное пособие, равное одной зарплате, плюс одна зарплата «сверху» за первый месяц поиска работы (надо только будет предъявить работодателю трудовую книжку) и, возможно даже, третья «зарплата», если не нашёл работы и был зарегистрирован в службе занятости в течение двух недель после увольнения (статья 178 ТК РФ) – работодателю предъявляется справка из службы занятости. Наконец следует учесть, что из-за того, что большую часть рабочих заставили «войти в трудное положение завода» и подписать добровольное согласие на отказ от предусмотренного Трудовым кодексом сохранения двух третей заработка даже при переходе на сокращенную рабочую неделю, теперь выходное пособие будет рассчитываться от очень сниженной величины средней зарплаты за год.

Теоретически спасти свой завод от банкротства (задолженность ОАО «ИжАвто» сегодня составляет порядка 12 млрд руб.), а себя от массовых увольнений могли бы не президент Волков, пытающийся сохранить свое реноме «главы стабильного региона», и не председатель Счетной палаты Сергей Степашин, сделавший недавно ряд громких заявлений об Ижевском автозаводе, а сами работники предприятия. Пять тысяч заводчан, заявивших во весь голос о своем несогласии с политикой властей, которые, по сути, бросили один из крупнейших заводов на произвол судьбы, могли бы заставить руководство страны обратить внимание на ситуацию в Ижевске. Однако отсутствие у ижевских рабочих опыта коллективных действий, отсутствие независимой от администрации предприятия профсоюзной организации делают такой вариант маловероятным. Во всяком случае, пока.

Андрей Коновал