С наступлением кризиса найти достойную работу, которая бы еще соответствовала образованию, стало почти невозможно, непросто получить и официальный статус безработного. Наш собеседник, назовем его Эдуард, обратился в службу занятости населения с просьбой посодействовать в поиске работы. Что из этого получилось, читайте в интервью с ним.


- В августе 2008 года я обратился в Центр занятости населения Октябрьского района города Ижевска, чтобы встать на учет. У меня диплом техникума с отличием, по профессии я техник-технолог. Владею несколькими рабочими специальностями, но работать по ним не могу по состоянию здоровья. Самостоятельно трудоустроиться у меня не получилось. Мне предлагали только неофициальное трудоустройство и «черную» зарплату. Я же хотел официальную работу с отчислениями в социальные фонды и чтобы шел трудовой стаж. В службе занятости мне сразу дали понять, что статус безработного мне не дадут, будут предлагать неквалифицированную работу, что является основанием для отказа в постановке на учет.

- То есть специалист службы сказал Вам, что у них нет оснований ставить Вас на учет в качестве безработного?

- Это было по-другому. Мне предлагали вакансии, в основном дворника и тому подобное. Сотрудница службы сказала, что мне будут давать такие направления на неквалифицированный труд, что я сам откажусь. «А когда откажешься – мы тебя снимем», - сообщила она. Я честно ходил около двух недель по организациям по направлению службы занятости, но, когда выяснялось, что по состоянию здоровья мне эта работа не подходит, мне отказывали. Работодатели удивлялись, почему меня со специальностью «техник-технолог» отправляют в дворники.

- После того как Вы обошли работодателей по направлению службы занятости, что было дальше?

- Мне предложили пройти обучение по специальности «менеджер в финансово-экономических и административных подразделениях (службах)». Отказаться от такого предложения нельзя – иначе с тобой вообще не станут разговаривать.

- Это что за профессия такая?

- Мне пояснили, что по этой специальности можно работать секретарем, бухгалтером или специалистом кадровой службы. Звучит красиво.

- Насколько мне известно, это сегодня не самые востребованные вакансии.

- Предложили только такие курсы. Складывалось впечатление, что кто попался под руку, того и отправили на эту учебу. План по обучению составлен на год вперед, выбирать не приходится.

- Расскажите, как комплектовалась группа.

- Мне предложили заключить договор со службой занятости на профессиональное обучение в «Академии современного управления». Именно ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ обучение с выдачей документа. Мы учились с сентября по декабрь. Группа была сформирована по три-четыре человека от района, всего набралось 15 человек: я и еще один мужчина, остальные женщины. Сначала говорили, что обучение будет проходить только днем. Это многих устраивало – дети в саду или в школе. Но на самом деле учились мы по вечерам, и многие женщины просто не могли приходить, потому что надо было встречать детей из школы, забирать из детского сада, заниматься семьей. Они обратились с жалобами в свои отделы, но без результата.

- Как проходило обучение?

- Образовательное учреждение, куда нас направили, как выяснилось, не имеет собственной базы для качественного образования. Нет учебных классов, пособий, обучение проводили преподаватели-совместители. Надо отдать им должное, они старались научить нас даже по той программе, в которой заложено очень мало, по личной инициативе приносили нам образцы оформления документов, лекции, которых у нас в программе не было. Как мы учились? В небольшом помещении стояло пять столов. Разместиться там всей нашей группе было трудно. Приходилось сидеть по трое. Занятия проводились сначала два раза в неделю по четыре часа в дневное время в помещении по ул. Школьной. Потом в школе № 88 три раза в неделю по 2-3 часа в вечернее время. В декабре несколько недель занятий не было совсем. В процессе обучения учащиеся неоднократно обращались в свои отделы занятости с жалобами на неудовлетворительное качество обучения. В конце ноября нам сказали, что в декабре будет всего пять занятий на компьютерах и обучение на этом заканчивается. Мы обратились письменно в службу занятости г. Ижевска с просьбой разобраться, почему нам дали так мало часов и какие документы нам выдадут (профессиональное образование считается с 500 часов). Условия договора не выполнялись. Однако наши жалобы оставались без рассмотрения. В итоге в ходе обучения мы получили всего около 130 часов «теории», но в свидетельстве об окончании значилось, что в программу должны были входить еще 240 часов производственной практики, которую мы на самом деле не проходили.

- Практики совсем не было?

- То, что называют практикой, – это несколько ознакомительных занятий с программой «1С: Бухгалтерия». Максимум – 20-30 часов. На бумажке были розданы задания, расписанные пошагово, какую клавишу нажать. Я их даже до середины не успел выполнить. И все. Эту программу никто из нас до конца не освоил и не понял. Мы должны были сами купить программу и дома ее изучать.

- После этого Вы обратились в прокуратуру?

- Слушая выступления президента Медведева о том, что нужно бороться с коррупцией, с неэффективной работой государственных служащих, я и обратился в прокуратуру республики с просьбой провести проверку службы занятости и «Академии», чтобы разобрались, почему подобные учреждения выигрывают конкурсы и почему нам не дали образование в полном объеме согласно договору.

- Какая была реакция?

- Из прокуратуры прислали формальный ответ отдела по надзору за федеральным законодательством. Из этого документа следует, что учебное заведение работает на основании лицензии, занятия проведены в соответствии с учебным планом в количестве 576 часов теоретического и практического обучения (хотя в выданном мне свидетельстве написано совсем не так). Данные обстоятельства, по утверждению прокуратуры, подтверждаются документами, предоставленными ГУ «Центр занятости г. Ижевска», и при таких обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

- Во время обучения Вы получали пособие?

- Да, 890 рублей. Представьте, это единственный источник дохода, на эти деньги нужно было еще добираться до места учебы. Некоторые делали это с пересадками, так что даже на проезд этих денег не хватало, а надо было еще приобретать пособия, справочники...

- Какой документ Вы получили после обучения?

- Мы пришли в офис академии в БЦ «Эльгрин», где под роспись вместо диплома нам выдали свидетельство с завышенным объемом часов.

- Получив новую специальность, Вам удалось найти работу?

- В службе занятости Октябрьского района, куда я пришел, чтобы встать на учет после пройденного по их направлению обучения, отказались признавать присвоенную мне квалификацию «менеджер в финансовых и экономических подразделениях». Свою позицию в службе объяснили тем, что подобное обучение по закону не имеет юридической силы и не признается службой занятости (!) и работодателями как профессия. В мой адрес даже высказались в таком духе, что жалко, мол, что в Уголовном кодексе отменили статью за тунеядство...

- У Вас не возникли вопросы к специалистам службы, направившим Вас получать образование, которое не признается той же службой занятости?
- Конечно, возникли. На что мне ответили буквально следующее: «Вам надо было, вы и учились».

- Ну хотя бы одна заявка на полученную Вами специальность была?

- Мне сказали, что одна заявка на специалиста кадровой службы без опыта работы есть, но, когда я дозвонился до работодателя, там ответили, что такой заявки в службу занятости не подавали и ничего не знают об этой вакансии. И такое, как говорят, случается довольно часто. Когда я начал возмущаться, мне предложили обращаться в суд, при этом пояснив, что имеют целый штат юристов, чтобы судиться с такими, как я, безработными.

- Сейчас у Вас какой статус?

- Никакого. Меня сняли с учета, так как я отказался от всех предложенных вакансий, которые, по мнению специалистов службы занятости, мне подходят. Также зачастую происходит с теми, у кого осталось несколько лет до пенсии, есть маленькие дети, еще какие-то ограничения. Это никого не волнует. Законом о занятости просто манипулируют, игнорируя законные права граждан, которые в нем четко прописаны. И как должны жить люди в таком «социально ориентированном» государстве?

- Статус безработного что-то гарантирует, кроме пособия?

- Это дает право на жилищную субсидию - оплату квартиры, право на оплату больничного листа, льготы при медобслуживании, идет страховой стаж (для исчисления общего стажа) и другие социальные гарантии по линии Министерства соцзащиты. Ставить на учет безработных невыгодно – будут плохие показатели, проявится вся неэффективность работы службы занятости, переобучения от службы занятости. Об этом все знают. Если бы всех регистрировали, как положено по закону о занятости, Москве бы не понравилась такая статистика. Надо же рапортовать, что уровень безработицы «стабилизировался».

- Что Вы посоветуете людям, которым отказали в постановке на учет в центре занятости?

- Во-первых, обращаться только письменно, никого не слушать и писать заявление. Во-вторых, если не ставят на учет или предлагают вакансии, по вашему мнению, неподходящие, то обжаловать эти действия. Такое право каждого гражданина закреплено в Законе о занятости, статья 11, Гражданском кодексе и Конституции РФ.

- А что делать, если меры не принимаются?

- Обжаловать можно по усмотрению гражданина в адрес тех инстанций, которым он доверяет. В ту же прокуратуру, Общественную палату, депутатам. Но самое эффективное, конечно, районный суд. Право обжалования незаконных действий должностных лиц есть в течение трех месяцев и более. Можно требовать восстановления на учете в службе занятости, оплаты пособий. Все равно это способ добиться справедливости, даже если суд затянется на несколько месяцев.