В столице Удмуртии могут повториться события, произошедшие в день «инаугурации» президента республики Александра Волкова 20 февраля 2009 года, когда в результате действий милиции пострадало около десятка пожилых людей – участников массовой акции протеста.

Власти запустили уже отработанный в феврале алгоритм действий, который дает милиции повод настаивать на том, что заявленная на 11 апреля акция протеста якобы считается несанкционированной. В ответ активистами Координационного Совета гражданских действий УР (КСГД) подготовлены заявления в прокуратуру о наличии в Ижевске преступного сговора с целью «воспрепятствовать проведению митинга, демонстрации или участию в них» (статья 149 УК РФ).

Символично, что официальным организатором акции протеста 11 апреля, подавшим по поручению КСГД уведомление в органы власти, является активист Общественного совета пенсионеров УР Анатолий Щербаков. Анатолий Михайлович был 20 февраля на Центральной площади и получил физическую травму в результате действий милиции. Напомним, что в этот день около тысячи ижевчан, в основном пенсионеров, направлялись к зданию Госсовета Удмуртии, чтобы выразить свой протест против проходившего в это же время голосования депутатов по вопросу продления президентских полномочий Александра Волкова на третий срок. Рядом с Домом правительства УР масса людей была заблокирована сотрудниками милиции, в результате чего произошло стихийное перекрытие проезжей части ул. Пушкинской, продолжавшееся около получаса. Во время одного из рейдов сотрудников ОМОН в толпу Анатолию Щербакову рассекли висок ударом резиновой дубинки.

Поводом для действий милиции стали письма из администрации г. Ижевска, в которых организаторам акции предлагалось изменить время и место ее проведения, из-за того что «на площади у Госсовета УР с 9.00 до 17.00 партией «Единая Россия» будут проводиться пикеты». Мало того что данное предложение не основано на законе и было направлено организаторам с грубыми нарушениями процедуры, на самом деле никаких пикетов «Единая Россия» в этот день в Ижевске не проводила вообще. То есть единственной целью подачи уведомления «единороссами» можно считать создание формального предлога для воспрепятствования проведения акции оппозиционных сил.

Данная «технология» применена и в этот раз. На прошлой неделе Анатолий Щербаков получил от городских и республиканских властей письма аналогичного содержания. В них сообщается, что абсолютно на те же места (Центральная площадь, ул. Лихвинцева и площадка перед дворцом президента Удмуртии) и практически на то же время подано уведомление о другом публичном мероприятии. Парадокс заключается в том, что заявка КСГД была подана в максимально ранний по закону срок – утром за 15 дней до даты акции. Так, прием обращений в администрации города официально начинается с 9 часов, между тем заявка Щербакова была зарегистрирована даже немного раньше – в 8.44, то есть регистрация началась практически с самого момента открытия кабинета в начале рабочего дня. Между тем замглавы администрации, член партии «Единая Россия» Александр Прозоров, нимало не смущаясь, сообщает в своем письме, что альтернативная заявка была подана в 8.30 того же дня. Сделать это можно было разве что через форточку, поскольку у дверей кабинета в это время ждали его открытия представители КСГД. При этом городские чиновники упорно скрывают, кем именно была подана заявка, сотрудники администрации города проговорились только, что вроде как инициаторами ее подачи была парторганизация «Единой России».

Первым свет на суть «альтернативной акции» пролил сотрудник Администрации Президента и правительства УР Анатолий Макаров, готовивший ответ на уведомление за подписью своего «шефа» А.П. Горяинова. Анатолий Макаров после некоторых сомнений все-таки решился сообщить в телефонном разговоре, что целью акции является «поддержка инициатив президента Удмуртии по ипотечному кредитованию молодых семей», а общее количество заявленных участников акции - 1000 человек. Заявка подана от имени гражданина – некоего Бесогонова Алексея Геннадьевича. Видимо, в РО партии «Единая Россия» решили лишний раз не позориться и не заявлять от имени партии митинг, который все равно не будет проведен сколько-нибудь достойно. При этом организаторы этой провокации явно не учли, что наносят удар по реноме президента Волкова, в поддержку инициативы которого они явно не смогут собрать людей на заявленный митинг. На вопрос, на каком основании администрация президента УР сообщает, что проведение акции КСГД «противоречит законным требованиям» гражданина Бесогонова лишь потому, что этому гражданину не нравится символика Координационного совета гражданских действий, Анатолий Макаров пошел на попятную и сказал, что ответ г-на Горяинова надо понимать так, что неудобно проводить два массовых мероприятия в одном и том же месте. «Так и предложите Бесогонову сменить время и место, если он такой нетерпимый к чужой символике», - предложили мы г-ну Макарову. «А мы им тоже такой ответ направляем», - нашелся с ответом чиновник.

В настоящее время и в правительство Удмуртии, и в администрацию города Анатолием Щербаковым готовятся письма, в которых будет указано на несоответствие ответов чиновников требованиям федерального законодательства и будет предложено назначить уполномоченного представителя органа власти для проведения согласительных процедур и оказания предусмотренной законом помощи организатору митинга. «Мне нет смысла принимать предложение чиновников изменить время или место митинга, - говорит Анатолий Щербаков. – Во-первых, они незаконны. Во-вторых, где гарантия, что они снова не «сочинят» задним числом еще одну фальшивую заявку на то время и место, которое будет указано». Опасность такая, действительно, есть. «У меня нет сомнений, - заявляет депутат Городской думы г. Ижевска, председатель КСГД Андрей Коновал, - что чиновники, выполняя указания сверху, просто «резервируют» входящий номер для «альтернативного» уведомления о публичном мероприятии. А сама «альтернативная» заявка пишется уже после ознакомления с текстом уведомления оппозиции. Например, в последнем случае в заявке Щербакова фигурирует не совсем точное название общественной организации «Совет рабочих и специалистов г. Ижевска», которое в таком виде нигде и никогда в Ижевске не употреблялось. В заявке же Бесогонова, протестующего против «чуждой ему символики», это название воспроизведено именно в таком виде. То есть подготовка «правовой базы» для воспрепятствования акции протеста идет очень нагло и цинично».

По словам Коновала, до конца этой недели от ряда депутатов Государственной Думы поступят обращения в Генпрокуратуру РФ по поводу действий должностных лиц в Удмуртии, нарушающих законодательство о митингах и демонстрациях. Со своей стороны редакция газеты «День» также предлагает прокуратуре республики считать данную публикацию официальным обращением по поводу изложенных в ней фактов, указывающих на признаки совершения должностными лицами муниципалитета Ижевска и администрации президента Удмуртской Республики таких уголовных преступлений, как «Халатность» (ст. 293 УК РФ), «Превышение должностных полномочий» (ст.286 УК РФ) и «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них» (ст. 149 УК РФ).