Историческое здание правления «Ижстальзавода», постройки 90-х годов XIX века, мешающее президенту Удмуртии Александру Волкову расширить въезд на набережную со стороны плотины, пока стоит на своем историческом месте – там, где сходятся в одну точку набережная, плотина и спуск от здания бывшего Офицерского Собрания. Но республиканские власти уже подводят юридическую базу – под свое новое варварство.

Масштабное освоение средств на «реконструкции» набережной Ижевского пруда с самого начала сопровождалось репликами правительственных чиновников в адрес «мешающих» сделать красиво исторических зданий. Недавно по теме высказался и лично президент Удмуртии, назвавший здание правления «Ижстальзавода» «сараем» и задавший вопрос, как руководство к действию, когда, мол, его, наконец, снесут.

Историческое здание или «сарай», если выражаться языком президента Волкова, как кость в горле встало на пути магистрали, которая по планам «главного архитектора» Удмуртии должна стать новой набережной Ижевского пруда. Проезжая часть, увеличенная в ширину, неминуемо утыкается в бывшее правление «Ижстальзавода», нарушая понятия о красоте президента Удмуртии. Поэтому уже прошлым летом проектировщики «Удмуртгражданпроекта» осторожно начали говорить, что здание стоит несколько «передвинуть». Главная проблема для его сноса до последнего времени заключалась в том факте, что бывшее правление «Ижстальзавода» распоряжением Правительства УР № 750-р от 08.09.2003 г. было поставлено на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры и объект культурного наследия регионального уровня.

Таким образом, законно снести памятник можно лишь по согласованию с Москвой, то есть надо доказать федеральному центру, что памятник перестал представлять культурную ценность. Ну, развалился, к примеру, до основания. Правда, тогда могут спросить, как же вы так охраняли, что он развалился? Как я полагаю, перед руководством Министерства культуры Удмуртии была поставлена конкретная задача – найти подходящий и удобоваримый предлог, чтобы обойти эту «излишнюю» бюрократическую необходимость решать с федеральными органами вопрос о сносе исторического здания. И ведь нашли.

На заседании президиума правительства Удмуртии 16 марта министр культуры Аверьян Христофоров в двух словах доложил о подготовленном его ведомством решении «О признании утратившим силу распоряжении № 750-р…», дополнив свое краткое выступление репликой в адрес ведшего заседание председателя Правительства УР Юрия Питкевича. «Это касается и того объекта»,– услужливо сообщил г-н Христофоров. Теперь можно с уверенностью сказать, что это совершенно определенно касается здания правления «Ижстальзавода». В распоряжении редакции имеется текст так называемой «Пояснительной записки» за подписью министра культуры Удмуртии, где излагаются правовые основания, по которым якобы можно отменить распоряжение шестилетней давности.

Логика чиновников такова: ведение реестра объектов культурного наследия на региональном уровне идет в русле Федерального закона № 73 от 29.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия», где прописан порядок включения объектов в Единый государственный реестр. В этом порядке 12 позиций, начиная от заявления, проведения историко-культурной экспертизы, описание, документы о владельцах и т.д. О включении в Реестр памятников регионального уровня ходатайствует орган государственной власти субъекта. И далее. «В нарушение установленных федеральным законом требований по процедуре подготовки принятия решения <…> не был собран полный перечень документов <…> и не была проведена историко-культурная экспертиза».

То есть наше Министерство культуры, как та унтер-офицерская вдова, само себя высекло – публично расписавшись, что в делах царит полный бардак, ничего не собрано, ничего не оформлено. Кроме того, ушлые ведомственные юристы обращают внимание на то, что порядок ведения Реестра и порядок проведения историко-культурной экспертизы до сих пор на федеральном уровне не приняты – «В связи с отсутствием нормативной базы федеральным органом охраны объектов культурного наследия Реестр не ведется». То есть бардак, царящий и в федеральных инстанциях тоже, теперь стал удобной «ширмой» для удмуртских охранителей памятников истории и культуры для того, чтобы признать «утратившим силу» распоряжение 2003 года.

Хочу подчеркнуть, что республиканское руководство, скорее всего, интересует один-единственный объект из перечня в полтора десятка включенных в распоряжение № 750. Но «выцарапать» его из общего списка других было бы уж совсем явно. Поэтому памятники «списывают» чохом, «за компанию». Вместе с правлением «Ижстальзавода» защиты государства лишатся купеческие дома XIX века и жилые постройки 30-40-х годов в Ижевске, водонапорная башня в Балезино, памятник Александру II в селе Полом и т.д.

Принятие нового распоряжения об отмене старого решения на самом деле порождает совершенно парадоксальную юридическую коллизию. Полторы тысячи памятников истории, культуры, архитектуры и археологии, выявленные и стоящие на учете в качестве объектов регионального уровня, я уверена, все до единого не имеют полного и исчерпывающего пакета документации. Значит, любой из них, будь то городище или водонапорная башня, купеческий особняк или здание фабрики XIX века, могут быть в любой момент подвергнуты культурному «остракизму», как «недооформленные»! По известной мне информации, последние несколько лет выявляемые объекты на охрану государства не ставились, это дело тихо спустили на тормозах. Новые варвары в костюмах хотят выглядеть по-европейски, но всякий раз, когда надо выбирать между законом, культурными ценностями и корыстью, выбор падает на второе.

Надежда ГЛАДЫШ