Публикуем статью  депутата Городской думы г.Ижевска, зампредседателя Комитета РО партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Андрея Коновала о новой программе  модернизации и развития коммунальной инфраструктуры города.

Через неделю Городская дума г. Ижевска должна будет утвердить программу модернизации и развития коммунальной инфраструктуры города. Более 20 млрд рублей – таков, согласно оценкам специалистов, объем финансовых вложений, в котором нуждается сегодня жилищно-коммунальное хозяйство Ижевска. Если соотнести эту сумму с количеством проживающих в столице Удмуртии - более 600 тыс. жителей, - то на среднюю ижевскую семью придется, по приблизительным оценкам, порядка 70-100 тыс. рублей.



Данное соотношение наталкивает на мысль, что все последние годы власти Удмуртии и Ижевска, пребывая в перманентном юбилейном угаре, занимались, мягко говоря, «не тем». Из чего складывается эта цифра - более 20 миллиардов? Во-первых, это минимальные потребности в капитальном ремонте многоквартирных жилых домов, которые составляют сегодня около 7-8 млрд рублей. Соответствующий порядок цифр неоднократно озвучивался представителями Администрации г. Ижевска. Тот миллиард, который теоретически должен получить в ходе реализации 185-го федерального закона город Ижевск по программам капремонта Фонда содействия реформированию ЖКХ, как видим, принципиально решить проблему не способен.


Вторая слагаемая искомой суммы фигурирует в проекте «Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Ижевска на период с 2009 до 2015 гг.», которую предполагается принять на сессии ижевской Городской думы 22 октября.


Программа предполагает вложение около 5,6 млрд руб. - в модернизацию и развитие теплоснабжения, около 4,4 млрд – в развитие водоснабжения, около 4 млрд - в водоотведение, почти 360 млн руб. – в развитие системы утилизации ТБО. Общий объем финансирования программы составляет 14 млрд 466 млн 300 тыс. руб., которые, согласно выводам разработчиков, следует освоить в срок до 2015 года. Причем самое крупное вложение средств – около 3,5 млрд руб. – должно прийтись, согласно программе, уже на следующий, 2010 год.


ООО «Научно-консалтинговый центр «Аудитор-Ч» (г. Набережные Челны»), которому была заказана разработка проекта, в своем разъяснении на имя депутатов Городской думы г. Ижевска указывает, что определение источников инвестиций не входит в задачи разработчиков программы. Но понятно, что основных вариантов поступления инвестиций всего три: это бюджет, это инвестиции коммерческих структур и это инвестиционная составляющая, заложенная в структуру тарифов на поставку коммунальных ресурсов, – то есть, проще говоря, это деньги населения и организаций.


Что касается средств муниципального бюджета, то тут иллюзий питать не приходится. Четырнадцать миллиардов – это, по сути, два нынешних годовых бюджета столицы Удмуртии. После падения доходов на 800 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (и на 1,5 млрд по сравнению с запланированными доходами) бюджет Ижевска и так буквально трещит по швам.


Показательно, например, что из 350 млн руб. задолженности управляющих организаций перед МУП «Ижводоканал» 300 млн руб. – это долг муниципального учреждения - ГЖУ г. Ижевска. «Под угрозой не только ремонтные кампании, но в целом стабильность водоснабжения и водоотведения города», - говорится в пресс-релизе «Ижводоканала». Какая уж тут, спрашивается, инвестиционная программа?


Аналогичная ситуация с поставками электроэнергии. Согласно выступлениям в СМИ представителей ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», задолженность перед ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» на 9 октября достигла 470 тыс. рублей. Примерно треть ее приходится на население, треть на предприятия ЖКХ и треть – опять же на долю бюджета.


О том, насколько нынешние городские власти способны привлекать частные инвестиции в развитие городского хозяйства, красноречиво свидетельствует скандальная история со сдачей на четверть века муниципальных теплосетей Ижевска в аренду ООО «Удмуртские коммунальные системы» (УКС), входящему сегодня в структуры КЭС-холдинга Виктора Вексельберга. Напомню, что в поданной при проведении конкурса заявке ООО «УКС» обязалось вложить в развитие внутриквартальных городских теплосетей в течение 25 лет… 470,2 млн рублей. То есть в среднем всего около 18 млн (!) руб. в год. Для сравнения: вышеупомянутая «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры» научно обосновывает необходимость вложения в муниципальные внутриквартальные теплосети более 2 млрд руб. – причем в течение не 25-ти, а всего 7 лет. Надо ли говорить, что на фоне этих цифр звучавшие два года назад заявления руководства города о необходимости привлечения частных инвестиций путем сдачи городских теплосетей в аренду коммерческой фирме оборачиваются полнейшей профанацией?


Можно быть уверенным в двух вещах. Во-первых, главным «инвестором» мероприятий принимаемой программы постараются сделать потребителей города. Собственно, и сегодня в тарифах заложена инвестиционная составляющая, однако ее, без сомнения, будут пытаться увеличить. Вопрос в другом - где уверенность, что собираемые с населения «инвестиционные» средства в полном объеме будут вкладываться в развитие коммунальной инфраструктуры, а, например, не «растворяться» в структурах ЗАО «КЭС»? Может, кто-то искренне считает, что сегодня существует механизм реального контроля за финансовыми потоками ООО «УКС»? И что при сохранении в республике нынешнего политического режима кто-то попытается его ввести?


Во-вторых, очевидно, что принимаемая программа в установленные сроки реализована не будет и нас ждет дальнейшее нарастание кризисных явлений в жилищно-коммунальном хозяйстве Ижевска. Это не значит, что принятие программы бессмысленно. Напротив, с ее утверждением Ижевск получает официальный документ, который, по идее, должен четко расставить приоритеты в бюджетной политике. Причем не только на муниципальном, но и на региональном уровне (не секрет, что большую часть налоговых поступлений в бюджет Удмуртии дают налогоплательщики Ижевска). И дальнейшая демагогия вокруг необходимости освоить еще «энное» количество миллиардов на строительство «второй очереди» зоопарка или на дальнейшую грандиозную перестройку набережной, чтобы стало «как в Ницце», должна, наконец, прекратиться.