Массовая безработица после стольких лет «стабильности» для многих оказалась неожиданной. Особенно неожиданной эта проблема стала, видимо, для чиновников. Отсюда мнение, что кризис можно просто замолчать. Создается впечатление, что для властей Удмуртии лучший способ борьбы с безработицей – говорить, что все хорошо. Уже который раз перед местными СМИ выступают представители разных служб с сообщениями о том, что уровень безработицы держится на удивительно низком уровне.

Последний раз о низком уровне безработицы рассуждал в прошлую пятницу директор ГУ УР «Центр занятости населения города Ижевска» Виктор Русских. Это была его первая пресс-конференция, и поэтому новый руководитель почти всю информацию выдал, читая ее по бумажке. Г-н Русских рассказал, что на 1 января 2009 года численность безработных граждан, состоящих на учете в его ведомстве, составила 4927 человек. Это всего на 1,3 процента больше, чем год назад. Неплохая статистика для начала кризиса.

Удерживать эти позиции, по словам руководителя центра занятости, вполне реально: заявку о массовом сокращении сотрудников подало пока только одно предприятие – ОАО «Ижнефтемаш». «Предприятие подало уведомление на 775 человек, мы работаем с ними по программе смягчения ситуации по высвобождению, и реально называется цифра в пределах трехсот человек», - рассказал журналистам Виктор Русских. Никаких других заявок в центр занятости не поступало.

Ну, допустим, не поступало, так что, теперь и поводов к волнению нет? Ведь еще недавно Президент России Дмитрий Медведев во время посещения Ижевска говорил: «Крайне важная вещь постоянно мониторить ситуацию в сфере занятости. Проблемы на рынке труда могут обостряться». «Прогнозы - дело неблагодарное», - заявила заместитель директора «Центра занятости населения г. Ижевска» Тамара Фадеева, отвечая на вопросы журналистов. Предложили подождать окончания сдачи отчетов за прошедший финансовый год. Как утверждают сотрудники центра, только после сдачи отчетов и ознакомлением с портфелем заказов предприятий можно будет понять, что ждать дальше. В общем, не раньше марта. Если портфель окажется пустым, и разговаривать будет не с кем? Тамара Фадеева пока настаивает на том, что ни одно из предприятий не посылало официальных (это слово в ее выступлении все время особо подчеркивалось) уведомлений о переводе на сокращенный рабочий график, и поэтому беспокоиться не о чем. Когда же ее спросили о неофициальной информации, то сотрудница центра занятости от ответа просто отказалась, переадресовав его в другие ведомства.

Тогда я попытался провести свое расследование, обратившись в пресс-службы предприятий и расспрашивая работающих на заводах людей. Картина получилась дробной: работники могли путаться в цифрах, а в пресс-службах могли цифры не называть – но, во всяком случае, информация для определенных выводов все-таки набралась. Теперь по порядку. На «Ижевском кирпичном заводе», по неофициальной информации, уволили 20 процентов персонала. Главный бухгалтер завода эти данные опроверг, заявив, что «завод встал» и весь персонал отправлен в частично оплачиваемый отпуск, никто не уволен. На ИЭМЗ «Купол», по официальной информации, все в порядке.

Курьезный случай произошел со мной при общении с работниками «Ижевского столярного завода». Из приемной меня переключили на какого-то мужчину, у которого я поинтересовался фактами увольнений и сокращением рабочего дня или недели. Неизвестный отправил меня в отдел кадров, но потом подумал и добавил, что «все это уже есть». Но в отделе кадров мне ответили, что у них все в порядке... На «Редуктор» мне пришлось дозваниваться дня два: то ли там вообще всех сократили, то ли сэкономили на отключении телефонов. По неофициальной информации, массовые сокращения на заводе есть. На ОАО «Ижевский завод нефтяного машиностроения» обещали дать официальный ответ на письменный запрос. Ответ не пришел, поэтому только неофициальная информация. Рабочие завода жаловались, что им «ничего не говорят», живут они только сегодняшним днем и очень боятся. О количестве сокращений называли цифру в 700 человек, пока работают полный рабочий день, но с февраля переходят на трехдневную рабочую неделю. «Уже и договор есть», - заявил мне мой собеседник. По «Ижмото» есть только официальная информация – ничего не происходит, почти всех уволили еще год назад. На «Ижевском механическом заводе», по неофициальной информации, готовятся к сокращениям. По официальным же данным, никого не сокращают, завод работает нормально, хотя в некоторых «недогруженных» цехах сократили неделю. Количество таких цехов назвать затруднились, однако заявили, что уже есть приказ о переводе всего завода на сокращенную неделю с 30 января. «Будет ли осуществлен этот приказ – еще под вопросом», - сообщили мне в пресс-службе завода.

На «Ижевском заводе пластмасс» за неимением пресс-службы меня переадресовали в отдел кадров. Сначала там какой-то молодой сотрудник заявил, что массовых сокращений нет. На вопрос, переводят ли персонал на «сокращенку», ответить затруднился и переключил меня на начальника отдела кадров Вячеслава Какоткина, который буквально на днях вышел из отпуска. Очевидно, за время отпуска Вячеславу Ивановичу совершенно не удалось отдохнуть – он был крайне не в духе. «Мало ли что вас интересует! Откуда я знаю, может, вы агент ЦРУ?!» - закричал г-н Какоткин в ответ на мой вопрос о сокращенном дне. «А разве это засекреченная информация?» - удивился я. «Конечно, засекреченная!» - продолжал отвечать на повышенном тоне начальник отдела, и наш разговор прервался. Никаких неофициальных сведений о работе завода найти не удалось.

Далее «ИжАвто». Прямо душа отдыхала от корректности сотрудников заводской пресс-службы. Мне объяснили, что массовых сокращений нет, и в феврале не предвидится. Производство автомобилей Spectra работает в полном объеме. Дальше все будет зависеть от портфеля заказов, который будет сформирован на следующий год, очевидно, в феврале. Что касается загруженности, то завод никогда не был полностью загружен и сейчас тоже работает на неполную мощность. Это, как уверяют в пресс-службе, такая особенность предприятия. Что касается неофициальных источников, то их два. Один из них сообщил, что часть предприятия перевели на трехдневку, второй говорит, что завод работает в режиме 6-часового рабочего дня 4 дня в неделю.

Также удалось узнать, что очень плохо положение дел на «Буммаше». Тут даже не понадобилось неофициальных источников. Сначала я позвонил в приемную, чтобы узнать телефон пресс-службы. Она назвала телефон и добавила: «Если вы его сегодня не застанете, то звоните в понедельник, он, наверное, будет на месте». «У него сокращенная неделя?» - попытался пошутить я. «Мягко сказано…» - совсем без тени иронии отреагировала секретарь, подтвердив, что на всем заводе введена сокращенная рабочая неделя. По поводу Концерна «Аксион» поступила неофициальная информация, что большие проблемы испытывают производства бытовой техники и медтехники. Там введена трехдневная рабочая неделя. На заводе эту информацию подтвердили.

Отдельный вопрос - ситуация на «Ижевском машзаводе», где после «осеннего наступления», организованного «Комитетом защиты работников и ветеранов «Ижмаша», отношение к выплатам зарплаты изменилось в лучшую сторону. На основное 101 производство (где собирают автомат Калашникова) даже набирают новых сотрудников – 60 человек. Волна увольнений здесь, как известно, прошла раньше, пока ситуация стабилизировалась. Владимир Гродецкий, генеральный директор завода, даже выступил в СМИ с заявлением, что задолженность перед работниками, наконец, погашена. На заводе говорят, что Гродецкий испугался потерять должность и теперь пытается несколько поправить свою репутацию. Это, конечно, далеко не все предприятия, но даже такая информация дает понять: оснований для безмятежного ожидания нет. В феврале-марте социальная ситуация может обостриться, когда люди начнут получать зарплаты за свой трехдневный рабочий день и за свои ЧАО.