Курица — Бог», таким спорным заявлением начал свою речь представитель ижевской делегации, депутат Государственного Совета Удмуртской Республики, главный редактор газеты «Известия Удмуртской республики», заслуженный деятель культуры и искусства Республики Удмуртия, художник Энвиль Касимов на открытии «Арт-Перми 2009». И далее пояснил:

Энвиль Касимов: «Курица — Бог.» Фото PRM.RU

— Когда мы начали искать этому какие-то подтверждения, мы нашли очень много не только в удмуртской культуре, но и в различных других культурах (например, в шумерской), подтверждений этому, курица в обоих языках звучит одинаково. И мы решили сделать своеобразный куриный рай. Мы считаем, что к курицам относятся как-то легкомысленно, хотя курица наш кормилец. Мы хотели поднять поначалу тему куриного геноцида, потому что каждый из нас съел по миллиону куриц за свою жизнь. Курица служит нам, но она мечтает о рае, поэтому маленький рай начался для курицы в Перми.

Так что, пермяк, молись курице Рябе, ибо это она снесла Яйцо Мира — изначальный эон, золотой век, который был так прочен, что его невозможно было разбить, даже при самых больших усилиях (вспомните сказку, ведь именно разбить было целью деда и бабы). В результате Темная сила — Мышка (плод Древа Познания) — хвостиком махнула и яйцо разбилось. Но как только это произошло, дед с бабой стали рыдать. Следовательно их целью было не просто расколоть яйцо золотого века, а продемонстрировать себе его прочность, поэтому они так расстроились . И правильно сделали... Ясно, что просто яйцо никак не заменит яйца золотого. Это простое яйцо — кали-юга удмуртов. Вы видите что, что-то ушло безвозвратно. Это что-то — золотой век — полярный год, Арктида, нордический рай.


Куриный рай Энвиля Касимова. Фото PRM.RU

Значит, верно говорят удмурты, традиция не знает разделения на посюстороннее и потустороннее. И то и другое конкретно, ощутимо и вместе с тем наделено трансцендентным значением. В частности избушка на курьих ножках, в которую рано или поздно попадает герой удмуртских сказок. Почему она на курьих ножках? Почему она крутится, понятно: речь идет о годе, а год вращается. Отсюда миф о вращающихся дворцах, годовое путешествие китайского императора по различным отделениям своего годового дворца (Мин Тань) и т.д. Но откуда курьи ножки? Откуда этот брутальный сомнамбулический символизм? Ижевчане были поражены, когда у Вирта нашли древний шумерский иероглиф, который называется «баба», он представляет собой квадрат с двумя трехпалыми лапками. «Баба» — это земля по шумерски.

Следовательно путешествие в эту избушку является спуском солнца в точку зимнего солнцестояния, под землю, в ад. Если рассмотреть ножки отдельно от избушки, то можно увидеть самый древний иероглиф — корни мирового древа, руну смерти. Скорее всего избушка была на одной курьей ножке, другая добавилась позднее для устойчивости. Таким образом, представление о куриной ноге логически вытекает из древнейшего символического комплекса, который человечество, давно забывшее об Арктиде, Гиперборее, потерянном нордическом рае, бережно передает из поколения в поколение... Вот вам и Баба Яга...

Возможно, пытливому пермскому зрителю все это покажется «притянутым за уши», но вот именно так видят курицу гости «Арт-Перми» из Ижевска. А в течение 10 дней любой желающий сможет увидеть куриный рай в их исполнении в павильоне № 1 Пермской ярмарки.