Работа с обращениями граждан - отдельное направление деятельности Информационного центра, призванное обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
Так, в 2008 году сотрудниками Информационного центра принято на личном приеме 1 578 граждан. В результате заявителям выдано:
- 1 272 справок о наличии (отсутствии) судимости (- 16,4 %);
- 48 выписок из Реестра дисквалифицированных лиц;
- 258 справок о реабилитации жертв политических репрессий.
С 1 января 2009 года на Главный информационно-аналитический центр МВД России и Информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации возложены обязанности по проставлению апостиля на справках о наличии (отсутствии) судимости, выписках из реестра дисквалифицированных лиц и архивных документах (архивных справках, выписках или копиях документов), подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации.
Апостиль - это специальный штамп размером 10см х 10см с заголовком на французском языке, который в соответствии с Гаагской конвенцией об отмене требований легализации официальных иностранных документов, совершенной 5 октября 1961 года (вступившей в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 года), проставляется на официальных документах, исходящих лишь от учреждений и организаций Российской Федерации как участника Гаагской конвенции, и не требует дальнейшего заверения, дипломатической или консульской легализации.
Помимо России, странами - участницами Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации официальных иностранных документов, являются: Австралия, Австрия, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова, Беларусь, Белиз, Бельгия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней Даруссалам, Великобритания, Израиль, Испания, Лесото, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малайзия, Малави, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Панама, Португалия, Сан - Марино, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент - Кристофер и Невис, Словения, США, Суринам, Тонга, Турция, Фиджи, Франция, ФРГ, Хорватия, Швейцария, Южно - Африканская Республика, Япония и др.
АПОСТИЛЬ, заполненный надлежащим образом, удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Другими словами документ, исходящий от органа или учреждений Российской Федерации, после проставления и заполнения штампа - апостиля, приобретает статус официального документа в органах всех государств - участников Конвенции.
Обращаем внимание, перечень официальных документов, на которые Информационный центр МВД по Удмуртской Республике проставляет апостиль, строго ограничен:
1. справки о наличии (отсутствии) судимости;
2. выписки из реестра дисквалифицированных лиц;
3. архивные документы (архивных справках, выписках или копиях документов).
Более того, ИЦ МВД по Удмуртской Республики принимает для проставления апостиля лишь документы, подготовленные и выданные МВД по Удмуртской Республике. Если же указанные выше справки, выписки, архивные документы физическому лицу выданы в другом субъекте Российской Федерации, то за проставлением апостиля на них ему необходимо обратиться или в ИЦ МВД, ГУВД, УВД соответствующего субъекта Российской Федерации или в ГИАЦ МВД России (г. Москва).
На любых других, т.е. не указанных выше документах, например: документах об образовании, гражданском состоянии, трудовом стаже, свидетельствах, доверенностях, судебных решениях, материалах по гражданским, семейным и уголовным делам, нотариальных документах, апостиль проставляет Управление Министерства юстиции МВД РФ по Удмуртской Республике.
Оттиск штампа "Апостиль" по правилам проставляется на свободном от текста месте официального документа либо на его оборотной стороне, или на отдельном листе бумаги.
В случае проставления оттиска штампа "Апостиль" на отдельном листе листы документа и лист с оттиском штампа "Апостиль" нумеруются и прошиваются ниткой любого цвета либо специальным тонким шнуром, лентой. Последний лист документа в месте, где он прошит, заклеивается плотной бумажной "звездочкой", на которой проставляется печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
За проставление апостиля взимается государственная пошлина. Размер данной госпошлины, в соответствии с п.41 ст.333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 300 рублей за каждый документ, представленный для проставления апостиля.
Заявления установленной формы о проставлении апостиля граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства заполняют и подают ТОЛЬКО на личном приеме в ИЦ МВД по Удмуртской Республике (по адресу г. Ижевск, ул. Советская д.17, в кабинете фойе Культурного центра МВД по Удмуртской Республике, вход со стороны ул.Советской рядом с центральным входом в здание МВД, напротив кинотеатра «Дружба»). График приема:
Еженедельно по средам (с 15 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин.) осуществляется прием документов для проставления апостиля.
Еженедельно по пятницам (с 16 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин.) осуществляется выдача документов с проставленным апостилем или письменных отказов в его проставлении. Исключение составляют праздничные дни.
При отсутствии возможности у граждан лично подать заявление о проставлении апостиля, с заявлением о проставлении апостиля может обратиться уполномоченное им лицо при наличии нотариально удостоверенной доверенности.
Заявление о проставлении апостиля на официальном документе принимается лишь при предъявлении:
1. паспорта (документа, его заменяющего);
2. подлинника официального документа, подлежащего вывозу на территорию иностранного государства - участника Конвенции;
3. копии указанного в п.2 официального документа;
4. подлинника документа об уплате государственной пошлины;
5. нотариальной доверенности (лишь в случае обращения уполномоченного заявителем лица).
В момент приема документов сотрудником ИЦ МВД оформляется расписка о приеме документов в двух экземплярах. Первый экземпляр передается заявителю, а второй приобщается к представленным документам.
Срок рассмотрения заявления о проставлении апостиля составляет 3 рабочих дня, начиная с даты представления официальных документов.
Официальный документ после проставления апостиля выдается гражданину так же на личном приеме при предъявлении им выданного ему первого экземпляра расписки о приеме документов и документа, удостоверяющего личность ( при необходимости доверенности).
ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ ДЛЯ ПРОСТАВЛЕНИЯ АПОСТИЛЯ:
1. Официальные документы должны содержать реквизиты, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации является обязательным: номер, дата, подпись, печать.
2. Официальные документы, представляемые на проставление апостиля, должны быть исполнены четко, подписи должностных лиц и оттиски печати, содержащиеся на официальных документах, представленных на проставление апостиля, должны быть отчетливыми.
Копии архивных справок, которые могут быть изготовлены ксеро-, электро-, фотографическим или иным способом, так же должны быть качественными.
В проставлении апостиля будет отказано в следующих случаях:
1. Если на личном приеме не представлен весь пакет документов указанных выше.
2. Если официальный документ не предназначен для вывоза за пределы территории Российской Федерации.
3. Если на официальном документе отсутствует хотя бы один из реквизитов, наличие которого согласно законодательству Российской Федерации является обязательным.
4. Если подпись должностного лица и (или) оттиск печати на официальном документе не соответствуют образцам.
5. Если подписавшее официальный документ должностное лицо не обладает полномочием на его подписание.
6. В иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Например, если в документе имеются подчистки, приписки, неоговоренные исправления или если детали оттисков печатей(штампов) в документе искажены путем «смазывания», «стирания» или просто не читаются из-за отсутствия равномерности и насыщенности цветового тона оттиска. Отказ в проставлении апостиля может быть осуществлен как в устной, так и в письменной форме. Фому отказа выбирает сам заявитель.

Источник http://www.mvd.udm.ru/press/