Финансовая стратегия россиян остается заложницей «советского менталитета». Благодаря которому типичный россиянин озабочен не своим будущем, а реальными или надуманными поисками хлеба насущного.

Не люблю читать всевозможные сноски и комментарии. Думаю, большинство жителей России эту нелюбовь разделяют. Ну, во всяком случае те, кому в школьные годы пришлось первый раз в жизни штудировать первую главу «Войны и мира» с ее переводами французских фраз.

Однако один из комментариев к прошлой колонке автора заставил задуматься. О менталитете (так теперь называют мышление). И о деньгах. Один из анонимных читателей Bankir.ru оставил любопытную «приписку на полях». Гласит она буквально следующее: «Автор больше знает об «Обыкновенном чуде» и о творчестве Высоцкого, чем о реальной головной боли россиян, о которых он переживает… После покупки дешевой еды, денег на размещение в металлические счета не остается».

В первом утверждении аноним безусловно прав. Хорошие барды и хорошие фильмы автору действительно знакомы лучше, чем головная боль. Автор вообще болеть не любит. А вот дальше начинается любопытная логика, довольно показательная для российского финансового рынка. Строится она примерно по такому принципу: «Я думаю, что ты думаешь, что я думаю…»

Ключевое слово здесь – «переживает». Узреть переживания за «простой народ» в обзоре проблем с розничными инвестициями, - это выдавать желаемое за действительное. Значит, не изжит еще тот самый «советский менталитет». При котором телега ставится впереди лошади, а «социальность» и «забота о народе» - впереди финансовой «эффективности».

Переживать за этот самый простой народ вообще бессмысленно. Переживать хорошо воронов, они живут долго. Да и вообще, переживать за «простой народ» на профессиональном сайте банкиров это примерно как запивать устриц Кока-колой. Нелогично. И плохо усваивается.

И вообще, кто бы объяснил: переживать за простых людей – это как? Разорвать диплом? Выбросить диссертацию? Пропить акции? Сдать в ломбард оставшиеся от прадеда картины Клодта и на вырученные деньги купить вагон пива «Клинское»?

А другим как переживать? Банковским менеджерам или инвестиционным управляющим, например. Отказаться от карьеры? Забыть английский язык? Летом порвать билеты на испанский или итальянский курорт?

Словом, «сидел он, дум высоких полн»…

Почему бы переживать не за нищих, а как раз за тех, кто отдыхает на этом самом курорте? Обвалится рынок – у них не будет денег. Не будет у них – значит, не будет у меня. У журналиста, который для них пишет. У аналитика, который продает им свои прогнозы. У банковского сотрудника, который работает с их деньгами. У ресторатора, который их кормит. Ну и т.д.

Так что логичнее озаботиться проблемами имущего класса. Хоть что-то имущего. Тем паче, что именно менталитет определяет наличие или отсутствие достатка, а не наоборот. А отсутствие денег - это еще не повод отказываться от инвестиций, как сказала кошка, подкладывая сыр в мышеловку. Или сказал венгерский мальчик Джордж Сорос, покупая билет на пароход в Америку. А может и не сказал. Все равно – факт.

По большому счету, пока россияне не поймут, что могут инвестировать, постиндустриальное общество в России невозможно, и о вхождении в «золотой миллиард» можно забыть. И капитализма с человеческим лицом не получится. Просто на высоких заработках в годы выгодной нефтяной конъюнктуры вся эта система не удержится. А россиян много раз отпугивали от инвестиций. Сначала, Леней Голубковым, который утверждал, что он – «инвестор». Потом – дефолтом 98-го. Сейчас – третий удар по менталитету. Обвал финансового рынка со всеми вытекающими. С учетом количества финансовых провалов в новейшей истории страны (деноминация, гиперинфляция, смерть советских вкладов в сберкассах, дефолт, ГКО, «пирамиды», народные IPO, мировой финансовый кризис и проч. и проч.) это может привести к тому, что, обжегшись на молоке, люди не то что на воду – на водопроводный кран станут дуть.

Между тем провал фондового рынка – это далеко не удел «узкого круга ограниченных людей», как говаривал Задорнов (тот, который юморист, а не тот, который был министров финансов). Это как раз вполне «реальная головная боль» всех россиян.

Слабая капитализация отечественных компаний косвенно касается всех. Логика простая. Почти на уровне классической физики. Дефицит капиталов вызван недооцененностью российской экономики. Недооценненость экономики означает «недооцененость» всех россиян. Как социума. Как единой системы сообщающихся сосудов.

Последние 5-6 лет Россия в этом плане наверстывает. Однако бурное развитие рынка порождает спекуляции и болезни роста. Примерно как разгерметизация некоего резервуара с избыточным давлением вызывает декомпрессию. В жернова этой декомпрессии (обвалы рынка) попадают люди. Те самые первые российские инвесторы. Первый эшелон инвесторов. Второй может испугаться и отказаться от идеологии инвестиций вообще. Ну или хотя бы на одно поколение.

По большому счету, как ни пафосно это звучит, это будет означать крах рыночной экономики в России. Потому как пресловутый «средний класс», на котором, как традиционно считается, держатся главные ценности (прогресс, конкурентоспособность, демократия и доходы турецких тур-операторов), возникает именно при масштабных розничных инвестициях. В которых задействована критическая масса населения. А «средний класс», рекрутированный из наемных менеджеров и чиновников с высокой зарплатой, - это и не класс вовсе. Так, «прослойка». Наподобие «советской интеллигенции» между «передовым пролетариатом» и «трудовым крестьянством». А «прослойку», как гласит история, всегда можно погрузить на пароход и отправить за пределы. А если «головная боль» простой народ совсем измучает, то и ликвидировать как источник инфекции.

Есть и другой вариант общества без инвестиций. По тем же канонам истории он называется олигархией. Это когда инвестируют только помногу и только избранные. А прочие покупают «дешевую еду» и смотрят «Обыкновенное чудо». И ждут этого самого чуда. От аванса до получки.

Как сообщил недавно Рейтер, в мире сегодня насчитывается более 10 миллионов долларовых миллионеров (в России – 130 тысяч). Совокупный объем личных состояний на планете - 107 триллионов долларов. То есть состояния первой десятки (Гейтс, Кампрад и иже с ними) составляют примерно 0,7% от всепланетного. В России совокупное состояние первой десятки богачей - 145 млрд. долларов. Это примерно 100% от объема банковских депозитов, паев в ПИФах и наличных сбережений всех россиян.

Портал «Банкир.Ру», 15 сентября 2008 года

http://bankir.ru/news/author/jan/458/150890

Автор: Ян Арт, финансовый обозреватель