17 сентября 2008 г. арт-центр «Галерея «Оберег» при Сарапульском политехе фактически прекратил свое существование. Этого следовало ожидать: случившееся – результат длительного психологического и административного прессинга на сотрудников галереи со стороны нынешнего директора СПИ г-на Ахвердибекова.

Формально кончина «Оберега» назначена на 19 сентября, одновременно с увольнением заведующей арт-центром Ириной Семакиной. Приказ об увольнении подписан восьмого числа, однако Ахвердибеков напоследок заставил Семакину отрабатывать положенные дни, то есть просиживать дни напролет в пустых стенах.

«Маленькая пакость мелкого человека», так прокомментировала действия Ахвердибекова основатель и первый руководитель «Оберега» (2000-2002), а ныне заместитель директора краеведческого музея Ольга Лукас.  

Вынос тела

Это было очень грустное зрелище. Рабочие с пропитыми лицами, не церемонясь, загружали в фургоны двух «Газелек» столетние наличники и другие уникальные экспонаты. Заведующая арт-центром Ирина Семакина повторяла только одну фразу: «Это шок… Это шок…».

Никто из тех, кто регулярно «светился» в стенах галереи, вальяжно рассуждая о сохранении и приумножении культуры, не удосужился прийти, чтобы попрощаться или просто помочь.
Еще одна подробность: Ахвердибеков и компания пальцем о пальцем не ударили, чтобы обеспечить бывшему подразделению СПИ транспорт. Одну машину выделил музей, другую Семакина наняла на собственные деньги.

Как все начиналось

Арт-центр при Сарапульском политехе был организован в 2000 году и сразу поразил всех нетрадиционным подходом к организации выставок. Каждая из них имела тщательно продуманный сценарий и превращалась в настоящее шоу. Здесь были задействованы художники, актеры и музыканты и просто энтузиасты современной культуры, свет, звук, пространство и объем. Словечки вроде «перформанс», «инсталляция», «арт-хаус» отныне прочно вошли в девственный лексикон творцов «местного разлива». А вскоре «Оберег» берет общероссийскую, а затем и международную планку. Перечисление только лишь основных «пунктов остановок» «Оберега» заняло бы не одну страницу.

Участие в 4-й музейной международной биеннале (Красноярск).  

Несколько десятков выставок членов союза художников России и Международной ассоциации художников ЮНЕСКО – Алексея Чернышова (Ижевск), Виктора Котлярова (Ижевск), Елены Руфовой (Москва), Владимира Онохина (Екатеринбург), Александра Шадрина (Казань) и других.

Выступления известных поэтов и журналистов - Михаила Кукина, Константина Гадаева, Игоря Фёдорова, редактора журнала «Знамя» Ольги Ермолаевой (Москва), Андрея Баранова и Льва Роднова (Ижевск), Александра Корамыслова (Воткинск), галериста и издателя Николая Филимонова, легендарного этнографа В. Владыкина.

Выпуск ПЕРВОГО (и, боюсь, последнего) литературно-художественного альманаха.

Проведение креативных мастерских со студентами СПИ и ДЮЦ и  серии круглых столов «Архитектоника будущего» на выставке «Три столицы» и создание декларации в защиту архитектурного своеобразия Сарапула (в ее написании участвовали студенты, а сама декларация  использовалась затем на региональных конференциях МИКСП и др.).

Тематические концерты авторской песни С. Гулина, С.Жилина,  Е.Кондакова, В. Мирошкина.

Открытие киноклуба для любителей современного кинематографа… и многое, многое другое.

Бисер перед свиньями

Вроде бы, самое время возрадоваться обитателям прикамского культурного гетто. Не тут-то было. О всевозможных бюрократических препонах речь еще впереди, но и вполне разумные, взрослые и развитые люди  также оказались не в состоянии оценить богатство, которое оказалось в их распоряжении.

Из неопубликованного рассказа дизайнера «Оберега», художника, актера и прозаика Юрия Шутова:

«На выставке девять человек. Ну и пусть.
…- Чем это они занимаются?
- Этикетаж не продуман.      
Выставка кончилась. Снимаю. Не оценили. Хотя были отзывы и неплохие.  
- Нос хорош. И закат.
- Рамка интересная, где брал? Стекло не бликующее?

Хочется кричать. Идите! Идите, сволочи, в галерею! Хватит жить в темноте! Нет. Не идут. Боятся света. Всего боятся. Открыть дверь, переступить порог, сказать: «Здравствуйте! А мы к вам. Как у вас хорошо, спокойно»…

Но никто не идёт. Бывают лишь изредка образованные маргиналы, и то по ошибке. Шёл в магазин, попал в галерею. Хлоп по ляжкам, тьфу на пол, развернулся и ушёл».

Восток – дело тонкое

До поры-до времени руководство СПИ вроде бы лояльно относилось к «Оберегу» - тогдашнему директору В. Кулемину, занятому административными (и иными) шашнями, было попросту до них. Ну, есть они и есть, сидят на нищенской зарплате – и ладно. Зато при случае можно продемонстрировать собственную продвинутость, особенно при высоких гостях: мол, и мы тут не лыком шиты.

Помню, какой энтузиазм охватил сотрудников галереи и их сподвижников, когда «Оберег» получил добро переселиться из двух крошечных комнаток во втором корпусе на Раскольникова в гораздо более вместительное помещение в основном корпусе. И пусть в сводчатом полуподвале царили могильные холод и сырость, всем казалось: это пусть маленькая, но победа.

Ситуация в корне изменилась в 2006 году, как только любитель дешевых эффектов пошел на повышение, получив должность и квартиру в Санкт-Петербурге. Его заменил спущенный по разнарядке из головного ижевского вуза кандидат философских наук Сабир Биглярбек-оглы Ахвердибеков.

Обладатель труднопроизносимой фамилии, несмотря на ученую степень – человек от культуры, как выяснилось, далековатый. Жизнь перед этим побросала его достаточно. Его богатая биография в стиле О. Бендера – материал для отдельной статьи. В частности, Ахвердибеков был замечен помощником депутата Госдумы (по совместительству – криминального авторитета) в одном знойном южном городе…

Юрий Шутов вспоминает такой разговор:

« Алло. Это я - ваш новый директор.
- Здравствуйте. А у нас новая выставка, приходите…
- Мне уже рассказали. Кого хотите напугать? По-моему, надо оптимизировать ваш отдел. Вас там трое или уже только двое?
- Трое.
- Разгребусь с делами, зайду.

Зашел. Мимо шедевров. Мимо нас. В пресс-центр. На обратном пути притормозил. Посмотрел на нас и что-то для себя решил».

В беседе с Семакиной новый глава СПИ заявил без обиняков, что Сарапул он не любит. Но как тогда вообще можно работать на благо города и его жителей? Нетрудно представить, сколько дров может наломать в этом случае человек, наделенный восточным темпераментом и неуемным самолюбием.
 
Как убивали «Оберег»

Репрессии не заставили себя ждать. Еще и прежде галерейщики буквально выбивали из бухгалтерии надбавки и доплаты: гроши, конечно, но все же… Теперь прессинг стал куда более изощренным – что называется, «на измор».

В выставочном зале прочно обосновалась приемная комиссия (как будто другого места не могли найти). В остальное время здесь репетировали доморощенные барды и КВН-щики. В стенах, где выступали культовые группы «Анри», «Птица «Тылобурдо» и «Потунабубен», прыщавые первокурсники с ломающимися голосами терзали ни в чем не повинные гитары. А сам «Оберег» был вынужден ютиться в крошечной подсобке…  

Главная претензия Ахвердибекова к галерее – ее работа якобы никаким боком «не включена в учебный процесс» и «не отражает студенческую жизнь». Короче, «страшно далеки они от народа»…

Как выпускник спецкурсов О. Лукас «Основы выставочной деятельности» и «Паблик рилейшнз» утверждаю: это ложь. Факультативные занятия и учебные часы по целому ряду дисциплин давно стали неотъемлемой частью работы «Оберега». Выставка «СПИ-фактор: сон экзаменатора» была подготовлена при самом деятельном участии студентов. А выставка «Виват, ИжГТУ» посвященная сегодняшним реалиям вуза, произвела фурор в Ижевске.

Галерейшикам сократили до минимума доплаты, понизили разряды.

Урезали лимиты на Интернет, затем вовсе отключили. А дальше начались совсем уже интересные вещи…
Я цитирую письмо И. Семакиной ректору ИжГТУ, д. т. н. профессору Б. А. Якимовичу, которое больше всего  похоже на крик о помощи:

«За 11 месяцев работы в качестве директора СПИ он (Ахвердибеков) был лишь на одном мероприятии, проходящим в  галерее «Оберег»… В настоящий момент Ахвердибеков С.Б. вынуждает писать сотрудников галереи «Оберег» СПИ заявления об уходе по собственному желанию без предъявления  документальных оснований для их увольнения или сокращения».

Что имеем – не храним…

Измученные бесконечными придирками и прямыми оскорблениями, сотрудники галереи жили как в тылу врага. Порой агрессия принимала чересчур уж откровенные формы. Несколько раз сюда в нетрезвом виде врывался некто г-н Русинов – супруг ныне здравствующей Л. П. Русиновой, при Кулемине волшебным образом вознесшейся от скромной преподавательницы инженерной графики до заоблачных высот деканата. Что могли противопоставить распоясавшемуся пьяному быдлу скромные галерейщики?

Кстати, городской голова Наумов так и не удосужился побывать в арт-центре, тогда как, по свидетельству О. Лукас, «Оберег» внесен в список приоритетных туристических объектов Удмуртии. При бережном отношении и достаточном финансировании можно было превратить галерею в престижное и доходное предприятие.

Но о чем можно говорить, если за два года царствования Ахвердибекова вся финансовая «помощь» выразилась в предоставлении стеклопакетов для картин, которые сразу после закрытия выставки тут же отобрали?

Я помню время, когда стены «Оберега» были оклеены – «ради хохмы», как выразилась Ирина Семакина – письмами в адрес руководителей градообразующих предприятий, всех этих конышевых-мусиновых и иже с ними, с просьбой о содействии, в частности – о материальной помощи в выпуске второго номера литературного альманаха. Так галерейшики, отчаявшись в руководстве института, пытались хоть как-то рассказать о своем бедственном положении власть и деньги имущим. А рядышком красовались стандартные ответы-отмазки: мол, все понимаем, но в настоящий момент…

При этом максимум внимания уделялось и уделяется пресловутому «пресс-центру СПИ», вся деятельность которого, кажется, состоит только в выпуске курьезной студенческой газетки. К чему для этого приобретать дорогостоящую аппаратуру – цифровые видео- и фотокамеры и пр. – абсолютно непонятно. Послужной список «Оберега» я привел выше. Может ли похвастаться подобными достижениями пресс-центр?

А городская культура, как и прежде, представлена бесконечными народными ансамблями в стиле «два прихлопа-три притопа»…

Финал известен. После письма Семакиной Якимовичу директор СПИ на время присмирел, зато, выждав время, «оторвался» по полной программе: дали о себе знать восточная мстительность и злопамятность. Первой из «Оберега», по излюбленному выражению самого Ахвердибекова, «выдавили» Зинаиду Сарсадских: она уволилась по соглашению сторон, в противном случае ей грозило сокращение. Вскоре подобная участь постигла и Юрия Шутова, а теперь и Ирину Семакину.

Теперь в помещении арт-центра планируется разместить что-то вроде кабинета по воспитательной работе со студентами – одна из множества бесполезных и похожих одна на другую структур чрезмерно раздутого штата СПИ. Вот такая она, «оптимизация» по-ахвердибековски…

…И все же что-то удалось. Что-то изменилось в нашем восприятии мира. Если говорить образно – наш духовный горизонт стал чуточку шире. И в этом в первую очередь - заслуга арт-центра «Галерея «Оберег». Оля, Ира, Зина, Юра, спасибо вам за мужество.

Мы вас любим.

Источник http://sarapul.ru/cgi-bin/topics.cgi?op=view_topic;cat=culture;id=1572