Казалось бы, уже давно отошли в прошлое времена, когда рабочим на предприятиях месяцами не выплачивали заработную плату. Но это только на первый взгляд, внимание многих СМИ в этом месяце привлекла ситуация на Ижевском авторемонтном заводе (Ижевск, Удмуртия), где с марта  этого года рабочие не получали зарплату.

 

Утечка информации

Один из знакомых работников Авторемонтного завода сообщил, что стал свидетелем массового сокращения рабочих, когда те попытались забастовать из-за невыплаты заработной платы. По его словам, зарплата не выплачивалась большей части рабочих начиная с марта текущего года, а потом часть работников попыталась устроить забастовку, отказавшись выходить на работу. Однако попытка «бунта», по утверждению нашего источника, оказалась неудачной, строптивые рабочие под различными предлогами были уволены. После освещения журналистами ГТРК «Удмуртия» ситуации на ИАРЗ руководство Авторемонтного завода постаралось избавиться от тех работников, которые осмелились написать заявления в суд и прокуратуру или комментировали положение с выплатой заработной платы журналистам с телевидения. Наказание, по словам этого работника, выразилось в том числе и в наложении штрафов за разглашение конфиденциальной информации.

Не в бровь, а в глаз

Как это часто бывает, многих руководителей, когда вокруг их разгорается скандал, косит какая-нибудь болезнь. Вот и генеральный директор Ижевского авторемонтного завода г-н Перевозчиков оказался на больничном, поэтому его комментарий получить так и не представилось возможным. В больницу, как удалось выяснить, гендиректора загнала любовь к дачному делу. При рубке дров на даче шальная щепка отлетела и попала ему не куда-нибудь, а именно в глаз.

Молчание прокуратуры

«Конечно, подъезжайте, я вам обрисую ситуацию», - ответил мне помощник прокурора Индустриальной прокуратуры Алексей Владимирович Добрых, услышав про интересующую меня тему. Выяснилось, что именно он проводил проверку на Авторемонтном заводе. Однако когда я уже был на полпути и решил позвонить еще раз, чтобы предупредить, что задерживаюсь на несколько минут, господин Добрых изменил свою позицию. Теперь перед разговором со мной он решил «посовещаться с прокурором» и только после этого был готов дать ответы на все мои вопросы. Ожидание затянулось, Алексей Владимирович постоянно ссылался на какое-то очередное совещание, где вот-вот должны были принять единую позицию прокуратуры для СМИ. Без этой «позиции» давать комментарии прокурор наотрез отказывался. Мне так и не удалось найти в прокуратуре никого, кто бы смог осветить ситуацию на ИАРЗ.

Однако тут я наткнулся на новость, размещенную на официальном сайте Прокуратуры УР www.udmproc.ru. Сообщение о результатах проверки под броским названием «Прокуратура защитила трудовые права работников ООО «Ижевский авторемонтный завод» было датировано еще 14 июля 2008 года. Из этой информации выяснилось, что общая сумма задолженности перед работниками ИАРЗ составляет 621 тыс. рублей. В сообщении также говорилось, что благодаря помощи прокуратуры в суд было направлено 158 заявлений о взыскании с предприятия заработной платы. На генерального директора и главного бухгалтера за недостоверное предоставление информации в статистические органы о задолженности по зарплате были наложены административные штрафы. Кроме того, генеральный директор был привлечен к административной ответственности за отказ предоставить прокурорам информацию о задолженности по заработной плате. По поводу фактов массового увольнения работников в данном документе нет ни слова.

За всем не уследишь

Как показала практика коллег с ГТРК «Удмуртия», пытавшихся при подготовке сюжета выйти на связь с председателем совета директоров Авторемзавода, депутатом Городской думы г. Ижевска Альфредом Зиннатулиным, взять у него какой-либо комментарий по этому вопросу практически невозможно. Все переговоры ведутся исключительно через генерального директора Перевозчикова. Так как я живу в избирательном округе, где депутатом является Альфред Ахнафович, мне пришла в голову мысль пробиться к нему на прием под видом жителя округа. Но, пообщавшись с его секретарем, я с досадой узнал, что личный прием граждан депутат ведет только в первый и третий четверг месяца. Поняв, что мой «коварный» план провалился, я все-таки решил представиться и изъявил желание пообщаться с Альфредом Ахнафовичем в качестве корреспондента. Записав номер моего мобильного телефона, секретарь пообещала, что она посовещается с шефом, и перезвонит. Признаюсь честно, я уже потерял всякую надежду на разговор с  Зиннатулиным. Однако вечером того же дня раздался звонок, и, к моему удивлению, на том конце провода был не кто иной, как сам Альфред Ахнафович. «Тут нечего комментировать», - жестко начал наш разговор Альфред Зиннатулин. «Никакой задолженности перед работниками у нас не имеется, это все ложь и происки конкурентов. Мы исправно платим заработную плату и тем более никого не сокращали. На данный момент действительно было подано 6 исков к мировым судьям со стороны работников, но все они остались без удовлетворения, о каких 158 заявлениях в суд идет речь, мне непонятно», - эмоционально, но все-таки прокомментировал ситуацию Альфред Зиннатулин. Когда же я назвал сумму долга, которая опубликована по материалам проверки прокуратуры, Альфред Ахнафович очень удивился и начал звонить бухгалтеру. По громкой связи было слышно, как он спросил бухгалтера: «Как это так, журналисты знают материалы проверки прокуратуры, а мы еще нет? И существует ли задолженность перед работниками?» Женский голос ответил, что обязательно узнает, и задолженности никакой не имеется. На вопрос о том, действительно ли были наложены штрафы на работников за то, что они обратились в прокуратуру и общались со СМИ, г-н Зиннатулин повторил аргумент про происки конкурентов.

Вывод из нашего разговора получался такой, что вся информация о якобы невыплаченных зарплатах и сокращениях строптивых работников является выдумкой. Причем выдумкой не только СМИ, но и прокуратуры. Про сокращения Альфред Зиннатулин добавил, «что так как Авторемонтный завод разделен на 15 различных предприятий, то имели место переводы сотрудников с одного предприятия на другое. Со слов Альфреда Ахнафовича следовало, что иногда кого-то директора других предприятий, входящих в состав ИАРЗ, брать не хотели, и эти «переводимые» работники,  соответственно, лишались работы. «Но это были единичные случаи, да и за всем не уследишь», - добавил г-н Зиннатулин, дав понять, что наш разговор исчерпан…

Андрей НЕКРАСОВ