Восьмого августа исполнится ровно 90 лет со дня начала восстания (1918 год) ижевских рабочих против власти Советов. У этого события противоречивая историография, поскольку в годы Советской власти этот неудобный факт либо замалчивался, либо представлялся в сугубо негативном свете – «белогвардейский мятеж».

Позже, с началом «перестройки», широким слоям населения стали доступны факты того периода – причины и движущие силы восстания, массовый исход жителей из Ижевска и Воткинска под угрозой физического уничтожения в 1919 году вместе с формированиями колчаковской Ижевско-Воткинской дивизии, окончание этого булгаковского «бега» на западном побережье США, в городе Сан-Франциско.

Два последних года в Ижевске активно работает общественная организация за увековечение памяти участников восстания и бойцов Ижевско-Воткинской дивизии. Сейчас идет подготовка к тому, чтобы достойно отметить юбилейную дату – 90 лет со дня начала восстания. Не так давно удалось получить на временное хранение из Иркутского музея в наш музей знамя Ижевско-Воткинской дивизии.

Страшное открытие, связанное с теми событиями истории нашего города, сделано общественниками-поисковиками. Об этом рассказывает Евгений Кузнецов, врач по профессии, активист общественной организации за увековечение памяти участников Ижевского восстания:

- Я работал на станции «скорой помощи», когда она располагалась в здании Генеральского дома позади Летнего сада. О том, что в первые годы Советской власти здесь располагалась местная ЧК, я уже знал. А затем узнал, что улица Милиционная, на которой стоит здание, прежде называлась улицей Красного Террора. Мне стало любопытно, откуда взялось такое название. Я начал искать информацию, изучать краеведческую литературу. И в одном из выпусков альманаха «Памятники истории Отечества» нашел статью Игоря Кобзева о восстании и развязанном после его поражения терроре. Там же была ссылка на воспоминания краеведа Гаты Камского, которому лично пришлось, будучи мальчиком, участвовать в транспортировке тел расстрелянных.

Из мемуаров стала известная ужасающая цифра – 7 893 человека. Это количество расстрелянных было запротоколировано специальной комиссией, которая обходила дворы Ижевска в период трехмесячного возвращения в Ижевск войск Колчака (апрель – июнь 1919 г.). Тогда же в целях санитарной безопасности производились некоторые перезахоронения. Евгений Кузнецов говорит, что массовые казни, введенные в обиход большевиками, требовали для «правильной» реализации соблюдения ряда необходимых условий, в частности, наличия «стенки», которая гасила бы разлёт пуль. Поисковики задались целью попробовать найти соответствующее этим условиям место на «оси» улицы Милиционной. По предположению Игоря Кобзева, места массовых казней участников восстания могли располагаться либо в логу, который пересекал улицу в районе нынешнего Дворца пионеров, либо чуть дальше к востоку, за нынешней улицей Кирова, ниже нынешней Родниковой.

Как проверить эти предположения? Общественники вышли на контакт с учеными физико-технического института Уральского отделения Российской Академии наук. Те вышли на местность со специальным прибором, который запатентован этим институтом и широко используется археологами для обнаружения находящихся под землей могильников и остатков материальной культуры.

Методом электромагнитной локации были изучены оба лога. У Дворца пионеров объект был «чист», а второй, у левого крутого склона речки Подборенки, показал аномалию – ёмкость примерно 300 кубических метров на глубине около трёх метров с большим содержанием органики. Ниже и выше этого образования прибор показал материковую глину, тогда как при естественном образовании глина сверху никак оказаться не могла.

Евгений Кузнецов, считает, что в данном месте могло быть захоронено порядка тысячи человек. Тела остальных жертв террора, по его мнению, могли быть отданы для захоронения родственникам расстрелянных (что было тогда в порядке вещей), списки расстрелянных публиковались ежедневно. В этом случае многие из жертв террора, скорее всего, были похоронены на действовавшем тогда (а ныне разоряемом) Троицком кладбище.