Сегодня, 26 июня, крупнейшее дорожное предприятие республики ГУП УР «Удмуртавтодор» должно вернуться в распоряжение прежнего дорожного начальства – несколько дней назад Арбитражный суд УР вынес определение о прекращении производства по делу о его банкротстве в связи с удовлетворением всех требований кредиторов.

Руководитель «Управтодора» Денис Абрамов (в центре) в последнее время всегда рядом с президентом Волковым. Когда на данном предприятии только-только ввели процедуру внешнего управления, кредиторская задолженность ГУП «Удмуртавтодор» составляла более четверти миллиарда, а прибыль едва дотягивала до полумиллиона рублей. Ходили упорные слухи, что «Удмуртавтодор» специально подводят к банкротству. Арбитражный суд УР ввел процедуру внешнего управления 13 мая 2006 года, но это число не стало для предприятия несчастливым. Спустя два года обычной для предприятия хозяйственной деятельности «банкрот» погасил более 100 млн рублей требований по реестру кредиторов, признанных по решению суда. При этом в первый же год внешнего управления «Удмуртавтодор» вышел на рентабельный уровень производства, а по итогам 2007 года прибыльность предприятия выросла до 141,7 млн рублей. Даже после погашения всех налоговых обязательств чистая прибыль ГУП УР «Удмуртавтодор» по итогам работы в 2007 году выглядит очень солидно – 87,3 млн рублей.
Вопрос о том, каким образом столь прибыльное предприятие под управлением опытных профессионалов-дорожников чуть было не ушло с молотка, напрашивается сам собой. Показательно и то, что хорошие экономические результаты «Удмуртавтодор» начал показывать лишь тогда, когда Правительство УР в процессе банкротства было отстранено от влияния на управление предприятием. Первое же, что приходит на ум: прибыль, полученная в период независимого управления, - это и есть количественная характеристика объемов воровства в дорожном хозяйстве Удмуртии, исчисляемая не одной сотней миллионов рублей.
При этом, по информации «Д», ГУП УР «Удмуртавтодор» в период внешнего управления работало далеко не в «тепличных» условиях – руководство ГУ «Управтодор» в лице депутата Госсовета УР Дениса Абрамова в самые сложные моменты постоянно задерживало оплату выполненных работ, искусственно повышая издержки предприятия и фактически затягивая вывод «Удмуртавтодора» из кризиса.
Практика достаточно вольного обращения с бюджетными средствами, проходящими через ГУ «Управтодор», на проведение дорожных работ в республике, вообще, видимо, стала обычным явлением. Так, в январе 2008 года Арбитражный суд УР открыл процедуру конкурсного производства в отношении ГУДП УР «Игринское». В числе его кредиторов большая часть - это предприятия, находящиеся в системе ГУ «Управтодор», во многом связанные между собой платежами, проходящими по решению Дениса Абрамова. О том, что «Игринское» банкротят искусственно, говорит сумма долга – всего 5 млн рублей, и основная часть из них - долги коллегам-дорожникам. При этом активов у этого «банкрота» имеется не на один десяток миллионов рублей. Руководитель ГУ «Управтодор» не смог развязать клубок их взаимных задолженностей. Или не захотел развязать.
На момент сдачи этого номера «Д» в печать фамилия возможного кандидата на должность начальника ГУП УР «Удмуртавтодор», который должен до конца недели сменить и.о. руководителя предприятия – внешнего управляющего Виктора Кужелева, еще не была известна. В качестве представителя государства нового главу «Удмуртавтодора» должен представить начальникам дорожных управлений и сотрудникам аппарата предприятия министр имущественных отношений Удмуртии Сергей Касихин. Кто бы им ни стал, знающие внутреннюю ситуацию в отрасли эксперты считают, что это будет «человек Питкевича». Председатель Госсовета УР Александр Соловьев (возглавлявший до конца 2003 г. ГУ «Управтодор») - другая сторона, заинтересованная в сохранении своего влияния на освоение дорожных средств, похоже, потерял свое прежнее присутствие в отрасли. После назначения руководителя ГУП УР «Удмуртавтодор» станет понятно, кто оказался ближе к президенту Удмуртии Александру Волкову.