Молоко – стало темой номер один на прошлой неделе. В понедельник, 9 июня, на традиционном заседании президиума Правительства РФ первый вице-премьер Виктор Зубков поднял тему цен на молоко.

фото Владимир Путин ее развил, дав поручение ФАС проверить предприятия, входящие в две крупнейшие группы производителей - «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк». Досталось даже тем, кто считается ближайшим кругом премьера. «Разъезжать по различным мероприятиям - это важное, конечно, дело, но надо смотреть и чем люди живут!» - высказался Владимир Путин в адрес первого вице-премьера Игоря Шувалова.
В Удмуртии тема закупочных цен на молоко в этом году поднималась 10 апреля в резиденции президента УР. Тогда Александр Волков провел совещание, итогом которого стала договоренность об установлении минимально допустимого порога снижения закупочных цен в республике. ТРК «Моя Удмуртия», чьи корреспонденты были допущены на мероприятие, в вечерних новостях расшифровала, что под «минимально допустимым порогом» предполагается сумма 10 рублей. Спустя два месяца дававшие это обещание переработчики снизили цену на молоко до 7,5 рубля. 11 июня представители сельхозпроизводителей шести южных районов Удмуртии вышли в пригороде Можги на федеральную трассу выразить недовольство закупочными ценами на молоко – в кювет были показательно опорожнены шесть цистерн на молоковозах. Теперь чуть ли не в качестве основной меры по защите местных производителей республиканские власти называют обращение в адрес федеральных властей. Данный документ должен быть принят на ближайшей сессии Госсовета Удмуртии 24 июня. О том, что думают о происходящем сами крестьяне, «Д» попросил рассказать председателя СХП «Колос» Владимира КРАСИЛЬНИКОВА, возглавляющего одно из ведущих хозяйств в Вавожском районе Удмуртии.

- Владимир Анатольевич, в свете последних событий с ценами скажите, ваше хозяйство занимается производством молока?

- Да, у нас молочное стадо 1500 голов, одно из самых больших в республике, всего крупного рогатого скота - 5200 голов, производим 7500 тонн молока в год, удои где-то 5300 на одну корову.

- В середине апреля республиканские СМИ сообщили, что на совещании в резиденции президента Удмуртии обсуждалась ситуация с закупочными ценами на рынке молочной продукции и было достигнуто компромиссное решение - заморозить их на уровне 10 рублей. Почему этого не произошло?

- Сохранить цену 10 рублей, наверное, было нереально, потому что большой объем импорта сухого молока и изобилие импортной молочной продукции на прилавках, естественно, сбили цену. Но, считаю, дело-то не в цене, дело в том, что мы не можем произвести молочной продукции для себя столько, сколько ее надо производить. Я говорю о ситуации в целом по России, по Удмуртии положение несколько лучше. Скорее всего, это связано с традиционными приоритетами хозяйствования местного населения. На душу населения хороший показатель получается, даже, наверное, больше, чем медицинские нормы. Но местная переработка ориентирована на вывоз молочной продукции за пределы республики, особенно это касается сыра, масла, сухого молока. Наш ближайший увинский молокозавод приблизительно на 60-70 процентов ориентирован на сухое молоко.

- А на региональном уровне можно как-то сопротивляться глобальным процессам?

- Достаточно сложно, поскольку переработка в Удмуртии монополизирована, у нас три-четыре крупных переработчика, которые в любой момент могут между собой договориться. Я вообще считаю, что при любой цене они свой кусок никому не отдадут.

- Это в сегодняшней ситуации, а что надо изменить, чтобы баланс интересов между производителями и переработчиками соблюдался?

- Государство должно субсидировать сельскохозяйственное производство, без этого не обойтись. Вот, Евросоюз 40 миллиардов направляет на эти цели. У меня агроном ездил недавно в Австрию – там субсидия фермерам составляет 250 евро на 1 гектар земли. Ни на молоко или что-либо еще, а именно на гектар. Солидная цифра получается, но тем не менее и там, когда наши посещали хозяйство австрийского фермера, он им сказал, что завтра они едут на забастовку, и на следующий день по телевидению показали, как они сливали молоко. Там ведь тоже цена на ГСМ взлетела, но при той поддержке, что они получают от властей, им гораздо легче. Мы в прошлом году посчитали, что для более или менее нормального существования соотношение цены между молоком и ГСМ должно быть 1 к 1,5. Сегодня это соотношение достигло как минимум один к трем. В такой ситуации нереально решать более глобальные задачи по увеличению производства, вовлечению заброшенных земель, покупке техники. В 2009 году начнется возврат кредитов, взятых в рамках национальных проектов. Три года сельские товаропроизводители платили только проценты по ним, с будущего года начнется погашение основного долга. Все деньги однозначно уйдут туда. Поэтому вопрос для его разрешения только на региональном уровне сложный, но какие-то шаги можно было бы предпринять. Сейчас собираются выделить субсидию 150 млн рублей на молоко, но это все равно значительно ниже, чем в соседних регионах. В Татарстане, например, если все субсидии сложить, получится не 68 копеек, как в Удмуртии, а не менее 3 рублей.

фото
- Как ваше хозяйство планирует выходить из нынешнего кризиса с ценами?

- Надеюсь, что частично компенсируем потери от продажи молока продажей зерна, потому что цены на зерно взлетели, по картофелю цена по сравнению с прошлым годом в среднем тоже выросла примерно на 80 процентов. Но таких хозяйств, как наше, в районе всего три-четыре, а в северных районах Удмуртии их вообще нет. Не производят там зерно.

- В идее совместных кооперативов производителей и переработчиков, на Ваш взгляд, есть здравый смысл?

- Считаю, что сегодня это нереально и, главное, не нужно. Опыт зарубежных стран тоже показывает, что переработка и производитель там существуют отдельно. У мелких производителей (даже объединенных в кооперативы с переработкой) издержки все равно будут больше, чем у крупных переработчиков. Поэтому придумывать здесь ничего не надо. Наша задача - производить молоко с как можно меньшим количеством издержек.

- Что предпринимают для разрешения ситуации чиновники?

- Нас все время собирают, Министерство сельского хозяйства издает какие-то приказы, до нас каждый месяц доводят задания по молоку. Конечно, все эти распоряжения никакой юридической силы не имеют. То, что производство молока в этом году снизилось по сравнению с прошлым годом, было ожидаемо. Причина в том, что многие проблемы, существующие в сельском хозяйстве, не решались. Нет у нас в республике зерна. Пять лет говорим про миллион тонн, и абсолютно ничего не сделано! А зерно - это концентрированная кормовая база, и никакой травой комбикорм не заменишь. Раньше еще как-то сглаживали ситуацию, субсидии на покупку кормов давали, а когда цена на комбикорм взлетела, покупать его даже с субсидией стало невозможно. Естественно, производство молока остановилось.

- Официально считается, что продолжает расти.

- Ну, где же растет? В этом году однозначно ниже, чем в прошлом. Я посмотрел, какие цифры показываются по личным подсобным хозяйствам. Оказывается, они производят 150 тыс. тонн. Эта цифра абсолютно нереальна.

- Нет таких объемов?

- Нет, потому что, как только начался нацпроект, поголовье в личных подсобных хозяйствах, наоборот, начало падать. Никто не хочет заниматься молоком, с ним одна волокита. С посевными площадями та же история. Согласно отчетам, площади растут, но фактически больше никто не сеет. Посевные площади зерновых в Удмуртии продолжают сокращаться из года в год. Это главы районных администраций, чтобы головы свои сохранить, как только заканчивается посевная, приписывают дополнительные площади, а когда начинается уборка, списывают их на кормовые цели.
То же самое с надоями, четыре тысячи на одну корову республика сегодня не доит. Арифметика здесь простая – на 1 января в отчетах показывают 123-124 тыс. голов коров в общественном производстве, а с 1 февраля эта цифра опускается до 113-114 тыс. голов. Этому может быть два объяснения: либо никаких 123 тыс. голов на самом деле нет и их приписывают, либо, чтобы удержать показатель надоев на одну корову, с 1 февраля на бумаге сокращают поголовье на 10 тыс. голов. Потом к 1 января следующего года опять показывают 123 тысячи.

- А Вы участвовали в акции протеста, устроенной на днях сельхозпроизводителями в Можге?

- Нет, мы не участвовали, хотя поддерживаем. Нам достаточно сложно координировать свои действия, информации нет. Ко мне недавно приезжали телевизионщики с ГТРК «Удмуртия», сказали, что им звонили из Москвы, просили более объективно освещать ситуацию на местах, они сняли у нас проблемные материалы, все без прикрас, обещали, что покажут, но все острые темы в эфир не попали…

По данным РИА «Новости», Федеральная антимонопольная служба по поручению Правительства РФ приступила к проверкам российского молочного рынка, сообщила пресс-служба ведомства. «ФАС приступила к проверкам отдельных хозяйствующих субъектов-производителей молока, в том числе входящих в группы лиц крупнейших производителей - ОАО «Компания Юнимилк» и ОАО «Вимм-Билль-Данн», а также предприятий, занимающих доминирующее положение на региональных рынках. Соответствующее поручение направлено ряду территориальных управлений ФАС», - говорится в сообщении. Премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума правительства поручил ФАС и Минсельхозу принять меры по устранению дисбаланса ценообразования на рынке молочных продуктов, в первую очередь - между цельным молоком и продуктами из сухого молока.
Агентство «АгроФакт»


«Производители молока в Германии требуют, чтобы закупочная цена молока составляла 6,7 кроны за литр. Сейчас эта цена составляет 4,2-5,5 кроны за литр, что не покрывает затраты на производство продукта, не говоря уже об инвестициях в эту отрасль», - говорится в заявлении союза. В акции в Германии участвовало около 80% производителей молока, передаёт Postimees. Акция длилась неделю, в ходе которой молоко вывозилось на поля и спаивалось свиньям. Аналогичная ситуация может повториться в Эстонии. Сейчас закупочные цены на молоко упали на крону и находятся на уровне 1997 года. В то же время расходы на производство молока выросли почти вдвое. «В магазинах же, несмотря на падение закупочных цен, стоимость молока осталась прежней», - отмечается в заявлении. По словам вице-президента союза Яана Сырра, производители молока находятся в критической ситуации, так как большинство из них взяли солидные кредиты на покупку оборудования и техники, которые приходится каждый месяц выплачивать. «Производителю платят за молоко 4,5 кроны, однако в магазинах оно уже стоит 10-12 крон», - отметил Сырра.
Dv.ee

Цены на молоко в российских магазинах до конца этого года могут превысить 80 руб. за литр. С таким прогнозом выступил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» председатель Аграрной партии Владимир Плотников. По его убеждению, такая ситуация складывается из-за сговора монополистов – переработчиков и торговых сетей. Плотников пояснил, что снижение закупочных цен на молоко вынуждает крестьян резать коров. «Не будет коров – не будет и молока», - подчеркивает Плотников. Он считает, что правительство должно принять экстренные меры.
«Новые Известия»

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», принятый Госдумой 23 мая и одобренный Советом Федерации 30 мая. Об этом говорится в сообщении пресс-службы главы государства. Законом установлены требования к упаковке и маркировке молока и продуктов его переработки. Производитель в соответствии с законом обязан указывать достоверную информацию о продукте, его составе, качестве и свойствах. Техническим регламентом вводятся основные понятия: молоко, молочная продукция, молочный продукт, молочный составной продукт, молокосодержащий продукт, вторичное молочное сырье, сырое и цельное молоко, молочный напиток, сгущенное цельное молоко — всего 102 наименования. По новому регламенту молоко, изготовленное с использованием сухого молока, должно будет называться «молочным напитком».