С начала 2008 года удовольствие починить иномарку у официального дилера стало довольно дорогим. Пока от этого не пострадали владельцы страховых полисов. Но уже осенью ситуация может измениться. Екатеринбургские дилеры иностранных автомобилей в 2008 году резко – на 20-50% – подняли цены на ремонт. Особенно сильно повысилась цена нормо-часа на кузовной ремонт и малярные работы. Эти изменения в ближайшем будущем могут привести к росту тарифов на автострахование.

В этом году «Тойота центр Екатеринбург Север» повысила цену нормо-часа на кузовной ремонт до 1770 рублей. По словам руководителя отдела сервисного обслуживания автоцентра Дмитрия Сергеева, в прошлом году цены были 1200 рублей – на ремонтные работы и 1400 рублей – на покраску.

Как сообщил Александр Гуркин, менеджер кузовного участка автоцентра «Субару», в этом году стоимость нормо-часа повысилась с 1400 до 1600 рублей. А в компании «Автоленд» нормо-час для всех иномарок теперь один из самых дорогих в регионе – 1900 рублей. Существенно повысились в «Автоленде» и цены на слесарный ремонт авто. Например, если год назад нормо-час ремонта автомобиля Lend Rover стоил 1500 рублей, то сейчас уже 2000 рублей.

Руководитель цеха кузовного ремонта и покраски «Оками Север» Дмитрий Сапожников сообщил, что с февраля автоцентр повысил цену нормо-часа ремонта до 1700 рублей. Ранее нормо-час стоил 1200 р. «Это реакция на инфляцию, – говорит Дмитрий. – Три года мы сдерживали цены, несмотря на инфляцию и рост цен на материалы. Мы брали все расходы на себя, в результате себестоимость ремонта была очень высокой, последнее время у нас почти не было никакой прибыли».

Представители всех автоцентров говорят, что изменение тарифов вызвано высоким уровнем инфляции, повышением зарплат персонала, цен на расходные материалы и другими факторами. Почти все заявляют, что до повышения цен занимались ремонтом на грани рентабельности. Со стороны это видится несколько иначе.

«Дилеры пользуются своим особым положением на рынке, они же почти монополисты. Да и автомобилей за последнее время продано так много, что число желающих записаться на ремонт при любом повышении цен будет достаточно большим», – говорит Василий Моисеев, начальник отдела урегулирования убытков страховой компании «Белая башня». «Повысили цены именно те дилерские центры, которые занимают монопольное или доминирующее положение на рынке, – заявил генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков. – Я это расцениваю как попытку «выкручивания рук» страховым компаниям».

По неофициальной информации, которую озвучил Александр Меренков, дилерский центр и сервис в Екатеринбурге окупаются за 2-2,5 года. Притом, что на продаже автомобилей быстро не заработаешь, ведь уровень цен на рынке контролируется производителем. Значит, автоцентры достигают быстрой окупаемости другими путями.

«У дилера есть три основных варианта получить быструю прибыль, – рассуждает Александр Владимирович. – Во-первых, они повышают цены на запчасти. Во-вторых, ставят на ремонтируемые автомобили запчасти, которые уже были в использовании. За все время работы с дилерами нам так и не удалось наладить процесс возврата запчастей, которые якобы были заменены. Когда немножко помятый капот от «лендкрузера» исчезает в неизвестном направлении, я могу сделать вывод, что он будет починен и поставлен в качестве новой запчасти. А третий способ быстрого заработка для дилера – накрутить стоимость нормо-часа, что и произошло в этом году».

Стоит подчеркнуть, что повышением цен дилеры частично решают собственную проблему больших очередей на ремонт. При увеличившейся разнице между ценами нормо-часа ремонта в дилерском и независимом сервисе некоторые нетерпеливые клиенты могут выйти из очереди и уйти чиниться «налево». За такие эксперименты потребитель рискует быть снятым с гарантийного обслуживания. Но дилеру эти проблемы жизнь не усложняют.

Есть еще один фактор, играющий на руку дилерам и заставляющий грустить автостраховщиков. При сегодняшнем уровне цен дилерским сервисам стало выгодно отдавать ремонт автомобилей на довольно сомнительный «аутсорсинг». Получая оплату от страховой компании, дилер может починить автомобиль в «левом» сервисе и остаток денег положить в карман. Многие страховщики говорят, что в Екатеринбурге так и делают и подобные случаи – не редкость. Дилеры и независимые ремонтники эту информацию, само собой, не подтверждают. Но при сегодняшней разнице цен на рынке и огромных очередях у дилеров подобное решение проблемы представляется вполне логичным, хоть и не вполне законным.
Страховки подорожают

Представители страховых компаний говорят, что пока серьезных последствий роста расценок дилеров не видят, но во второй половине года убытки будут подсчитаны. Результатом может стать повышение тарифов обслуживания по КАСКО.

«Напрашивается рост тарифов по КАСКО. В тарифах, конечно, заложена некая вилка, позволяющая работать без убытков. Стоимость нормо-часа для физического лица и для владельца страховки – разная, страховым компаниям дилеры предоставляют скидки. Но тенденция к повышению цен у дилеров будет сохраняться, ничего хорошего не будет», – говорит Василий Моисеев (СК «Белая башня»).

Владимир Хвалько, исполнительный директор страховой компании «УРАЛРОС» также не исключает возможность повышения тарифов для тех, кто обслуживается по КАСКО в дилерских центрах, уже в этом году.

По оценкам специалистов страховой компании «Урал-АИЛ», в первую очередь повышение тарифов по КАСКО коснется владельцев иномарок возрастом 1-3 года, при расчете стоимости которых не учитывается износ деталей. Сегодня в «Урал-АИЛ» пока не повышают тарифы по страхованию, но говорят, что через пару кварталов пересмотр тарифов вполне возможен.

Александр Меренков (СК «Северная казна») сложившейся ситуацией на рынке крайне недоволен и прогнозирует повышение тарифов по КАСКО уже в текущем квартале.

«Большая часть дилеров произвела увеличение в одностороннем порядке, несмотря на существующие договоры, – говорит Александр Владимирович. – Когда мы спрашиваем о причинах такого повышения и просим показать себестоимость нормо-часа, нам говорят, что это коммерческая тайна. Значит, прибыль у них такая, что ее просто нельзя показывать. О наших прибылях никто не беспокоится. Между тем, если ранее в автосервисы, например, ОКАМИ мы отдавали 70% средств, полученных от страхователей, то после повышения стоимости нормо-часа на 40% наша работа становится убыточной.

Долго так работать мы не можем, поэтому в ближайшее время для клиентов, которые хотят обслуживать у дилеров, тарифы по КАСКО будут повышены. В зависимости от марки и сервиса, страховки подорожают на 5 – 40 процентов. Повышение может произойти уже в мае».

Страховщики прогнозируют, что в дальнейшем повышение тарифов коснется не только тех, кто ремонтируется у дилеров. Потому что медленно, но верно, будет расти цена и на услуги частных автосервисов.

Пока не все независимые сервисы спешат повысить расценки. Например, в автосервисе «Манхэттен» нормо-час кузовного ремонта стоит 650 рублей, и повышение не планируется. Но в целом по городу средняя цена в этом году все-таки поднялась. «Если раньше были цены 650-700 рублей, то сейчас 800 рублей, – говорит Василий Моисеев (СК «Белая башня»). – Это естественная ситуация. Когда дилер резко поднимает цены, увеличивается число клиентов обычных сервисов. И сервисы повышают свои цены». По оценке специалистов компании «Урал-АИЛ», средняя цена у частников поднялась еще выше – до 900-1000 рублей.

Увеличение цен по городу должно спровоцировать и увеличение средней рыночной стоимости ремонта, которой при страховом случае руководствуются независимые автоэксперты. Это значит, что расходы страховщиков станут больше не только по линии сотрудничества с дилерами, а по всем фронтам. Что, впрочем, станет ощутимо не в самое ближайшее время. И, возможно, тарифы по КАСКО для тех, кто предпочитает ремонтироваться у частников, в этом году не повысятся или повысятся не сильно.

«Любое повышение цен уже очень грустно и нежелательно, тем более не подкрепленное более высоким качеством», – заявил JustMedia Алексей Конев, председатель Совета Екатеринбургской городской общественной организации «Помощник потребителей».

По словам Алексея Васильевича, главная проблема в том, что в городе просто не хватает сервисных мощностей. Во-первых, дилерские сервисы не стравляются с количеством желающих встать на ремонт. Во-вторых, Екатеринбург остро нуждается в новых независимых, но сертифицированных автосервисах, которые на законных основаниях могут осуществлять любые виды ремонта, в том числе – кузовного.

«И бизнесу, и власти сегодня нужно подумать над тем, чтобы резко увеличить количество автосервисов и повысить качество их работы. Тогда и очереди станут меньше, и цены стабилизируются», – уверен Алексей Конев.

По оценке ведущего специалиста торгового отдела комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Галины Костаревой, повышение цены на ремонт в дилерских центрах вполне соответствует уровню инфляции и ситуации с ценами на расходные материалы. Но одной из предпосылок этого повышения действительно стала нехватка качественных автосервисных предприятий.

Как ранее отметила председатель комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елена Чернышева, темпы развития автосервисов в городе не соответствуют темпам автомобилизации населения (в начале года в Екатеринбурге было 402 тысячи автомобилей, к концу года будет около 470 тысяч). Определенные усилия для решения проблемы прикладываются. В 2008 году в Екатеринбурге планируют построить 13 автосервисов, еще 14 автосервисов будет реконструировано.

Возможно, уже через пару лет автолюбителю не придется выбирать между дорогим обслуживанием у дилера и дешевыми, но сомнительными услугами частника. Когда на рынке будет представлено достаточное количество конкурентов дилерских сервисов, скачки цен, подобные сегодняшним, вряд ли будут возможны. И обслуживание по КАСКО станет более комфортным.

Но в этом году владельцам новых иномарок все-таки придется готовиться к повышению страховых тарифов.

25 апреля 2008 11:35 | JustMedia