В субботу, 19 апреля, в Ижевске прошла «спецоперация» - сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью (возможно, вкупе с другими правоохранительными подразделениями) провели задержание большой группы молодежи, пришедшей на заранее объявленный концерт ижевских и кировских групп. Инцидент произошел около пяти часов вечера, хватали всех кучковавшихся у входа в клуб «Авиатор» (рядом с Восточно-Европейским университетом по ул. Кирова).

Как рассказали корреспонденту «Д» очевидцы происшествия, сотрудники правоохранительных органов в два приема произвели задержание примерно 12-13 человек, среди которых двое-трое оказались музыкантами (ижевскими и гостями из Кирова), остальные – просто из потенциальных зрителей. Группа захвата была экипирована в камуфляжную форму, часть в черных масках, часть - в касках с пластиковым «забралом», без надписей о принадлежности к тому или иному подразделению.

У всех задержанных сразу отобрали мобильные телефоны. Их рассадили по служебным машинам (тех, кому не хватило места, отправили следом на остановленных тут же такси). По утверждению видевших, как проходил захват, задерживали людей и непосредственно в помещении клуба – там в ход даже пошли дубинки, одного человека пнули так, что он отлетел в сторону. Когда по звонку я подъехала на место события, в моём присутствии у группы молодежи из числа публики, состоявшей примерно из 8-10 человек, также отняли мобильные телефоны и провели проверку документов. Занимались этим сотрудники, находившиеся в служебной «буханке» светло-серого цвета.

Администрация клуба «Авиатор» и организаторы гастролей кировских групп от общения с журналистом по поводу происшествия уклонились. Ребята у «буханки» (по виду крутые «панки» - с ирокезами и пирсингом) «претензий» к милиции «не имели», а сотрудники милиции отрицали тот факт, что кто-то был здесь задержан и транспортирован в неизвестном направлении. Однако, когда я в сопровождении нескольких «добровольцев» пришла в здание Прокуратуры Удмуртии, чтобы написать жалобу по факту несанкционированного задержания у меня на глазах группы граждан, дежурный прокурор Следственного комитета Аверьянов в нашем присутствии сделал несколько звонков, в том числе в УБОП (который мы назвали как место вероятной отправки задержанных). Вскоре прокурору Аверьянову перезвонили из УБОПа и сообщили, что, действительно, у клуба «Авиатор» были задержаны несколько человек «для установления личности» и что на данный момент (18:45) еще не истекли установленные законом три часа, в течение которых их можно удерживать. Нас заверили, что после «установления личностей» всех отпустят. Что вскоре и произошло.

Такие же «акции устрашения», как можно судить по общероссийской хронике, произошли ранее еще в нескольких крупных городах страны. И везде «светились» органы, уполномоченные государством на борьбу с экстремизмом и терроризмом. Судя по пришедшейся на прошлое воскресенье знаковой для неонацистов дате - 20 апреля (день рождения Гитлера), целью «мероприятий», проведенных правоохранительными органами, могла быть «профилактика» выступлений как «левой» (антифа), так и «правой» («наци») радикальной молодежи. В субботу, 19 апреля, в «Авиаторе» как раз должны были выступать группы, идейно относящие себя к антифашистам.

Как сообщили корреспонденту «Д» источники в среде молодежи, относящей себя к «антифа», музыкантам-антифашистам «очень не советовали» ехать из Ижевска в Уфу, где в воскресенье они так же должны были выступать. В Ижевске же по изложенным выше причинам концерт был сорван. Хотя громкие выкрики солиста – «АСАВ!» очень отчетливо доносились из клуба. Эта аббревиатура «в переводе» с молодежного сленга означает «All cops are bastardes» («Все копы ублюдки»). В последнее время эти четыре буквы всё чаще можно увидеть среди граффити, которыми исписаны стены ижевских домов. Похоже, импортированный с запада штамп находит все больше сторонников и в российской глубинке.