Денис Квасов, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Волга», «Эксперт Казахстан»

АвтоВАЗ планирует нарастить мощности по сборке путем приобретения уже действующей площадки, но не хочет переплачивать за нее. Тольяттинский автогигант сейчас рассматривает варианты покупки сразу двух автосборочных предприятий – «Иж-авто», которое входит в состав самарской группы СОК, и калининградского «Автотора».

Фото: udmurt.ru

Информация о возможной покупке АвтоВАЗом завода «Иж-авто», входящего в самарскую группу СОК, появилась в начале текущего года. Основной бенефициар СОКа Юрий Качмазов тогда предложил руководству тольяттинского автогиганта купить завод в Удмуртии, по некоторой информации, оценив его в 500 млн долларов [1]. Однако ответа со стороны вазовского топ-менеджмента тогда не последовало. Сейчас интрига выходит на новый уровень – на прошлой неделе президент АвтоВАЗа Борис Алешин заявил, что автогигант рассматривает возможность приобретения калининградского завода «Автотор», причем, по его словам, возможной покупке «Иж-авто» это не помешает. Таким образом, речь может идти о приобретении АвтоВАЗом сразу двух автосборочных предприятий в России. Чуть ранее Калининград посетили делегация Renault и вице-президент АвтоВАЗа Максим Нагайцев.

Представители тольяттинского завода не комментируют подробности переговоров по приобретению «Автотора». По сути, даже официального предложения о его покупке сделано еще не было. Скорее всего, интрига с калининградским заводом преследует ту же цель, что и загадочное молчание в ответ на оферту СОКа, – АвтоВАЗу нужны козыри в переговорах с самарской группой, способные максимально удешевить сделку по «Иж-авто».

«Автотор» сегодня находится в не самом хорошем положении. Завод в российском анклаве ведет «отверточную» сборку нескольких моделей – BMW 3 и 5 серий, Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Tahoe, Hummer H2, Cadillac CTS, SRX, STS, Escalade, Chevrolet Aveo, Lacetti, Epica и Rezzo, а также моделей Kia. Отдельной строкой до недавнего времени стояло сотрудничество «Автотора» с китайским производителем Chery (в прошлом году на его мощностях было собрано около 40 тыс. автомобилей этой марки), предусматривалось строительство нового завода с выходом на сборку до 250 тыс. машин в год. Однако в конце прошлой недели руководство калининградского завода объявило решение прекратить выпуск Chery и вообще свернуть этот проект. Официально свою позицию «Автотор» объяснил так: укрепление рубля сделало сборку Chery нерентабельной. Однако, скорее всего, здесь есть и другие причины, возможно, более весомые.

Известно, что сотрудничество с китайскими автопроизводителями в правительстве России рассматривают с некой брезгливой миной – достаточно вспомнить многократные безуспешные попытки Great Wall открыть производство в нашей стране. К тому же развитию проекта Chery на «Автоторе» активно препятствовал АвтоВАЗ, продукции которого дешевые китайские автомобили составляют сильную конкуренцию. На том же поле, кстати, играла и группа СОК. Связанные с ней политические силы неоднократно пытались надавить на калининградское предприятие, обвиняя его в недобросовестной конкуренции («Автотор» пользуется льготами калининградской особой зоны). В результате этих более чем двухгодичных войн правительство сегодня всерьез рассматривает возможность законодательного ограничения количества собираемых по льготному режиму в Калининграде машин на уровне 10−25 тыс. в год. По мнению экспертов, это может привести к сворачиванию нескольких проектов по выпуску бюджетных моделей, и «закат» Chery может быть просто первой ласточкой в этом процессе. В дальнейшем возможно даже прекращение сборки Kia. Последнее, вероятно, и было целью СОКа, не желающего делить перспективного партнера с другими игроками на российском рынке (корейские модели Spectra, Rio и Sorento выпускаются на «Иж-авто»).

Однако сейчас атака СОКа на «Автотор» может обернуться против самой самарской группы. Проблемы калининградского предприятия могут вынудить его владельцев продать актив, и это, в свою очередь, может помешать планам самарской группы по реализации «Иж-авто» по выгодной цене. Ведь в переговорах по ижевскому заводу АвтоВАЗ теперь находится в выгодной позиции – у него есть выбор, которым наверняка воспользуются тольяттинские топ-менеджеры.

Неудивительно, что заместитель директора аналитического агентства «Автостат» (Тольятти) Сергей Удалов считает, что АвтоВАЗ нарочно выдерживает паузу в переговорах с СОКом. Ведь это время можно использовать для окончательного формирования модельной стратегии, а также выиграть большую «экономико-политическую игру», ведущуюся против группы СОК с момента прихода менеджеров из ФГУП «Рособоронэкспорт» к управлению ВАЗом.

Напомним, в 2006 году бывшие генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский и председатель совета директоров Владимир Артяков (ныне – губернатор Самарской области) объявили настоящую войну ставленникам самарской группы, получившим ряд ключевых постов в структурах тольяттинского автогиганта, контролировавших сбыт продукции и поставки материалов и комплектующих на завод. По некоторым данным, после кадровой чистки свои кресла оставили до нескольких сотен менеджеров среднего и высшего звена, многие из которых считались «людьми СОКа». Следующим этапом выдавливания самарской группы из автомобильного бизнеса стало сворачивание автосборочных проектов. Летом 2006 года была законсервирована сызранская «Рос-Лада», имевшая ценность только в «сцепке» с АвтоВАЗом, чуть позже появились первые слухи о готовящейся продаже «Иж-авто». Стало очевидно, что самостоятельная игра в автосборочном бизнесе СОКу уже не по плечу. Дальше – больше. Придя к управлению АвтоВАЗом, менеджеры из «Рособоронэкспорта» не только поставили под свой контроль сбыт автомобилей, но и начали закручивать гайки в отношениях с поставщиками, многие из которых контролировались самарской группой. Первым результатом стала продажа крупнейшего поставщика пластиковых запчастей на ВАЗ – сызранского завода «Пластик» группе компаний «Криста». Сейчас часть предприятий, находившихся в управлении СОКа, перешли под контроль холдинга «Оборонпром», входящего в госкорпорацию «Ростехнологии», еще часть активов продана или готовится к продаже. «Складывается ощущение, что на СОК идет массированное давление, воспользоваться которым и хочет АвтоВАЗ», – считает заместитель директора самарского научно-исследовательского центра «Мир» Михаил Васильев.

По его мнению, ижевская площадка гораздо привлекательнее для тольяттинского автогиганта, чем «Автотор». Столица Удмуртии территориально ближе к Тольятти, там мощнее производственная база, есть опыт сборки вазовских автомобилей, а проектная мощность рассчитана на 350 тыс. автомобилей в год. Поэтому, считает Васильев, в данном случае калининградский завод может быть лишь дополнительным козырем, нужным только для того, чтобы сбить цену на «Иж-авто». По мнению Сергея Удалова из «Автостата», в этой ситуации СОК может пойти на некоторые уступки, хотя самарская группа и не стремится отдать «Иж-авто» именно АвтоВАЗу. По информации Удалова, самарцы активно ведут переговоры и с другими потенциальными покупателями, другой вопрос, что наиболее вероятный и заинтересованный из них – все-таки тольяттинский автозавод.

Тем не менее, несмотря на выжидательную позицию, АвтоВАЗ нуждается в дополнительных сборочных мощностях. Ему нужно куда-то выносить сборку «классики», производство которой новый акционер предприятия Renault хочет сохранить как минимум еще на три-пять лет. Да и заявленные планы по увеличению выпуска автомобилей Lada к 2014 году до 1,5 млн штук в год требуют не только дополнительных силовых агрегатов и трансмиссий (которые предоставит французский партнер), но и добавочных мощностей по сварке, сборке и окраске. Полный комплекс, причем с современным оборудованием, может предоставить «Иж-авто».

Таким образом, продажа ижевского завода АвтоВАЗу, скорее всего, произойдет. Вопрос лишь в том, на какую сумму может рассчитывать группа СОК. Торг начался еще в 2006 году с суммы 250−300 млн долларов. Зимой 2008−го она выросла до 500 млн долларов, а некоторые наблюдатели называли и вдвое большую сумму. Однако АвтоВАЗ явно не намерен раскошеливаться и будет пытаться снизить стоимость «Иж-авто» всеми доступными способами. Окончательная сумма сделки экспертами не называется – слишком много в ней будет «нерыночных» факторов. По нашему мнению, дисконт в зависимости от развития ситуации вокруг СОКа может составить от 15% до 50%.

Ссылки

 

Источник http://www.expert.ru/articles/2008/04/04/vazsok/