Есть ли риски инвестирования средств Стабфонда в зарубежные ценные бумаги? Особенно с учетом мирового ипотечного кризиса и ухудшения экономической конъюнктуры в США? В Минфине утверждают, что инвестирование средств Стабфонда будет осуществляться только в надежные долговые обязательства иностранных государств и государственных агентств. При этом Минфин будет стремиться получить прибыль от этих инвестиций для государственного бюджета и постоянно отслеживать ситуацию на рынке ценных бумаг.

Ранее Минфин определил перечень возможных 15 иностранных госагентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства национальных фондов. Бумаги выбранных государственных агентств являются достаточно надежными и относятся к резервным активам, которые используются широким кругом институциональных инвесторов, прежде всего центральными банками - не только Банком России, но и подавляющим большинством центральных банков во всем мире. К числу выбранных относятся агентства Федеральной национальной ипотечной ассоциации (Federal National Mortgage Association, Fannie Mae) и Федеральной корпорации по ипотечному кредитованию жилищного строительства (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac).

«Это эмитенты, выпускающие обеспеченные государственной гарантией. Фактически это получается, что их бумаги - это как госбумаги. Так что ничего удивительного», - полагает замминистра финансов РФ Дмитрий Панкин. В свою очередь, по мнению заместителя директора департамента международных финотношений, госдолга и госфинактивов Минфина Петра Казакевича, по своему кредитному риску долговые обязательства ипотечных госагентств сопоставимы с суверенными долговыми обязательствами: и те, и другие имеют наивысший рейтинг кредитоспособности – «ААА». Замглавы департамента пояснил: «это как у нас, например, государство формально не отвечает по обязательствам «Газпрома». «Но, тем не менее, эти агентства подотчетны правительствам, имеют в органах управления представителей государства и выполняют в принципе государственные задачи, поэтому они могут быть фактически приравниваться к государственным компаниям», - подчеркнул он. Но, продолжил Петр Казакевич, в отличие от госбумаг бумаги госагентств «позволяют больше заработать, получить несколько большую доходность».

«Мы ежедневно мониторим ситуацию, если бумага перестает соответствовать требованиям, она оперативно исключается. У нас были такие случаи в прошлом году», - сообщили в Минфине. В Минфине подчеркнули также, что стоимость долговых обязательств, в которые вкладываются нацфонды РФ, с момента размещения увеличилась. «По ним мы получаем доход, а не убыток. Безусловно, на краткосрочном горизонте были колебания, мы не отрицаем, по отдельным бумагам. Сейчас по этим бумагам мы минус отыграли», - заявляют в министерстве.

В Минфине напоминают, что инвестиции фонда нацблагосостояния ставят перед собой цель получение дохода в долгосрочной перспективе. А также призывают вспомнить, что от заинтересованных ведомств и частного сектора часто звучат предложения как можно скорее начать инвестировать средства фондов в акции компаний. Ряд российских финансовых экспертов также не склонны драматизировать ситуацию с краткосрочными колебаниями курсовой стоимости бумаг, защищенных к тому же правительственными гарантиями.

Собственно говоря, надо начинать привыкать к краткосрочным колебаниям доходности, если мы собираемся говорить об инвестициях в акции. Колебания по акциям могут быть существенно более ощутимы. Чудес не бывает: дополнительный доход без дополнительного риска не существует, но в данном случае риск оправдан и абсолютно приемлем, считают в Минфине.

Материал предоставлен в рамках информационно-разъяснительной программы Министерства финансов РФ по развитию финансовой грамотности.