В начале марта в СМИ был обнародован рейтинг межрегионального центра «За безопасность российских дорог». Согласно данному исследованию, состояние дорог в Ижевске позволяет столице Удмуртии занимать место в середине списка по аварийности на дорогах. Однако мнение многих автолюбителей относительно безопасности движения несколько отличается от мнения исследователей.

«Анти-дыр» против дыр

фото Первая акция против дыр и колдобин на дорогах Ижевска состоялась 29 марта прошлого года. Автомобилисты города решили наконец-то обратить внимание наших властей на то, что до сих пор гордо именуется дорогами. Вместо запланированных 30-40 автомобилей на акцию выехало порядка двухсот машин. Маршрут движения, согласованный с администрацией города, был разработан заранее и включал в себя наиболее разбитые улицы: Пушкинская, Холмогорова, Удмуртская, Буммашевская, Дзержинского, 9-е Января, 10 лет Октября, Удмуртская, Советская, Коммунаров. Закончился «Анти-дыр» под окнами президентского дворца. Акция получила достаточно широкий резонанс в СМИ. Сами участники остались довольны организацией мероприятия, даже несмотря на то, что сотрудники ГИБДД пытались активно тормозить участников автодемонстрации.

Все будет хорошо

Приблизительно такую мысль пытались донести до недовольных состоянием дорог чиновники из администрации Ижевска. После показательной акции на колдобинах города дорожники, конечно, признали не совсем удовлетворительное состояние асфальтового покрытия, но, как в сельском хозяйстве, сослались на плохие погодные условия. Весной прошлого года обилие ям на дорогах столицы республики объяснили необычайно теплой зимой и частыми оттепелями, по вине которых дороги после осеннего ямочного ремонта очень быстро пришли в негодность. Попытки поправить положение и залатать дыры в асфальте в начале весны 2007 года не увенчались успехом. Недовольных успокоили обещанием начать ремонт, как только установится стабильная температура, не ниже +10 градусов. Заместитель главы администрации города Сергей Протозанов отметил, что сам лично, как автомобилист, полностью поддерживает ижевчан и крайне возмущен состоянием дорог. Однако присоединяться к колонне не стал, заявив, что у него, как у чиновника, несколько иные инструменты, с помощью которых он может повлиять на состояние дорог.
Еще через пару недель региональные СМИ оптимистично сообщили о том, что в Москве прошло совещание по вопросу состояния транспортной инфраструктуры столичных городов ПФО. В работе совещания принял участие глава муниципального образования «город Ижевск» Виктор Балакин. По итогам прошлогоднего совещания из федерального бюджета на дорожное строительство и реконструкцию Ижевску пообещали выделить (и выделили) более 500 млн рублей. Отдельно выделялись деньги на реконструкцию и строительство мостов и объездных магистралей, до полного завершения работ.

фото
До новых дыр

Прошел почти год с первой показательной акции «Налог – есть, дорог – нет». Новая весна подарила Ижевску новые дыры. На автофоруме города вновь обсуждают необходимость проведения очередной акции. Самые мягкие эпитеты в адрес дорог - «стиральная доска» и «слалом». Асфальт именуется пластилином, который тает вместе со снегом. Практически все участники форума отмечают парадоксальный факт: «заплаточный» ремонт дал неожиданные результаты, дыры не только появились на прежнем месте - после «заплаток» они увеличились в диаметре. Отдельную головную боль всем участникам дорожного движения приносят выпирающие на полотне дороги колодцы.
Озадачивает отсутствие изменений состояния дорог, несмотря на то, что в 2007 году на ремонт и благоустройство дорог было выделено 500 млн рублей, из которых уже освоено порядка 260 миллионов. Как отмечают водители, подход к ремонту дорог у нас достаточно специфический, латать дыры начинают в самые неблагоприятные времена года – то ранней весной, то под первый снег. Что касается технологии ремонта, то, по словам многочисленных очевидцев, асфальт кладут как придется - в лужу, так в лужу. Именно поэтому «заплатки», вместо того, чтобы хоть как-то поддерживать дорогу в приемлемом состоянии, еще больше разрушают покрытие. «Плохие дороги стали обыденностью, а плохая работа дорожников - правилом. Если они никогда до этого не делали свою работу вовремя, качественно и в полном объеме, с чего нам ждать чего-то другого в этом году», - делают вывод на автофоруме. Однако считают, что акцию провести все равно необходимо, чтобы заставить городские службы хоть как-то пошевелиться. Участники предыдущей акции еще не забыли, как спешно в преддверии акции ремонтировали разбитый асфальт по маршруту движения колонны «Анти-дыр».

Окружным путем

Пообщаться с кем-либо из Администрации г. Ижевска или представителями «Управтодора» не удалось. В администрации города уже давно перешли на опосредованное общение со СМИ – по согласованному запросу – согласованный ответ, и никак иначе. В приемной «Автодора» секретарь сообщила, что никакого отношения к городским дорогам организация не имеет. Попытка попросить о комментарии кого-либо из специалистов в качестве эксперта вызвала риторический вопрос, «не страдает ли корреспондент «Д» глухотой». «Мы не имеем никакого отношения к этим дорогам», - отчеканила секретарь в приемной. Между тем высказывания директора МУП «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление» (ДРЭУ) Вячеслава Григолия в гостиной газеты «Известия УР» (номер за май 2007 года) свидетельствуют об обратном. На вопрос корреспондента «ИУР» о состоянии дорог в городе и республике директор МУП «ДРЭУ» ответил следующее: «То, что наши дороги находятся в ужасном состоянии, – очевидный факт. И только на сложную зиму все списывать не стоит. Существуют и другие причины. Если раньше средства на ремонт дорог закладывались в бюджет отдельной строкой, то теперь они распределяются через «Автодор». А при такой схеме, после многочисленных согласований, средства начинают осваиваться только в конце лета. Поэтому до сентября мы не видим результата ремонта, по мало-мальски приличным дорогам можем ездить буквально пару месяцев. А потом зима и «весенние» дороги до следующей осени. Но ведь бюджет мы принимаем в декабре. Если освоение средств начинать сразу после схода снега, то уже на майские праздники граждане открывали бы дачный сезон, радуясь отремонтированным дорогам. А вторая причина – устаревшие технологии ремонта и реконструкции. Отсюда и качество, которое в XXI веке просто неприемлемо».

фото
Менять подход к дорогам

Дороги – глобальная проблема для всей страны, отмечает профессор кафедры геотехники и строительных материалов
ИжГТУ Людмила Юдина. В целом, проблему катастрофического состояния дорог в республике можно объяснить несколькими основными факторами. Во-первых, 80 процентов российских грунтов склонны к пучинным образованиям. Для решения этой проблемы необходимо полностью менять грунт, как и поступают за границей, используя песчаные породы в качестве грунтовой основы для дорог. Во-вторых, высокий уровень грунтовых вод, воду необходимо полностью сводить на нет. И в-третьих, нарушение технологической дисциплины при подготовке основы для дороги. Одной из причин быстрого износа дорожного полотна является отсутствие ухода за дорогой. Оказывается, дороги надо чаще мести и мыть, так как пыль создает предпосылки для ее разрушения. Определить, какая из причин является доминирующей в проблемах ижевских дорог, по мнению Людмилы Юдиной, может только экспертиза. Однако, как отметила профессор, до тех пор, пока к решению вопроса не подойдут комплексно и основательно, деньги так и будут уходить в тот самый песок, на котором, согласно технологии, и надо устраивать дороги.

Ежедневно в Удмуртии, по данным отдела пропаганды ГИБДД МВД УР, в будние дни происходит 60-70 ДТП и порядка 100 ДТП в праздники. Каждый день только в один автосервис «Лео Смарт» в Ижевске обращаются 1-2 клиента с повреждениями балки автомобиля в дорожных ямах. Ремонт серьезной поломки в среднем тянет на 10-30 тыс. рублей (в зависимости от марки автомобиля), не считая многочисленных повреждений подвески, мятых дисков, пробитых колес.