В августе прошлого года было возбуждено и спустя время приостановлено уголовное дело по факту хищения денежных средств ДОАО НПВТ «Ижмаш» и ОАО «Ижмаш» в период 2003-2004 годов. Об этом стало известно из писем Прокуратуры УР, полученных Координационным Советом гражданских действий Удмуртии в ответ на обращения в адрес Президента России и Генерального прокурора РФ, принятых во время осенних акций протеста в Ижевске.

 

Как следует из письма Прокуратуры УР, «проверка доводов о реализации непроизводственных активов ОАО «Ижмаш» проводилась в рамках расследования уголовного дела № 52338, возбужденного СО 4 ОВД при Втором УВД МВД России 20 августа 2007 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ…». «В настоящее время предварительное расследование по делу приостановлено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ – в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого», – сообщил активистам Координационного Совета гражданских действий начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры УР Василий Вечтомов. Этот аргумент «с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» напоминает известный анекдот про советского разведчика Штирлица, которого, по мнению другого персонажа анекдота - Мюллера не имело смысла арестовывать, потому что тот все равно «отмажется».

В начале августа прошлого года в столице Удмуртии широко отмечали 200-летие Ижевского оружия и приуроченное к этой дате освящение Свято-Михайловского собора. В связи торжествами в Ижевске 4-5 августа 2007 года находились скончавшийся на прошлой неделе Патриарх Алексий II, полпред Президента РФ в ПФО Александр Коновалов и много других гостей по линии военных ведомств, правоохранительных органов и духовенства. Наблюдавшим из-за оцепления милиции было хорошо видно, как пришлось в эти дни «покрутиться» одному из «хозяев» праздника – генеральному директору ОАО «Ижевский машзавод» Владимиру Гродецкому. Во время проведения религиозных таинств в храмах г-н Гродецкий успел развить бурную деятельность за их стенами, успев о чем-то оживленно поговорить, наверное, со всеми, кому по должности положено следить за соблюдением законности и печься о сохранении государственной казны. Теперь можно предположить, чем могло быть вызвано это оживление, – через пятнадцать дней после праздника СО 4 ОВД при Втором УВД МВД России возбудило уголовное дело по факту хищения на предприятиях, подведомственных Владимиру Гродецкому. Возбудило, но, как теперь выясняется, только для того, чтобы потом приостановить…

Из письма Прокуратуры УР в адрес граждан, добивающихся отставки и привлечения к ответственности «за развал завода» руководителя группы предприятий «Ижевский машзавод», стало известно, что сотрудники милиции успели отказать в возбуждении еще по одному уголовному делу – по фактам распродажи основных фондов ОАО «Ижмаш».

«Проверка доводов о незаконной распродаже основных фондов ОАО «Ижмаш», в том числе санатория-профилактория, проводилась сотрудниками ОРЧ КМ по БЭП МВД по УР, – пишет старший советник юстиции Василий Вечтомов, – по результатам проверки в возбуждении уголовного дела отказано». Изучив обстоятельства этой «проверки», Прокуратура УР установила, что «данное решение принято необоснованно, проверка проведена не в полном объеме». «В настоящее время, - пишет прокурор, - решение об отказе в возбуждении уголовного дела прокуратурой отменено, материалы направлены для проведения дополнительной проверки…» Впрочем, направлены они фактически тем же людям – в ОРЧ КМ по БЭП МВД по УР. Куратор этой службы - заместитель министра внутренних дел Удмуртии Игорь Сухоруков - в те юбилейные августовские дни «крутился» там же, где и Владимир Гродецкий, - вокруг храмов и приезжего начальства.

«Кроме того, - отвечает на резолюции митингов Прокуратура УР, - прокурорам Ленинского и Устиновского районов (Прим. - г. Ижевска) дано поручение об организации проверок доводов о приватизации ОАО «Ижмаш-Авто» и ДОАО «Деревообрабатывающий завод «Ижмаш» с нарушением закона». «О результатах этих проверок, - пишет прокуратура, - вам будет сообщено прокурорами районов».

Судя по общей тональности ответов Прокуратуры УР, правоохранительные органы не склонны искать криминальные причины в нынешнем состоянии бывшего флагмана военно-промышленного комплекса республики. «…На предприятиях группы «Ижмаш» снижение размера чистых активов произошло по причинам убыточности производства продукции», - утверждает начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Василий Вечтомов. «По этим же причинам возникла задолженность в бюджет по налогам у ДОАО «Ижмаш-Мото», ОАО «ЖКУ-13», ДОАО «Ижмашавтотранс», что привело к инициированию налоговыми органами процедур банкротства указанных предприятий. Признаков преднамеренного банкротства предприятий проверкой не выявлено, – настаивает на отсутствии злого умысла ответственный работник прокуратуры и продолжает перечислять список «жертв». - В настоящее время процедура банкротства введена на ОАО «Ижевские мотоциклы» и ДОАО «НПЦВТ «Ижмаш», производство по исковому заявлению о банкротстве ОАО «Ижмашстанко» приостановлено».

Среди бывших работников и ветеранов «Ижмаша» на этот счет имеется куда более жесткое мнение. «Для того чтобы легче было грабить, завод начали дробить на различные дочерние предприятия, их возглавили люди, которые не имели никакого отношения к «Ижмашу». На сегодняшний день исчезли из состава «Ижмаша»: профилакторий, металлургический комплекс, мотопроизводство, мощный транспортный цех и родной лесозавод, откуда я начал свою трудовую жизнь», - пишет в редакцию ветеран с 50-летним стажем Александр Галиевич Шайхелгалиев. «На богатство «Ижмаша», как коршуны, налетели отпрыски и приближенные Гродецкого и ему подобные», - не может сдержать эмоций этот почетный ветеран «Ижмаша» и Российской Федерации.

На днях на форуме сайта газеты «День» появилась безымянная справка, в которой перечислялись несколько схем, по которым шло очевидное расхищение активов бывшего ОАО «Ижмаш», а на другом Интернет-ресурсе - сайте «Народный трибунал», в разделе «Досье» (страница Гродецкий) - было выложено несколько десятков копий документов в подтверждение утверждений авторов справки. Приведенные в Интернете схемы не новые, о большинстве из них «Д» уже приходилось писать в предыдущие годы, но реакция правоохранительных органов тогда была одна – у главного редактора газеты пытались допытаться об источниках получения информации. Получается, что расхищать активы оборонного предприятия, выводя их в оффшоры, можно, а нарушать «режим секретности», разоблачая эти аферы, – почти преступление.

Не обошлось без бюрократического «юмора» и в последних ответах Прокуратуры Удмуртии. «Разъясняю, - сообщает участникам акций протеста старший советник юстиции Василий Вечтомов, - что рассмотрение вопросов возрождения предприятия «Ижмаш», модернизации производства предприятий группы «Ижмаш» на современной технологической основе, инициирования увольнения Гродецкого В.П. с должности генерального директора ОАО «Ижевский машзавод» в компетенцию органов прокуратуры не входит».

Хочется ответить прокурору Вечтомову тоже с юмором: есть такой анекдот про то, как муж с женой смотрели по телевизору фигурное катание и муж все время вставлял насчет фигуристок: «вот с ней бы я исполнил произвольную программу»! Так продолжалось до тех пор, пока жена не предложила ему «исполнить обязательную». Собственно, и от прокуратуры и других правоохранительных органов граждане не ждут ничего «произвольного», достаточно просто бороться с коррупцией и начать, наконец, сажать казнокрадов.

Сергей ЩУКИН