Политтехнологи президента Удмуртии допустили стратегическую ошибку. Готовясь к проведению Госсовета России в Ижевске и так много возлагая на него, «команда Волкова» посчитала, что протестное движение республики окажется неспособным приурочить к этому событию акцию, которая будет замечена на федеральном уровне и смажет образ якобы «самого стабильного» региона. Образ, столь необходимый президенту УР Волкову, чтобы убедить федеральный центр оставить его у власти еще на 5 лет.

фото У президентского дворца был отличный способ избежать проблем с протестным движением в дни приезда в Удмуртию высоких гостей – это вступить в диалог с Координационным Советом гражданских действий УР (КСГД) и начать реально решать социальные проблемы населения, обозначенные в резолюциях преды-дущих акций. Но был избран иной путь – продолжение плотной информационной блокады и попытка не допустить уличных выступлений силой.
Отчасти надежды на успех этой тактики, видимо, были связаны с тем, что первые акции осенней протестной кампании КСГД, проведенные в сентябре, собрали сравнительно небольшое количество участников: 5 сентября – около 300 человек, 17 сентября – более 500. Расчет окружения Волкова сводился, скорее всего, к тому, что накануне визита в Ижевск Президента России основную «грязную работу» за республиканскую власть в отношении «умиротворения» групп протеста выполнят правоохранительные органы. Однако власти не учли, что «ранний» старт протестной кампании в сентябре, когда население еще не закончило садово-дачный сезон, был вынужденным, в связи с тем, что именно на этот месяц изначально предполагалось проведение Госсовета России. Уже 25 октября, в День народного гнева, на Центральную площадь вышла почти тысяча человек, и развитие протестной кампании в Ижевске по нарастающей определилось окончательно. Подача в органы власти уведомлений о проведении митингов и демонстраций 17-18 ноября, то есть в предполагаемые дни проведения Госсовета России в Ижевске, показала, что Координационный Совет уверен в своей способности провести массовую акцию даже в конфликтных условиях.
В ответ власти заняли жесткую позицию. В адрес официальных организаторов митингов Андрея Коновала и Галины Дорошевой были направлены письма за подписью руководителя аппарата президента и правительства Удмуртии Александра Горяинова. В письмах сообщалось, что 17-18 ноября в Октябрьском, Первомайском, Устиновском и Индустриальном районах г. Ижевска будут проходить мероприятия федерального уровня, в связи с чем предлагалось перенести акции протеста… в Ленинский район. «…Провести на территории Ленинского района по усмотрению организатора мероприятия», - уточнялось в письме уже из городской администрации. «Вы бы нас еще в Пирогово отправили», - прокомментировала эти предложения Галина Дорошева при вручении ей указанных писем. «Так Пирогово – это уже не Ижевск, а Завьяловский район», - несколько простодушно отвечал ей молодой сотрудник президентской администрации, видимо, озвучив нереализованное желание своего начальства.
По словам лидеров Координационного Совета, все последние дни перед митингом на них оказывалось давление (вплоть до угроз фабрикации уголовных дел) с требованием отказаться от проведения акций протеста. Одна из встреч на эту тему состоялась 14 октября в 20.30 между руководителем РО партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», членом КСГД Сергеем Щукиным и главным федеральным инспектором по Удмуртской Республике Александром Кобзевым. По мнению Сергея Щукина, настойчивость ГФИ, пытавшегося заставить протестное движение «не портить впечатления о ситуации в Удмуртии» перед высокими гостями, объяснялась не столько установкой федерального центра, сколько личной лояльностью Александра Кобзева к региональному политическому режиму Удмуртии. «В июне 2006 года, - напоминает Сергей Щукин, - во время визита в республику Владимира Путина прямо напротив Дома правительства УР нами была также проведена массовая акция протеста без каких-либо претензий со стороны федералов».

фото Договоренности об отмене акции протеста с требованием отставки президента Удмуртии Александра Волкова на встрече с Кобзевым достигнуто не было, а на следующий день, утром, за несколько часов до начала конференции протестного актива КСГД, начались провокации. У автомобиля марки «Шевроле-Нива», принадлежащего депутату Городской думы
г. Ижевска Андрею Коновалу, было проколото колесо, а автомобиль Сергея Щукина остановлен и обыскан нарядом ДПС. Сам Щукин был почти на три часа задержан и доставлен в Октябрьский РОВД. Было конфисковано около четырех тысяч листовок с призывом на митинг 17 ноября. Патруль ДПС ГИБДД был замечен также и на ул. Гагарина, непосредственно рядом с домом, где проживает депутат Коновал. Примерно через час машина Андрея Коновала, двинувшаяся по другой улице, была настигнута двумя автомобилями ДПС. Сотрудники ГИБДД провели тщательный досмотр автомобиля и проверку документов, однако ни одного нарушения, так же как и каких-либо агитационных материалов, обнаружено не было.
В полдвенадцатого ночи на телефон второго организатора митинга, пенсионерки Галины Дорошевой, поступил звонок – якобы от журналиста газеты «День». Молодой человек, представившийся Сергеем, сказал, что «Коновал задержан милицией». «Откуда вы взяли мой телефон?» - задала вопрос Галина Николаевна, но звонивший, сказав, что у него кончаются деньги на мобильном, оборвал разговор. Между тем определитель номера показывал, что звонили со стационарного телефона.
Примерно в 13 часов 16 сентября Андрей Коновал вышел на связь через сеть Интернет с одним из сотрудников редакции «Дня» и сообщил, что накануне вечером на одной из ижевских улиц у его автомобиля вторично было проколото колесо, при этом он заметил автомобиль с неизвестными, ведущими за ним «наружное наблюдение». После чего организаторы митинга вынуждены были отключить мобильные телефоны и передвигаться по городу на общественном транспорте, чтобы затруднить ведение слежки.
«Мы не экстремисты и не преступники, наша акция протеста носит мирный характер, - заявил Андрей Коновал. - Она направлена на защиту прав пенсионеров и ветеранов, обманутых дольщиков, жителей общежитий «Нефтемаша», работников «Ижмаша», жителей многоквартирных домов, чьи проблемы последовательно на протяжении многих лет отказываются решать власти Удмуртии во главе с президентом Волковым». По словам Андрея Коновала, все формальные процедуры, которые определены законодательством, организаторами акций протеста были пройдены. По его мнению, власти планировали задержать организаторов митинга под сфабрикованными предлогами. «Однако мы не можем не явиться на площадь, - сказал он, - поскольку, во-первых, это наша принципиальная позиция: мы считаем, что до федерального центра местными чиновниками доводится искаженная информация о социальной ситуации в Удмуртии, а это значит, что в условиях приезда в республику представителей федеральной власти публичная акция протеста просто необходима. Во-вторых, если организаторы митинга будут отсутствовать, акция протеста может принять стихийный характер и могут произойти опасные инциденты».
Как потом выяснилось, и Андрею Коновалу и Сергею Щукину удалось уйти из-под наружного наблюдения, хотя переход на «нелегальное положение» лидеров КСГД затруднил организацию технического обеспечения митинга. Кроме того, утром 17 ноября вся Центральная площадь со стороны ул. Пушкинской, подступы к Дому правительства и Дворцу президента Удмуртии – то есть все заявленные места для проведения акции протеста - были оцеплены милицией. Оцепление стояло также с другой стороны Центральной площади, не позволяя добраться до места тем участникам, которые ехали на трамвае. Остановки троллейбусов на Центральной площади были отменены. Патрули ДПС были расставлены на всех перекрестках центральной части города. Кроме нарядов милиции, на всех подступах к площади были расставлены оперативники в штатском. Тем не менее все эти беспрецедентные меры не смогли помешать людям собраться на митинг – в итоге в акции приняли участие более 1500 человек. Милиция, не готовая применять силу против такой массы граждан, вышедших на законное мероприятие, была вынуждена уступить и дать провести акцию протеста в соответствии с установленным регламентом.
Уже после окончания митинга его организаторам стало известно, что на следующий день, 18 ноября, правоохранительные органы перекрывают для свободного движения не только транспорта, но и пешеходов всю центральную часть города. Стало ясно, что участники митинга окажутся распылены сравнительно небольшими группами по периметру огромного квадрата между улицами Советской и Кирова, К. Маркса и Коммунаров. Представители правоохранительных органов настаивали, что они проводят мероприятия в соответствии с законом «О государственной охране». В этих условиях во вторник в 10 часов утра в редакции газеты «День» состоялось экстренное собрание Координационного Совета, которое приняло решение об отмене второй части протестных выступлений и переносе их на декабрь. Был произведен экстренный обзвон активистов с целью сообщить о данном решении. Кроме того, около трех десятков членов КСГД направились на улицы города, чтобы донести информацию до людей, которые уже направлялись на митинг.
«КСГД констатирует успешное проведение массовой акции протеста… - говорится в заявлении Координационного Совета, - накануне проведения в столице Удмуртии Госсовета РФ под председательством Президента России. Учитывая начавшийся резонанс в федеральных СМИ по итогам нашей вчерашней акции, присутствие на ней представителей федеральных органов власти, считаем, что основные задачи по донесению требований ижевчан до общественности и руководства страны выполнены акцией 17 ноября, собравшей более 1500 участников. Все резолюции и требования по социальным проблемам граждан, принятые на состоявшемся митинге, будут направлены в адрес органов власти в установленном официальном порядке. Мы приветствуем заявление должностных лиц МВД по УР, что они признают законность проведения акции протеста 17 ноября. Мы отмечаем, что акция была проведена, несмотря на беспрецедентное противодействие со стороны республиканских властей, незаконные действия отдельных представителей правоохранительных органов, информационную блокаду, провокации и оказание давления на организаторов митинга. Успешное проведение акции протеста в таких условиях показывает, с одной стороны, организованность и силу протестного движения Ижевска, выступающего в защиту социальных прав граждан, с другой - крайне негативное отношение ижевчан к действующему президенту Удмуртии Александру Волкову, отставка которого была одним из основных требований нашего митинга»