Прошедшие в Удмуртской Республике сентябрьские торжества, посвященные 450-летию вхождения Удмуртии в состав Российского государства, заставили наблюдателей снова обратить внимание на тему капитального строительства дорогостоящих объектов. В рамках подготовки к празднованию начиная с 2006 года на престижные «юбилейные» проекты – Дом дружбы, набережную Ижевского водохранилища, зоопарк и т.д. - были истрачены из федерального и республиканского бюджетов миллиарды рублей, в освоении которых принимали участие в основном близкие к республиканскому руководству строительные организации. В распоряжении «Д» оказались копии материалов, которые могут пролить свет на реальную картину использования бюджетных, в том числе федеральных, средств на территории Удмуртии.

Главный федеральный инспектор по УР Александр Кобзев оказался не очень строгим контролером при расходовании федеральных бюджетных средств, предназначенных для реконструкции набережной Ижевского пруда. Для начала несколько цифр, иллюстрирующих общую тенденцию. В свое время заявлялось, что строительство здания нового цирка в столице республики, Ижевске, обойдется в 300 млн рублей. В итоге конечная стоимость строительства выросла к 2006 году до 1 млрд 138 млн руб., что даже с учетом инфляции выглядело, по оценкам экспертов, чрезмерным. Впечатляющим оказался и рост итоговых сумм на строительство объектов в рамках «юбилейных» мероприятий в Удмуртии. В частности, изначально сметная стоимость реконструкции бывшего ДК «Октябрь» в Дом дружбы народов, согласно официальной информации, составляла 580 млн рублей. Однако в итоге реконструкция, по данным деловой прессы, обошлась в сумму не менее 900 млн рублей. Шокирующим известием для горожан стало сентябрьское сообщение СМИ, что реставрация стелы «Навеки с Россией», которая состояла в основном в ликвидации косметических дефектов и покрытии брусчаткой прилегающей площади, обошлась бюджету в 122 млн рублей – естественно, на несколько десятков миллионов больше запланированного. Скандальной ситуацией в свое время оказалась отмечена и реконструкция здания Ижевского железнодорожного вокзала, которая велась республикой и Горьковским отделением железной дороги на условиях паритетного софинансирования. После неожиданного для железнодорожников повышения стоимости работ на 60 млн руб. улаживанием вопроса тогда пришлось заниматься президенту Удмуртии Александру Волкову, тоже строителю по первоначальной профессии.
В настоящее время в столице республики продолжаются работы по реконструкции набережной Ижевского водохранилища протяженностью более одного километра. В отношении этого строительного объекта, носящего официальное название «Комплекс инженерных сооружений по укреплению берега Ижевского водохранилища», также действует федеральная инвестиционная программа. В частности, на 2007 год было заложено 253,5 млн руб. в текущих ценах, из них 195 млн рублей из средств федерального бюджета; на 2008 год - более 220 млн руб., из них почти 155 млн федеральных средств.
Со стороны государства контролировать использование выделяемых средств должно было Федеральное агентство по водным ресурсам (Росводресурс). В начале мая прошлого года личную инспекцию объекта провел исполняющий обязанности руководителя Камского бассейнового водного управления (БВУ) этой структуры Ильдус Юсупов. Руководитель Камского БВУ нашел серьезные нарушения при проведении работ в Ижевске, которые могли иметь под собой коррупционную подоплеку. В частности, изначальным проектом реконструкции предполагалось, что для расширения набережной будет использоваться песчано-гравийная смесь, приобретать которую предполагалось на карьере, расположенном в 40 километрах от места работ. Однако фактически, как обнаружил Ильдус Юсупов, вместо песчано-гравийной смеси из карьера для расширения набережной бесплатно брались песчано-илистые грунты, образовавшиеся в результате работы земснаряда по углублению Ижевского пруда. (Напомним, что одновременно в Ижевске действовала другая федеральная адресная инвестиционная программа «Очистка ложа Ижевского водохранилища»).
Кроме того, выявилось еще одно отступление от проектной документации. Производство работ по укреплению берега велось не со стороны воды, а с насыпи, хотя изначальный рабочий проект этой возможности почему-то не предусматривал. «Использование извлеченных со дна пруда грунтов, а также производство работ с насыпи, - говорит Ильдус Юсупов, - должно было, по оценке специалистов, мнение которых я запрашивал, дать удешевление проекта на сумму, по крайней мере, порядка 50 млн рублей. Однако в официальных документах эти изменения почему-то не отразились».
Проведенное Юсуповым служебное расследование показало, что самовольное согласование изменений проекта без должного информирования вышестоящих инстанций производилось начальником водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ Анисой Измайловой. В частности, в письме (№859 от 26.12.06) в адрес начальника одного из подразделений УССТ №6 – подрядчика работ по реконструкции набережной - г-жа Измайлова написала, что Отдел водных ресурсов по УР «не возражает» против использования грунтов, намытых земснарядом. В ответ на требования и.о. руководителя Камского БВУ представить документы, касающиеся изменений в проектной документации и проведении работ, Аниса Измайлова ответила своему непосредственному начальнику достаточно своеобразно (письмо № 353 от 20.07.07): «На Ваше письмо… сообщаю следующее: Контроль за ходом строительства объекта ФАИП «Комплекс инженерных сооружений по укреплению берега Ижевского водохранилища (1 пусковой комплекс) для меня не значило сидя в кабинете получать письма от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики. Еженедельно Министерством на объекте проводились оперативные совещания, на которые меня приглашали. Информирование о ходе строительства было на объекте (пунктуация и синтаксис сохранены. – Ред.). Протоколы оперативных совещаний в отделе имеются. Лимит на телефонные переговоры не позволяет мне отправить Вам все протоколы. На совещаниях, проводимых в институте «Удмуртгипроводхоз» я также присутствовала».
Странным в этом письме выглядит не только своеобразное понимание чиновницей Измайловой своего служебного долга, но и очевидная готовность к конфронтации с собственным руководством. Одной из причин такой позиции называют наличие особых отношений Измайловой с главным федеральным инспектором по УР Александром Кобзевым - еще одним федералом, довольно органично «встроившимся» в систему политической власти Удмуртии. По свидетельству очевидцев, Аниса Измайлова неоднократно козыряла в личных разговорах, что училась вместе с Кобзевым в Академии госслужбы и что помогала ему в написании диссертации. В свою очередь, Александр Кобзев оказался достаточно близко знаком с главой Росводресурса Рустэмом Хамитовым, который в свое время так же исполнял обязанности ГФИ в Республике Башкортостан.
Вместо того, чтобы продолжить расследование в отношении использования средств федеральных программ в Удмуртии, Рустэм Хамитов, который был проинформирован об имеющихся здесь нарушениях, по словам и.о. руководителя Камского БВУ, начал оказывать на него давление, с тем чтобы «замять дело». Впрочем, если действительно «цена вопроса» составляла порядка 50 млн руб. и в деле оказались замешаны республиканские и федеральные чиновники, то дальнейшее развитие событий выглядит вполне логичным. 16 сентября Ильдусу Юсупову было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, а уже на следующий день, в нарушение норм трудового права, он был отстранен главой Росводресурса Хамитовым от должности. Сам Ильдус Юсупов, попавший после этих событий в больницу и перенесший операцию на сердце, считает, что, кроме «ижевского дела» с набережной, еще одним поводом для его «устранения» стали предпринятые им действия в отношении сложившейся в Удмуртии системы незаконной добычи строительных материалов со дна Камы, затрагивающей интересы близких к власти лиц. Об этом криминальном сюжете читайте в следующих номерах «Д».