Два с половиной года дольщики дома на Льва Толстого не могли въехать в свои квартиры. Суды, письма в министерства и президенту – ничего не помогало. Несколько недель назад обманутые соинвесторы были вынуждены организовать комитет по защите собственных прав. Идея оказалась плодотворной. Новообразованным комитетом тут же была проведена первая акция прямого действия. Взломав дверь в подъезд,
26 сентября дольщики вселились в свои квартиры.

Представитель «Химстроя» Любовь Майорова встретила дольщиков в явно приподнятом настроении. Другой, неназвавшийся представитель застройщика так и не смог преодолеть стойкие ряды обманутых дольщиков. В этот день у злополучного долгостроя по улице Льва Толстого собралось необычно много людей. Пришли дольщики двух недостроенных секций четырехсекционного дома (строительство еще двух секций так и не начато). Собрания дольщиков в последнее время проходили довольно часто, поэтому поначалу охрана не обратила внимание на толпящихся у дома людей. Однако от обычных собраний это отличала не только высокая численность присутствующих – около пятидесяти человек, но и время – 8 часов утра. Так рано дольщики еще не собирались. Это должно было вызвать подозрение, но пока сонная охрана сопоставляла факты, пытаясь понять, что происходит, дольщики успели основательно подготовиться к задуманной акции. В первую очередь у каждого из присутствующих проверили документы. Эта мера потребовалась для того, чтобы избежать обвинений в захвате чужой собственности, позиция была четкая: люди заселяются в свои квартиры.
Примерно в половине девятого с документами закончили. Обследование двери в подъезд показало, что она не только закрыта на замок, но и заварена. Здесь надо отметить, что по закону дольщикам обязаны предоставлять доступ в квартиры в любое время,
и еще несколько дней назад в дом можно было войти, однако в этот день входная дверь почему-то оказалась закрыта. Это правонарушение со стороны строителей стало первопричиной того, что дольщики решились на демонтаж двери (ключи от нее охранники, уже понявшие, что происходит, выдать наотрез отказались).
Через полчаса мужчины двумя ломиками свернули замок и разорвали сварной шов. Люди тут же двинулись в помещение. «Главное не выходить – с нами не заварят», - кричал кто-то в гуще народа. Выходить никто и не собирался – все шли к своим квартирам. У большинства людей не было ключей, они просто стояли около дверей, стараясь рассмотреть в замочные скважины потраченные миллионы. Другие дольщики, поставившие свои двери в квартиры, попали внутрь. Изнутри квартиры выглядели довольно аккуратно: рабочие успели поклеить обои и постелить линолеум. Дольщики свидетельствуют, что подавали даже отопление и горячую воду (проверить это не удалось – в день «штурма» даже электричество отключили). Нет в доме и газа, его всегда подключают в самом конце. Однако, несмотря на это, многие, кого удалось опросить, заявляли, что отсутствие газа их не смущает, и они готовы жить в таких условиях, лишь бы им не мешали.
Однако «помехи» начались совсем скоро. И первым препятствием, вставшим на пути дольщиков, стал присланный по сигналу сторожа наряд милиции Индустриального РОВД. Я находился в этот момент внутри здания, и для меня картина была удивительна: двое сотрудников подошли к оставшимся у входа дольщикам, поговорили с ними несколько минут и ушли. Как стало потом известно, милиционеры уже сталкивались с подобным конфликтом в доме напротив. Когда они поняли, что ситуация здесь идентичная, то, вероятно, просто решили не вмешиваться.
После ухода милиции внимание привлек местный сторож. Он махал руками и объяснял по телефону, что не имеет возможности выгнать сорок человек из девятиэтажного дома. Видимо, понимая, что ситуация сложная, застройщик ООО «Химстрой» прислало на место «своих людей». Их личности выяснить так и не удалось. Они не стали представляться и были без какой-либо формы. Дольщики их называли охранниками, но по виду «охранники» больше напоминали «братков» из фильмов про 90-е годы в России. Главный «браток», в странном на вид кожаном пиджаке, едва-едва застегнувшемся на его животе, объяснял, что новую дверь (которую уже к тому времени привезли и начали устанавливать) дольщики ставить не имеют права. С ним, пока из соседнего дома протягивали электричество, спорила помощница депутата Городской думы Андрея Коновала Галина Индирякова, которая тоже попала в число обманутых дольщиков и вступила в комитет. Удивительно подкованный в юридических тонкостях «охранник» «Химстроя» обвинял в мошенничестве ЗАО «Экспресс», которое, по его словам, беззаконно и с жульническими намерениями собирало с людей деньги. Но на вопросы, с какой целью собирало деньги само ООО «Химстрой», ответить ему было нечего.
Спор продолжался до тех пор, пока не заработала болгарка и нанятые рабочие не начали спиливать старую дверь. Представитель «Химстроя» немедленно двинулся в сторону дверного проема. «Вы не имеете права!» - кричал он, но шансы отстоять дверь были ничтожны. Когда «химстроевец» поднялся на лестницу, люди взяли его под руки и спустили обратно к подъезду. «Уходи отсюда! Земля наша!» - крикнул какой-то парень. Обратно на лестницы охранник подняться не решился. Дальше до часу дня ситуация принципиально не менялась: устанавливали новую дверь, обсуждали нюансы и принципы долевого строительства с охраной. На объект еще раз приходила милиция. На этот раз правоохранители о чем-то разговаривали с «химстроевцами», после чего охранники немного успокоились, заявив, что они нанимались охранять, а не оборонять стройку. Ситуация поутихла. Но, как оказалось, сцена лишь ждала своего героя.
В час дня на фоне новенькой двери подъезда появилась начальник стройки Любовь Майорова. Женщина выглядела заметно пьяной, чего, в общем-то, ни от кого особенно и не скрывала. От фотоаппарата Любовь Васильевна пыталась укрыться за дверью. Когда ей это не удалось, она матом объяснила корреспонденту «Д», очевидно, перепутав его с кем-то из дольщиков, что квартиру он никогда не получит. Всем остальным она заявила, что на квартиры могут рассчитывать только те дольщики, которые отдавали деньги компании «Химстрой». «Ни хера вы квартир не получите! – вещала начальница стройки, стоя на возвышении подъезда. – Вы можете дверь поставить, дверь выломать. Щас мальчишки приедут – все выломают. Война войной!» Потом она попыталась перевербовать часть собравшихся дольщиков. «Ты химстроевская? Давай мне помогай!» - кричала Любовь Майорова, но была неубедительна и доверия у собравшихся не вызвала. Больше пугали ее угрозы. Однако «мальчики», которые должны были «все выломать», так и не приехали. Как стало известно «Д», на сегодняшний день дольщики установили дежурство у подъезда и наняли свою охрану. По состоянию на 29 сентября дверь стоит. В доме уже проживают десять человек. Все дольщики ожидают оформления документов собственности в Регистрационной палате. Однако в том, что дело все же разрешится в пользу обманутых граждан, есть и небезосновательные сомнения.
По информации «Д», против активистов «Комитета защиты обманутых дольщиков Удмуртии» пытаются использовать сотрудников МДВ по УР и привлечь наиболее активных дольщиков к ответственности. Правоохранительные органы расценивают их действия как захват чужого имущества. Дольщики уверены, что такая позиция небескорыстна и основана на личных связях некоторых высокопоставленных сотрудников МВД с «Химстроем».

Доводы комитета

Два с половиной года дольщики дома по улице Льва Толстого пытались добиться от властей разрешения проблемы с затянувшейся стройкой. Из-за отсутствия в республике закона об обманутых дольщиках, принятия которого требует комитет, ситуация зашла в тупик. Соинвесторы долгостроя даже не могут обратиться в суд, поскольку действия застройщика не подпадают под действие статьи 214 закона РФ, в связи с тем, что у застройщика отсутствует разрешение на строительство. Чтобы не потерять квартиры, дольщики были вынуждены создать комитет. На сегодняшний день они требуют признать действия компании «Химстрой», умышленно начавшей строительство без необходимых правоустанавливающих актов, мошенническими. По информации дольщиков, мошенничеством также является тот факт, что ООО «Химстрой» занимается «двойными продажами», перераспределяя дольщиков из непостроенных секций в квартиры, у которых уже есть другие собственники. По закону за каждое подобное правонарушение положено наложить штраф в размере 500 руб., после чего на мошенника заводится уголовное дело.