ИА REGNUM предлагает вашему вниманию результаты "Рейтинга политической выживаемости губернаторов", составленного Международным институтом политической экспертизы и Центром политической конъюнктуры России.

"Поводом к составлению рейтинга, - отмечают авторы исследования, - стала развернувшаяся в первой половине августа дискуссия о возможных перестановках среди глав регионов. Отставки Л. Короткова, М. Прусака, И. Малахова (а ранее А. Алханова, Ш. Ооржака, Л. Потапова, М. Машковцева) поставили под сомнение продолжение характерной для 2005-2006 года политики "стабильности кадров" в губернаторском корпусе. На прошедшей неделе в многочисленные версии "черных списков" попало в совокупности 18 глав регионов (Карелия, Коми, Марий Эл, Удмуртия, Пермский и Ставропольский края, Архангельская, Волгоградская, Воронежская, Кировская, Костромская, Курганская, Магаданская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Читинская области). На наш взгляд, смена столь большого числа губернаторов была возможна в начале года, но за несколько месяцев до выборов это сильно дестабилизировало бы властную вертикаль". "Поэтому, - по мнению генерального директора Центра политической конъюнктуры России Михаила Виноградова и директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, - кадровые перестановки - если они вообще произойдут - будут происходить либо в традиционно проблемных для федеральной власти регионах (где поиск схемы смены власти идет уже не первый день), либо там, где отставка будет выглядеть как создание прецедента, дающего урок лояльности и эффективности "выжившим" главам администраций. При этом очевидно, что единых критериев кадровой политики в отношении губернаторов в ближайшее время так и не появится. К ним нельзя отнести:

Ранее оказанное доверие президента. Леонид Коротков (Амурская область) был 5-м из числа губернаторов, получивших доверие президента, однако это не спасло его от отставки. Не могут быть полностью защищены от отставок и губернаторы-назначенцы: далеко не все из них проявили себя как эффективные управленцы, способные контролировать политические процессы в своем регионе. Поэтому "охранной грамотой" может считаться лишь решения о доверии или выдвижении президентом, принятые в течение последнего года;

Неудачи "Единой России" (победа "Справедливой России" на выборах в ставропольский парламент или кандидата КПРФ на выборах мэра Волгограда не привели к автоматической замене глав регионов);

Членство в "Единой России". Оно не спасло от отставки Михаила Прусака;

Присутствие в списках праймериз "Единой России". Согласно предварительной информации, в ходе проходящих сейчас праймериз некоторые губернаторы получают слабую поддержку при голосовании. А присутствие в списках праймериз главы Хакасии Алексея Лебедя вовсе не укрепило его позиции в глазах экспертов и, наоборот, было воспринято как мягкий трамплин, позволяющий ему перейти на работу в Государственную думу;

Показатели "Единой России" на региональных выборах. В разные годы "плановые" показатели серьезно различались, а ситуация в регионах была слишком специфична, чтобы можно было определить приемлемую цифру;

Вовлеченность администрации в коррупционные скандалы. Безусловно, в ряде случаев уголовные дела и аресты чиновников служат тревожными звонками для глав регионов. Но нередко они бывают плодами не согласованной с Центром активности прокуроров. Неслучайно недавние уголовные дела против вице-губернаторов в Новосибирской и Челябинской областях не восприняты опрошенными экспертами как свидетельство серьезного ослабления позиций глав этих регионов;

Активность внутренней оппозиции. Критика губернатора снизу привела к замене глав регионов в Туве, Иркутской, Калининградской, Нижегородской, Саратовской областях, однако в редких случаях это приводит к выдвижению оппозиционеров на пост губернатора. Поиск же приемлемых для Центра преемников занимает нередко не один месяц;

Экономические показатели. В соответствии с указом президента доклады губернаторов об итогах своей работы будут представлены к 1 сентября, а их обобщение займет некоторое время. А на перестановки непосредственно накануне думских выборов - в октябре-ноябре - федеральный центр вряд ли решится".

Также эксперты называют факторы, увеличивающие политическую выживаемость губернаторов. По их мнению, это "недавнее назначение или переназначение; отсутствие явных конфликтов и очагов социальной напряженности; личный контакт регионального лидера с президентом; контроль над уровнем местного самоуправления; отсутствие конфликтов с влиятельными бизнес-группами (в частности, этот фактор является ключевым для сохранения на своем посту волгоградского губернатора Максюты, который, несмотря на свою "красноту", нашел общий язык с местными олигархами); политическая значимость региона (как, например, ряда регионов Северного Кавказа); электоральная значимость региона в сочетании с высоким рейтингом его руководителя (Лужков, Шаймиев, Тулеев). Многие эксперты отмечают высокую роль полномочных представителей президента, от степени активности которых зависит и частота кадровых изменений в регионах. Но все же ситуация в разных регионах настолько разнообразна, что выдвижение полноценной системы критериев, позволяющих оценить прочность позиций губернаторов, оказывается затруднительным. Поэтому данный рейтинг основан на экспертной оценке авторов, скорректированной с учетом мнения опрошенных при составлении рейтинга экспертов. Авторы учитывают, что для исследуемой темы характерна высокая динамика. Так, если на минувшей неделе отставки О. Чиркунова или К. Титова выглядели вполне вероятными, то к середине августа их шансы на политическое выживание несколько возросли. Как следствие, по 5-балльной шкале никто не получил минимальной оценки в 1 балл - практически всегда обнаруживались аргументы, указывающие на непредрешенность отставки или, как минимум, на ее отсрочку хотя бы на полгода. Обсуждение же того, произойдет ли отставка кого-то из глав регионов после марта 2008 года (например, популярная гипотеза об отставке Юрия Лужкова к следующему лету), представляется бессмысленным до тех пор, пока не были обозначены контуры передачи власти на федеральном уровне".



Прочность позиций (5-балльная шкала) Дата переутверждения (или срок окончания полномочий) Присутствие в списках "ЕР" Показатели "ЕР" на региональных выборах
Адыгея А. Тхакушинов 4 13.12.2006
33,7
Башкортостан М. Рахимов 4 10.10.2006

Бурятия В. Наговицын 5 15.06.2007 выборы в декабре
Республика Алтай А. Бердников 4 22.12.2005
27,2
Дагестан М. Алиев 4 20.02.2006
63,6
Ингушетия М. Зязиков 4 15.06.2005
36,3
Кабардино-Балкария А. Каноков 5 28.09.2005
72,5
Калмыкия К. Илюмжинов 3 24.10.2005
41,7
Карачаево-Черкесия М. Батдыев 2 10.09.2008
55,7
Карелия С. Катанандов 2 03.03.2006
38,9
Коми В. Торлопов 2 07.12.2005
36,1
Марий Эл Л. Маркелов 3 15.01.2009
32,2
Мордовия Н. Меркушкин 3 10.11.2005
76,2
Саха (Якутия) В. Штыров 4 07.12.2006

Северная Осетия Т. Мамсуров 3 07.06.2005 выборы в декабре
Татарстан М. Шаймиев 4 25.03.2005
69,2
Тыва Ш. Кара-оол 4 06.04.2007
46,3
Удмуртия А. Волков 3 19.03.2008 выборы в декабре
Хакасия А. Лебедь 3 14.01.2008
23,1
Чечня Р. Кадыров 5 02.03.2007
60,6
Чувашия Н. Федоров 3 29.08.2005
51,9
Алтайский край А. Карлин 4 25.08.2005
24,4
Краснодарский край А. Ткачев 5 23.04.2007

Красноярский край А. Хлопонин 5 04.06.2007
42,5
Приморский край С. Дарькин 2 04.02.2005
48,3
Ставропольский край А. Черногоров 2 31.10.2005
23,8
Хабаровский край В. Ишаев 4 09.07.2007
41
Амурская область Н. Колесов 5 01.06.2007
16,2
Архангельская область Н. Киселев 2 14.04.2008
23,6
Астраханская область А. Жилкин 3 23.12.2008
38,7
Белгородская область Е. Савченко 4 16.06.2007
52,8
Брянская область Н. Денин 3 28.12.2008
34,1
Владимирская область Н. Виноградов 3 18.02.2005
20,5
Волгоградская область Н. Максюта 2 12.01.2009
36,7
Вологодская область В. Позгалев 5 21.06.2007
41,9
Воронежская область В. Кулаков 3 24.03.2008
29,1
Ивановская область М. Мень 4 22.11.2005
32,1
Иркутская область А. Тишанин 4 26.08.2005
30,1
Калининградская область Г. Боос 3 16.09.2005
34,1
Калужская область А. Артамонов 4 26.07.2005
40
Камчатский край А. Кузьмицкий 5 29.05.2007 выборы в декабре
Кемеровская область А. Тулеев 5 20.04.2005

Кировская область Н. Шаклеин 2 14.01.2008
28,5
Костромская область В. Шершунов 2 21.04.2005
30
Курганская область О. Богомолов 3 29.12.2009
35,7
Курская область А. Михайлов 2 22.02.2005
37,3
Ленинградская область В. Сердюков 4 09.07.2007
35,2
Липецкая область О. Королев 3 28.05.2005
50,6
Магаданская область Н. Дудов 3 28.02.2008
28,8
Московская область Б. Громов 5 04.05.2007
49,5
Мурманская область Ю. Евдокимов 4 14.02.2007
42,1
Нижегородская область В. Шанцев 5 08.08.2005
43,9
Новгородская область С. Митин 5 07.08.2007
43,7
Новосибирская область В. Толоконский 4 12.07.2007
33,1
Омская область Л. Полежаев 4 24.05.2007
55,6
Оренбургская область А. Чернышев 4 15.06.2005
40,4
Орловская область Е. Строев 2 23.04.2005
39
Пензенская область В. Бочкарев 4 14.05.2005 выборы в декабре
Пермский край О. Чиркунов 3 10.10.2005
34,5
Псковская область М. Кузнецов 4 17.12.2008
45,4
Ростовская область В. Чуб 3 14.06.2005

Рязанская область Г. Шпак 2 12.04.2008
22,1
Самарская область К. Титов 2 26.04.2005
33,5
Саратовская область П. Ипатов 3 03.03.2005 выборы в декабре
Сахалинская область А. Хорошавин 5 09.08.2007
17,7
Свердловская область Э. Россель 4 21.11.2005
40,5
Смоленская область В. Маслов 3 24.06.2005 выборы в декабре
Тамбовская область О. Бетин 4 13.07.2005
40,5
Тверская область Д. Зеленин 4 10.07.2007
33,2
Томская область В. Кресс 3 10.03.2007
46,8
Тульская область В. Дудка 3 30.03.2005
22,3
Тюменская область В. Якушев 5 24.11.2005
65,9
Ульяновская область С. Морозов 3 28.03.2006
27,3
Челябинская область П. Сумин 4 18.04.2005
52
Читинская область Р. Гениатулин 2 25.03.2008
35,6
Ярославская область А. Лисицын 3 02.11.2006
26
Москва Ю. Лужков 5 27.06.2007
47,2
Санкт-Петербург В. Матвиенко 5 20.12.2006
37,4
Еврейская автономная область Н. Волков 3 25.02.2005
55,3
Ненецкий округ В. Потапенко 4 07.08.2006
24
Ханты-Мансийский А. Филипенко 5 24.02.2005
54,6
Чукотский Р. Абрамович 4 21.10.2005
69,2
Ямало-Ненецкий Ю. Неелов 5 11.03.2005
59,2

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/870234.html
12:05 14.08.2007